Проблемы возмещения вреда при повреждении транспортных средств, связанных с ненадлежащим содержанием дорог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Хохлов, А. А. Проблемы возмещения вреда при повреждении транспортных средств, связанных с ненадлежащим содержанием дорог / А. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 651-652. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102831/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор выделяет основные правовые проблемы возмещения вреда, связанного с ненадлежащим содержанием дорог.

Ключевые слова: вред, вина водителя, вина корпорации, ДТП.

Практически каждый водитель, собственник транспортного средства сталкивается с ненадлежащим содержанием дорог. И нередко эти «встречи» приводят к ДТП с причинением вреда путем повреждения транспортного средства. Казалось бы, все очевидно, ведь законодатель указал следующее:

– согласно п. 1 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «…права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации».

– в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, «…участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия».

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Однако не все требования собственников транспортных средств о возмещении вреда, направленные в обслуживающие организации удовлетворяются и не все судебные дела разрешаются в пользу собственников транспортных средств.

Рассмотрим следующие основные проблемы при рассмотрении указанных дел судами:

  1. ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД и соответственно они же составляют документы, подтверждающие ненадлежащее содержание дорог. Отсюда две проблемы:

1) каким образом происходит фиксация дефектов — каким оборудованием (поверенным или нет), соблюдаются ли требования к измерениям подобных дефектов, каким образом сотрудник ГИБДД определят данный дефект;

2) происходит ли возбуждение административного производства в отношение обслуживающей организации по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

В данном случае соблюдение указанных требований осложняется и квалификацией сотрудников ГИБДД, и отсутствием иногда надлежащего оборудования. Однако наличие возбуждение дела об административном производстве и наличие правильных измерений дефекта могут ввести в заблуждение собственников поврежденных транспортных средств в отношении наличия у них законных оснований для возмещения вреда. Например, по гражданскому делу № 33–1062/2021, рассматриваемого Нижегородским областным судом, было отменено первоначальное решение суда первой инстанции по возмещению ущерба транспортному средству, возникшее в результате ДТП в следствие наезда на келейность дороги, в исковых требованиях было отказано полностью. Для целей нашей статьи следует обратить внимание на следующие обстоятельства, установленные судом:

«…В обоснование заявленных требований указано, что 16.08.2019 года по адресу: 420-й км. автодороги Ряжск-Касимов-Муром-Г.Новгород, в Богородском районе Нижегородской области произошло ДТП с участием автомобиля 1, принадлежащего истцу и под его управлением. ДТП произошло по причине неудовлетворительного состояния автодороги, а именно, наличие колейности на данном участке автодороги». Как следует из его (акта о недостатках дорог) содержания, сотрудниками ОГИБДД была выявлена выбоина на проезжей части дороги отличающаяся своим расположением от места ДТП, не в дату ДТП. Кроме того, на л. д. 32 т. 2, имеется Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 г. согласно которого производство по делу в отношении АО «Нижегородец№ по ст. 12.34 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование указано, что в ходе проверки выбоина на 422км.+150 м. автодороги Ряжск — Касимов — Муром — Н.Н не обнаружена, дорожное покрытие соответствует ГОСТ Р 50597–2017. О том, что на данном участке дороги имеется колейность в постановлении и акте не указано». Таким образом, в указанном деле не была доказана вина АО «Нижегородец», как обслуживающей организации и в возмещении вреда собственнику судом апелляционной инстанции отказано.

  1. Следующая проблема это нарушением самим водителем транспортного средства правил дорожного движения РФ. Даже при наличии дефектов дорожного покрытия несоблюдение правил дорожного движения в момент ДТП является одной из основных причин отказа судами в полном или частичном возмещении вреда.

Так по делу 33–10556/2020 рассматриваемого Нижегородским областным судом, суд отказывая в исковых требованиях указал на следующие обстоятельства: «…Выше уже указывалось, на схеме с места ДТП, составленной инспектором ГИБДД, отображено, что на участке дороге, где произошёл наезд автомобиля Ford Focus на выбоину, имеются дорожные знаки 3.20 (Обгон запрещён), 3.24 (Ограничение максимальной скорости — 60 км/ч), расположенные в 167,7 м от начала опасного участки дороги, а также щит с надписью «Внимание аварийный участок» с размещёнными на нём дорожными знаками 1.33 (Прочие опасности), 8.2.1 (Зона действия — 1 км), расположенный в 113,7 м до начала опасного участки дороги. Из указанной схемы также следует, что табличка 8.2.1 установлена под знаком 1.33, что свидетельствует о том, что знак был установлен как повторяющийся после перекрёстка, в связи с чем размещение данного знака с табличкой на расстоянии 113,7 м до начала опасного участка дороги соответствует положениям ГОСТ Р 52289–2004.

