Модель формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Батаева, А. И. Модель формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения / А. И. Батаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102914/ (дата обращения: 28.04.2024).



Рассматривается структура модели формирования нравственных ориентиров младших школьников. Описываются составные части созданной модели формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: моделирование, модель формирования нравственных ориентиров, младший школьный возраст, литературное чтение.

The structure of the model of formation of moral guidelines of younger schoolchildren is considered. The article describes the components of the created model of the formation of moral guidelines of younger schoolchildren in the lessons of literary reading.

Keywords: modeling, model of the formation of moral guidelines, primary school age, literary reading.

Процесс формирования нравственных ориентиров личности в современной педагогике рассматривается как последовательный переход знаний о нравственных нормах поведения в нравственные убеждения и далее — в потребность в нравственных поступках, взаимоотношениях. Актуальным является поиск эффективных методов и средств формирования нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста, поскольку не всегда у обучающихся этого возраста нравственные понятия являются ведущими в структуре их нравственных ориентаций. Наиболее эффективным средством здесь может стать педагогическое моделирование, где термином «модель» принято обозначать объект, подобный исследуемому явлению, отражающий в простом виде структуру и взаимосвязи внутри этого явления [2].

В ряде работ моделью называют и искусственно созданный образец, и аналог природного или социального объекта. В данной статье под моделью понимается искусственно созданный в виде схемы, знаковых форм объект, который, будучи подобным исследуемой системе-оригиналу, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде ее структуру, свойства и взаимосвязи.

Моделирование зачастую используют в качестве исследовательского инструмента для изучения особенностей образовательного процесса. В этом случае алгоритм моделирования может быть сведен к нескольким этапам: выяснение педагогической задачи; создание вариантов модели в виде абстрагированных объектов, математических или графических моделей; выражение вариантов модели в виде абстрагированных схем; повторный анализ разработанной модели с целью выявления непредвиденных ранее свойств; внесение поправок в разработанную прежде модель3.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы дает основание утверждать, что модель можно использовать в качестве некоторого плана реализации исследования, при котором на первом этапе проектируются цель и задачи обучения, определяются ведущие концептуальные подходы и организационно-педагогические условия. В данной статье ставится задача представить структуру модели формирования нравственных ориентиров младших школьников и описать составные компоненты данной модели применительно к урокам литературного чтения.

Анализ изученной литературы позволил предложить модель сформированности ценностных ориентаций, которая может включать следующие содержательные показатели:

– мотивационные — наглядно показывают личную заинтересованность в активной деятельности в коллективе ровесников, осознание себя как личности, понимание своих желаний, интересов, целей, способность к саморазвитию и самоорганизации;

– когнитивные — благодаря ним можно определить уровень освоения учениками знаний и понятий о смысле социальных, культурных и жизненных общечеловеческих ценностей, личную направленность на национально-культурные традиционные ценности;

– эмоционально-волевые — отражают способность обучающихся создавать вокруг себя творческую атмосферу, потребность, умение проявлять взаимопомощь, доброжелательность, выдержку, быть внимательным, активным, терпеливым в процессе деятельности по формированию нравственных, морально-этических ценностей;

– деятельностно-результативные — отражают активную практическую социальную деятельность младшего школьника, желание, способность к самообразованию и самоидентификации, выбор жизненного пути и основных дел [1].

Данные показатели позволили привести в систему знания и разработать модель формирования нравственных ориентиров у младших школьников на уроках литературного чтения.

Модель формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения

Рис. 1. Модель формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения

Модель включает четыре блока, отражающих целенаправленную и систематическую работу по формированию нравственных ориентиров.

Целевой блок раскрывает цель, к которой стремимся — формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения. Задачи отражают, что нужно знать обучающимся: знать о нормах морали, что такое добро, дружба, милосердие, уметь испытывать гуманные чувства по отношению к людям, превращать, то, что важно для общества во внутренний стимул ребенка, формулировать свои нравственные обязательства, оценивать свои и чужие поступки.

Содержательный блок рассматривает компоненты, при овладении которыми мы сможем судить сформированы ли нравственные ориентиры у обучающихся. Когнитивный — разбирается ли ученик в духовно-нравственных ценностях, дает им характеристику; Эмоционально-оценочный — эмоциональность переживания учеником безнравственных поступков; Мотивационный — проявляет интерес к действительности, имеет потребность в общении; Поведенческий — владеет навыками нравственного поведения и оказания помощи людям.

