Авторы: Чернышова Светлана Александровна, Тарасова Алёна Игоревна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 1400 раз

Библиографическое описание:

Чернышова С. А., Тарасова А. И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 72-74.



Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Чернышова Светлана Александровна, студент; Тарасова Алёна Игоревна, студент

 

Формирование читательской культуры младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

Под читательской культурой понимается: 1) определенный уровень развития культурного общения ребёнка с книгой; 2) полноценное восприятие прочитанного; 3) наличие литературных знаний, характерных возрасту [1, с.83].

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников. Она открывает большие возможности для развития детского творчества, познавательного роста детей [3].

Главная воспитательная задача учителя на внеклассных занятиях – углубить интерес школьников к чтению. Но сделать это нужно так, чтобы не возникло отвращение к художественной литературе.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы детям было интересно не только читать, но и высказывать собственное мнение, делиться впечатлениями, обсуждать прочитанное. Учащиеся должны понять, что чтение – это духовное богатство каждого воспитанного человека.

Также можно выделить ряд других задач внеклассной работы: формирование интереса к предмету «Литературное чтение» и к чтению в целом; совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста; развитие речи учащихся, умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи; освоение учениками нравственных норм и ценностей посредством чтения художественных произведений; формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев[6].

При составлении плана внеклассной работы по литературному чтению следует помнить о разумном сочетании произведений русской и зарубежной классики, современной и региональной литературы; о разнообразии тематического плана работы; о сочетании произведений различных жанров; о чередовании разных видов внеклассных работ по литературному чтению; о приёмах активизации читательской культуры учащихся.

Эффективной формой проведения уроков внеклассного чтения является литературная гостиная. Она позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Подготовка и проведение литературной гостиной потребует от педагога навыков написания сценария, режиссирования, наличие музыкального вкуса и кругозора, знание методики работы над выразительным чтением; кроме того, педагогу потребуется умение консолидировать участников творческого проекта [7, с.73].

Оптимальными методами формирования читательской культуры являются также беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение-рассматривание, пересказ прочитанного, собственное сочинение сказок и историй.

Важным средством формирования читательской культуры у младших школьников являются литературные игры, которые помогают глубже понять содержание произведения, обращают внимание детей на художественные ценности книги. Цель литературной игры - модификация существующего текста или создание нового. Примером может служить игра «Гений литературы»: дети делятся на две команды и отвечают на вопросы за определённое количество времени: «Бедный поп поставил лоб» кому?; жилище Бабы-Яги; второе название скатерти; кто из обитателей болот стал женой царевича?; аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт; что потеряла Золушка?

Литературный кружок – один из основных и наиболее распространённых видов групповой внеурочной деятельности. Он организуется из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.

Литературный кружок

- способствует систематизации и углублению знаний, полученных на уроке;

-развивает познавательную активность младших школьников;

-развивает творческие способности детей;

-помогает выявить и развить способности и наклонности учащихся;

-помогает расширить общий кругозор;

-мотивирует младших школьников на углубленное изучение предмета «Литературное чтение» [7, с.72].

Педагог Е.Е. Мороз рекомендует с целью привития любви к чтению предложить ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого она предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители. Утром, придя в класс, ребёнок вешает листочек, затем перед началом занятий дети вместе с учителем подходят к дереву, и учащиеся называют сказки или рассказы, которые они прочитали.

Кроме того, эффективными формами деятельности учащихся начальной школы на уроках внеклассного чтения являются:

•совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;

•«чтение» - игра;

•«чтение» - рассматривание;

•индивидуальное чтение;

•слушание аудиозаписей или чтение наизусть;

•учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);

•задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).

Способствовать формированию читательской культуры младших школьников могут следующие формы работы на внеклассных занятиях по литературному чтению:

•рассматривание книги;

•чтение книг;

•работа с выставкой книг.

Опишем методику рассматривания книги.

Сначала ребятам предлагается рассмотреть обложку книги. Учитель обращает внимание на ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о писателе, с какими его произведениями они знакомы. Ребята могут пересказать ранее прочитанные произведения данного автора. Внимание к творчеству того или иного писателя может быть привлечено просмотром фрагмента художественного или мультипликационного фильма. Далее младшим школьникам можно предложить сопоставить содержание произведения с его экранизацией, а также с надписями к иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение). На итоговых занятиях представляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения [6].

Приведём фрагмент урока внеклассного чтения на тему «Сказка Теремок».

Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем сказку «Теремок». Посмотрите на экран. Задание: сколько раз встречается это слово и какое это слово? Теремоктеремоктеремоктеремок.

Затем учитель рассказывает сказку «Теремок» с показом слайдовой презентации, предлагает ответить на ряд вопросов: о чём сказка; сколько героев в сказке; найдите, какие в сказке у каждого зверька прозвища; как вы думаете, почему у них такие прозвища?

Учитель предлагает разделить текст на части и составить план сказки: Закройте глаза и представьте начало сказки. Что вы видите? Давайте найдём в тексте отрывок, в котором говорится о теремке. Отметьте карандашом, где закончилась первая часть. Как мы её озаглавим?

Прочитайте вторую часть сказки. Как мы назовём эту часть? Кто появляется в следующей части?

Прочитайте третью часть сказки. Как мы назовём эту часть? Кто появляется в следующей части? Отметим окончание части. Как её можно озаглавить? Что происходит дальше? Какой волк бывает в сказках? А в этой сказке? Что происходит в этой части? Дружно ли живут герои теремка? Вот появляется последний персонаж. Кто это? Каким вы его себе представляете? Что он делает? А почему звери его не пустили? Они злые? Что сделал медведь? Что мы можем сказать о медведе?

Формирование читателя – очень сложное дело. Читательские интересы детей зависят от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от сверстников и товарищей.

 

Литература:

  1.                Андронова Е.М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос.акад. образования "Ин-т художеств. образования"; [сост. Э.И. Иванова и др.]. - М.: ИХО РАО, 2011. - 145 c.
  2.                Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008. – 180 с.
  3.                Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: в 2 ч. Ч.1. – М.,2008, С. 594-560.
  4.                Вилмане Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm
  5.           Гусев Д.А. Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 102-103.
  6.           Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  7.           Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  8.                Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе// Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1985. – 478 с.
  9.                Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе// сборник статей. – Сост. В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2005.- С. 40 – 56.
  10.            Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М., 2002 - 135 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, читательской культуры, культуры младших школьников, читательской культуры младших, формирования читательской культуры, Формирование читательской, литературному чтению, внеклассного чтения, Формирование читательской культуры, внеклассной работы, интересов младших школьников, уроках внеклассного чтения, уроках литературного чтения, Похожая статья, читательских интересов младших, читательской культуры учащихся, читательской компетенции младших, активность младших школьников, Методика преподавания литературы, Воспитание читательской культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос