Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Биджиева, З. М. Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников / З. М. Биджиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102797/ (дата обращения: 28.04.2024).



Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечено, что старший дошкольный возраст представляет собой период активного социального развития. Именно в это время ребёнок активно учится строить взаимоотношения со сверстниками, получает личный опыт общения и взаимодействия, осваивает первичные социальные ценности. От того как сложатся отношения ребёнка в группе, зависит его дальнейший путь социального и личностного становления. Поэтому важным является развитие позитивных межличностных отношений в детской группе.

Ключевые слова: старший дошкольник, личность, общение, детский коллектив, позитивные межличностные отношения.

Man is by nature a biosocial being. Thanks to interpersonal relationships, a person becomes a whole person, learns to interact in the world of social connections and can satisfy their communication needs. The article notes that the senior preschool age is a period of active social development. It is at this time that the child actively learns to build relationships with peers, gets personal experience of communication and interaction, and learns primary social values. The child's further path of social and personal development depends on how the child's relationship in the group develops. Therefore, it is important to develop positive interpersonal relationships in the children's group.

Keywords: senior preschooler, personality, communication, children's team, positive interpersonal relationships.

Межличностные отношения являются основным фактором социального развития человека. Как и ряд других личностных механизмов и новообразований, они берут своё начало в дошкольном детстве. Как утверждал А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст представляет собой период, когда начинает складываться база личности. Формируется самосознание и самооценка, активно развиваются эмоциональная и мотивационная сферы. Старший дошкольник интенсивно изучает окружающий его мир и мир человеческих взаимоотношений, постепенно готовясь к новому жизненному этапу — к обучению в школе [1].

С точки зрения психологии, межличностные отношения рассматриваются через следующие подходы:

– социометрический — разделение людей по признаку симпатии и антипатии;

– социокогнитивный — познание людей и решение социальных вопросов;

– деятельностный — взаимодействие, как способ общения и совместной деятельности людей.

По мнению ученых межличностные отношения представляют собой взаимосвязи людей, характер которых зависит от эмоционального состояния взаимодействующих и их психологических особенностей (Л. В. Лидак, Я. Л. Коломинский и др).

К. А. Абульханова-Славская считает, что межличностные отношения имеют разную ценность в плане социального наполнения и по-разному воздействуют на его участников. Одни в процессе общения раскрываются и развиваются, а другие «обезличиваются» как личности [1].

К. Роджерс подметил, что через взаимодействия с другими людьми, человек познаёт себя и посредством общения выражает свою самость. Он учиться быть в гармонии с собой и окружающим его социумом [6].

Современный мир невозможно представить без межличностных отношений. Они охватывают все сферы жизни человека и являются важной составляющей социума. В зависимости от результативности общения, эмоционального окраса и психологического климата межличностные отношения бывают разных видов. Так А. В. Киричук выдвинула свою классификацию, по которой межличностные отношения делятся на три группы:

1) положительные отношения, характеризующиеся товариществом, симпатией, помощью и т.д;

2) индифферентные отношения, которые проявляются в безразличии, равнодушии, чёрствости и т.д;

3) отрицательные отношения, основой которых являются антипатия, недоверие, грубость и т. д.

Общение, представляет собой сложный многоуровневый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемая потребностью во взаимодействии и включающая гармонично взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны:

1) коммуникативная сторона — обеспечивает информационный обмен между людьми;

2) интерактивная сторона — предполагает взаимодействие между людьми, которое проявляется в следующих формах: сотрудничество, компромисс, конкуренция, избегание, приспособление;

3) перцептивная сторона — содержит взаимное познание и восприятие участников общения, направленное на установление взаимопонимания.

Проблема становления и развития межличностных отношений дошкольников, вызывает интерес у многих представителей психологии и педагогики. Свои исследования этой теме посвятили Я. Л. Коломинский, Л. В. Лидак и др.

Межличностные отношения в детской среде являются непростым социопсихологическим феноменом, который подчиняется ряду закономерностей: детерминированность природы межличностных отношений занимаемым местом возрастной группы в обществе; взаимозависимость от общей деятельности; их уровневая природа.

У старших дошкольников можно наблюдать следующие виды межличностных отношений:

– межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности детей, и выявляющиеся посредством анализа групповых социальных связей;

– межличностные отношения, имеющие избирательный характер при изучении групповых отношений;

– межличностные отношения, проявляющиеся при взаимном оценивании дошкольниками друг друга в процессе взаимодействия.

По мнению Т. А. Репиной, структурные единицы детского коллектива, имеют следующее содержание: поведенческую, эмоциональную, когнитивную.

Поведенческая, включает общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, поведенческое проявление относительно участников отношений. Эмоциональная, содержит самооценку и оценку окружающих, личностное отношение к субъекту деятельности и общения. Когнитивная, состоит из восприятия и понимания детьми друг друга, выражающаяся в социальной перцепции.