Технологический блок раскрывает организацию процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения и на внеклассном чтении. Во всей работе реализуются два подхода: аксиологический проникнут формированием ценностных ориентаций — добро, дружба, уважение к старшим, культурологический — формированием понятий культура посредством изучения литературы русского народа с включением произведений зарубежных писателей. Методы и формы предполагают взаимодействие обучающихся между собой, вместе с учителем, совместное чтение и анализ произведений детей с родителями (семейное чтение), посещение библиотек, где происходит вхождение обучающихся в особую доброжелательную литературную среду. Этот блок раскрывает работу с нравственным содержанием литературных произведений, посредством сконструированных уроков и внеклассного чтения.

Контрольно-результативный блок представляет собой диагностику, по результатам которой выявляется уровень знаний обучающимися нравственных понятий, умение сочувствовать, поддерживать, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам, близким, всем людям.

Данная модель рассчитана на один календарный год обучения во 2 классе. Но являясь универсальной, её можно использовать в разных возрастных группах, изменяя в технологическом блоке методы и формы работы в зависимости от выбранной категории обучающихся.

Литература:

  1. Алиханова Р. А. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания шольников / Р. А. Алиханова. Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108). Часть 4. С. 46–49.
  2. Бешенков С. А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С. А. Бешенков. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
  3. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И. В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ориентир, модель, модель формирования, внеклассное чтение, младший школьный возраст, структура модели формирования, урок, формирование, школьник.


Ключевые слова

моделирование, младший школьный возраст, литературное чтение, модель формирования нравственных ориентиров

Похожие статьи

Модель формирования ценностно-смысловых установок...

В статье рассматриваются модели нравственного воспитания и ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы, предложена и обоснована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.

Возможности уроков литературного чтения...

Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших

 Уроки литературного чтения играют очень огромную и важную роль в формировании

На уроках дети младшего школьного возраста могут переживать вместе острое чувство

Булаева О. Н. «Духовное воспитание младших школьников на уроках литературного...

Влияние сказок на формирование личности младшего...

Сказки оказали большое влияние на формирование личности каждого ребенка.

Родители, отдавая детей в школу, надеются, что каждый урок их чему-то научит, и не только знаниям, но у них

Формирование читательской культуры младших школьников на...

ACT, Сказка, Внеклассное чтение, Пушкин, ребенок, рассказ, младший школьник, Школьная библиотека...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: формирование навыка чтения, т.е. умение ребенка читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Воспитание читательской культуры младшего школьника на...

Основополагающим аспектом при формировании читательской культуры младшего школьника на уроках является гигиена чтения. Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах, начинающих обучаться грамоте.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников. Она открывает большие возможности для развития детского творчества, познавательного роста детей [3].

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению...

Мотивация к чтению является комплексом мотивов, подчиняющихся общим правилам формирования и развития мотивации, но в то же время обладает особенностями, касающимися как содержания мотивов, входящих в мотивацию, так и способами их развития.

Формирование читательской компетенции младших школьников.

3-й этап — 9–10 лет, данный возраст характеризуется повышенным интересом к приключениям, путешествиям, историческим событиям, фантастике. Этапы формирования читательской компетенции младших школьников можно схематично представить в виде таблицы 1.

Формирование читательских умений у младших школьников

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников.

Похожие статьи

Модель формирования ценностно-смысловых установок...

В статье рассматриваются модели нравственного воспитания и ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы, предложена и обоснована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.

Возможности уроков литературного чтения...

Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших

 Уроки литературного чтения играют очень огромную и важную роль в формировании

На уроках дети младшего школьного возраста могут переживать вместе острое чувство

Булаева О. Н. «Духовное воспитание младших школьников на уроках литературного...

Влияние сказок на формирование личности младшего...

Сказки оказали большое влияние на формирование личности каждого ребенка.

Родители, отдавая детей в школу, надеются, что каждый урок их чему-то научит, и не только знаниям, но у них

Формирование читательской культуры младших школьников на...

ACT, Сказка, Внеклассное чтение, Пушкин, ребенок, рассказ, младший школьник, Школьная библиотека...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: формирование навыка чтения, т.е. умение ребенка читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Воспитание читательской культуры младшего школьника на...

Основополагающим аспектом при формировании читательской культуры младшего школьника на уроках является гигиена чтения. Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах, начинающих обучаться грамоте.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников. Она открывает большие возможности для развития детского творчества, познавательного роста детей [3].

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению...

Мотивация к чтению является комплексом мотивов, подчиняющихся общим правилам формирования и развития мотивации, но в то же время обладает особенностями, касающимися как содержания мотивов, входящих в мотивацию, так и способами их развития.

Формирование читательской компетенции младших школьников.

3-й этап — 9–10 лет, данный возраст характеризуется повышенным интересом к приключениям, путешествиям, историческим событиям, фантастике. Этапы формирования читательской компетенции младших школьников можно схематично представить в виде таблицы 1.

Формирование читательских умений у младших школьников

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников.

Задать вопрос