При таких обстоятельствах водитель автомобиля Ford Focus, проехав дорожный знак 3.24 (Ограничение максимальной скорости — 60 км/ч), не мог не видеть размещённый на расстоянии 54 м от указанного знака щит с надписью «Внимание аварийный участок» с дорожными знаками 1.33 (Прочие опасности), 8.2.1 (Зона действия — 1 км)»., «…Учитывая дорожную обстановку, дневное время суток (при которых выбоины на спорном участи дороги хорошо видно, что подтверждается видеозапись, представленной стороной истца), дождливую погоду в совокупности с наличием соответствующих дорожных знаков, предупреждающих о наличии впереди опасного участка дороги, Желудков Я. Ю., управляя 19.04.2018 транспортным средством Ford Focus, руководствуясь п.10.1 ПДД РФ, должен был выбрать скорость безопасную для дорожного движения и принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, поскольку состояние дорожного покрытия не освобождает водителя от выполнения требований п.10.1 ПДД РФ»..

По смыслу действующего законодательства применение деликтной ответственности предполагает доказывание оснований и условий ее наступления путем установления всех элементов состава правонарушения: незаконности действий (бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наступления вреда и его размера; причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями; вины причинителя вреда.

На основании указанного выше необходимо отметить, что в гражданском законодательстве вина является не мерой ответственности, а лишь условием, что хорошо видно при рассмотрении дел по ДТП, возникших в результате ненадлежащего содержания дорог. А в данном случае даже при наличии вины обслуживающей организацией (корпорацией) приводит к возникновению ответственности за причинения вреда при указанных ДТП, только при отсутствии нарушений ПДД РФ водителем транспортного средства, а именно п.10.1 ПДД РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Российская Федерация, транспортное средство, ненадлежащее содержание дорог, возмещение вреда, обслуживающая организация, административное производство, дорожное покрытие, какой образ, РФ.


Ключевые слова

вред, ДТП, вина водителя, вина корпорации

Похожие статьи

Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье автор исследует проблемные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Проблемные аспекты возмещения вреда владельцем транспортного средства, застраховавшего свою ответственность

В статье автор рассматривает существующие в судебной практике проблемы возмещения вреда владельцем транспортного средства, застраховавшего свою ответственность, и предлагает пути их решения.

Проблемы подтопления сельскохозяйственных земель

В статье рассматриваются причины и последствия процессов подтопления на землях сельскохозяйственного назначения.

Возмещение ущерба (убытков) в результате ДТП в суде, если виновник не имеет полиса ОСАГО

Статья посвящена вопросу возмещения вреда после ДТП. В статье определен круг лиц, которые обязаны возместить вред в результате ДТП. Также рассмотрены способы определения видов повреждений транспортных средств. В статье приведены примеры из практики.

Проблемы административного законодательства в области организации дорожного движения

В статье будут рассмотрены современные проблемы административного законодательства в области организации дорожного движения, будет уделено внимание статистике по административным нарушениям в области организации дорожного движения.

Ответственность пешехода и водителя на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе

В статье автор пытается исследовать возможности усовершенствования системы административной ответственности за нарушения в сфере правил дорожного движения.

Определение безопасности дорожного движения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог

В данной статье рассмотрено, что собою представляет безопасность дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги, причины необходимости обеспечения безопасности дорожного движения и актуальность проблемы, определение безопасн...

Уменьшения потерь народного хозяйства путем повышения безопасности дорожного движения

Рассматриваются вопросы уменьшения потерь народного хозяйства от дорожно транспортных происшествий.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Некоторые пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В статье автор анализирует аспекты эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Похожие статьи

Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье автор исследует проблемные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Проблемные аспекты возмещения вреда владельцем транспортного средства, застраховавшего свою ответственность

В статье автор рассматривает существующие в судебной практике проблемы возмещения вреда владельцем транспортного средства, застраховавшего свою ответственность, и предлагает пути их решения.

Проблемы подтопления сельскохозяйственных земель

В статье рассматриваются причины и последствия процессов подтопления на землях сельскохозяйственного назначения.

Возмещение ущерба (убытков) в результате ДТП в суде, если виновник не имеет полиса ОСАГО

Статья посвящена вопросу возмещения вреда после ДТП. В статье определен круг лиц, которые обязаны возместить вред в результате ДТП. Также рассмотрены способы определения видов повреждений транспортных средств. В статье приведены примеры из практики.

Проблемы административного законодательства в области организации дорожного движения

В статье будут рассмотрены современные проблемы административного законодательства в области организации дорожного движения, будет уделено внимание статистике по административным нарушениям в области организации дорожного движения.

Ответственность пешехода и водителя на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе

В статье автор пытается исследовать возможности усовершенствования системы административной ответственности за нарушения в сфере правил дорожного движения.

Определение безопасности дорожного движения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог

В данной статье рассмотрено, что собою представляет безопасность дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги, причины необходимости обеспечения безопасности дорожного движения и актуальность проблемы, определение безопасн...

Уменьшения потерь народного хозяйства путем повышения безопасности дорожного движения

Рассматриваются вопросы уменьшения потерь народного хозяйства от дорожно транспортных происшествий.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Некоторые пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В статье автор анализирует аспекты эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Задать вопрос