В дошкольном возрасте взаимоотношения могут носить как дружественный, так и конфликтный характер. Отношения детей, испытывающих затруднения в общении, могут перерасти в форму недоброжелательности, злобы и агрессии. Если ребёнок вовсе закроется в себе, то у него может пропасть желание строить взаимоотношения со сверстниками, что в будущем может привести к социальной дезадаптации.

Неудовлетворённость в межличностных отношениях затрагивает многие психические явления и механизмы, и отрицательно сказывается на личности ребёнка. Поэтому важным и необходимым является формирование и развитие позитивных межличностных отношений в детском коллективе.

Позитивные межличностные отношения — это отношения, возникающие между детьми на основе взаимного доверия, симпатии, общих интересов, характеризующиеся глубиной и длительностью отношений во времени.

Для выстраивания позитивных межличностных отношений важно учитывать возрастные особенности детей, проявляющиеся в общении. Рассмотрим некоторые из них.

Первая особенность проявляется в широком диапазоне коммуникативных действий. Старшему дошкольному возрасту свойственны сложные формы поведения, такие как: притворство, кокетство, фантазирование и др.

Вторая особенность состоит в чрезмерной эмоциональной насыщенности. У детей проявляются крайние эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости. Этому способствует повышенность экспрессивно-мимических проявлений.

Третья особенность выражается в использовании ребёнком нестандартной и нерегламентированной формы общения со сверстниками, позволяющая ему проявить свою самобытность.

Четвёртая особенность характеризуется доминированием инициативных действий над поступающими. Для дошкольника приоритетным является его собственная активность, чем инициатива сверстника, которая в общении чаще не поддерживается. В дальнейшем это может привести к обидам и конфликтам.

Большую значимость в формировании позитивных межличностных отношений старших дошкольников играет организация совместной деятельности. З. С. Целенко утверждает, что дети перенимают социальный опыт, полученный в процессе общения с взрослыми, и переносят его на свой уровень, проигрывая его в разнообразных формах взаимодействия со сверстниками [7].

Позитивные межличностные отношения можно оптимально развить в рамках игровой деятельности: сюжетно-ролевой и подвижной игр. А также с помощью развития коммуникативно-речевых навыков.

В процессе сюжетно-ролевой игры дети учатся доброжелательно относиться друг к другу, примеряют на себя различные роли, намечают тему игры и план действий, решают возникающие конфликтные ситуации.

Подвижные игры представляют собой благоприятную среду для развития межличностных отношений. Во время игры возникают положительные чувства и эмоции, происходит сплочение детского коллектива.

Через развитие коммуникативно-речевых навыков происходит формирование нравственных норм и принципов, идёт обогащение познавательно-развивающей информацией, устанавливается ценность каждой личности.

Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте представляют сложную и целостную систему, со своей структурой и динамикой развития. Зачастую они развиваются в игре. Опыт взаимодействия, приобретённый старшими дошкольниками, отражается в дальнейшем на становлении их личности. Поэтому для развития успешной коммуникации и формирования культуры общения у дошкольников, необходимо создавать условия для развития позитивных межличностных отношений, использовать комплекс игр и игровых ситуаций, совершенствующих взаимодействие в детском коллективе.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности и образа жизни. / К. А. Абдульханова-Славская. — М., 1987. — 311 с.
  2. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. — № 4. — 1996.
  3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. — СПб., 2001.
  4. Коломинский Я. Л. Познай самого себя: Психологические беседы со старшеклассниками / Я. Л. Коломинский — Минск, 1981. — 44 с.
  5. Лидак Л. В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры. Автореф. дисс. к.п.н., Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982, С. 23.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М.: Рефл-бук.: Ваклер, 1995. — 450с.
  7. Целенко З. С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности. — М., 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, детский коллектив, общение, процесс общения, взаимодействие, дошкольник, дошкольный возраст, друг друга, совместная деятельность, старший дошкольник.


Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

— побуждать детей к взаимодействию друг с другом во время практической деятельности

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

 составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на

Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно-познавательного общения дети

Конфликт в дошкольном возрасте — это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной — М.. 1987. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников...

Последовательно сменяющиеся друг друга формы общения дошкольников со

 развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер.

ребенок, общение, форма общения, взрослый, дошкольный возраст, отношение, старший дошкольный возраст.

Особенности общения в детском возрасте | Статья в журнале...

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

различных видов деятельности и общения дошкольников (О. В. Авраменко).

Вместе с тем в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребёнка со сверстниками.

8. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

...способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда становятся

В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

— побуждать детей к взаимодействию друг с другом во время практической деятельности

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

 составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на

Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно-познавательного общения дети

Конфликт в дошкольном возрасте — это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной — М.. 1987. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников...

Последовательно сменяющиеся друг друга формы общения дошкольников со

 развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер.

ребенок, общение, форма общения, взрослый, дошкольный возраст, отношение, старший дошкольный возраст.

Особенности общения в детском возрасте | Статья в журнале...

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

различных видов деятельности и общения дошкольников (О. В. Авраменко).

Вместе с тем в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребёнка со сверстниками.

8. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

...способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда становятся

В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Задать вопрос