Развитие произвольного внимания у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Субботина, К. С. Развитие произвольного внимания у младших школьников / К. С. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102736/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды и особенности развития. Внимание является одним из главных психических процессов, оказывающих существенное влияние на качество обучения. Без внимания невозможно ни одно познавательное действие. Его дефицит или перенапряжение сказывается на эффективности учебно-познавательной деятельности. При этом внимание не является врожденным психическим процессом. Оно формируется в процессе обучения и воспитания, а также в результате развития интеллектуальных и волевых качеств личности.

Ключевые слова: произвольное внимание, младший школьный возраст.

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Оно характеризуется сосредоточенностью на определенном объекте, которое может быть направлено на восприятие, запоминание, мышление и т. д. При этом могут быть задействованы различные компоненты внимания — концентрация, распределение, объем, переключение и др.

Произвольное внимание может быть активным и пассивным. При активном произвольном внимании человек сознательно стремится сосредоточить свое внимание на том или ином объекте. Пассивный произвол является результатом непроизвольного внимания. При активном произвольном внимании человек сознательно ставит перед собой цель и целенаправленно ее достигает. При пассивном произвольном внимании цель сознательно не ставится, но человек может направлять свое внимание на какой-то объект. Внимание становится произвольным, если оно подчинено сознательной цели, т. е. если человек сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Произвольно направленное внимание — одна из основных характеристик любой деятельности человека, поскольку оно обеспечивает ее целенаправленность и эффективность. Если внимание самопроизвольно направлено на что-либо, то это означает, что человек не осознает, на чем он сосредоточивает свое внимание. Поскольку произвольное внимание может быть направлено только на то, что осознано, то непроизвольное внимание неизбежно связано с неосознаваемыми явлениями, а произвольное — с осознаваемыми. Тем не менее не всякое неосознаваемое воспринимается в качестве объекта произвольного внимания.

В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Однако у первоклассников уже появляется некоторая устойчивость внимания, которая в течение учебного года постепенно возрастает. Заметно повышается работоспособность детей. Они лучше переносят умственные нагрузки, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. У них появляется способность к распределению и переключению внимания. Это способствует повышению эффективности учебной работы.

Формирование произвольного внимания у младших школьников происходит в процессе формирования их учебной деятельности.

Три направления развития произвольного внимания младших школьников:

1) развитие произвольного наблюдения, когда ученик может наблюдать не только за отдельными предметами, но и за их действиями;

2) развитие способности к произвольному вниманию, т. е. способности удерживать в памяти до конца урока материал, который нужно усвоить;

3) развитие умения планировать и организовывать свои действия.

В процессе обучения должны быть созданы условия для формирования произвольного внимания. Эти условия должны быть связаны с обучением, с воспитанием и развитием школьника. В связи с этим мы считаем, что в основе формирования произвольного внимания лежит формирование учебной деятельности, а также развитие всех познавательных процессов.

Именно поэтому необходимо организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить ребенку возможность переключения с одного вида учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная работа) на другой (например, при выполнении письменных упражнений). Особенно важны условия для переключения внимания в конце учебного дня, когда дети чувствуют усталость. Необходимо организовать обучение в одно и то же время суток, так как в другое время происходит более медленное восстановление работоспособности.

В учебном процессе следует использовать приемы, обеспечивающие переключение с одной деятельности на другую без потери направленности на учебный материал. Так, например, в начальных классах можно использовать задания, требующие выполнения операций по заданному алгоритму, а также задания по воспроизведению образца. При выполнении таких заданий внимание учащихся переключается с выполнения действия на воспроизведение образца, и в этот момент происходит переключение на выполнение учебного действия.

Способность избирательно реагировать на критические характеристики стимула и игнорировать других — является неотъемлемой частью процесса обучения, и необходимо понимать развитие этой способности, чтобы создать адекватную модель обучения и мышления детей. Исследователи изучили, как мозг детей реагирует на различные стимулы, например, лица людей или геометрические фигуры, с помощью функциональной МРТ (fMRI). Они обнаружили, что в возрасте до 10 лет, дети легче реагируют на лица, чем на геометрические формы, но со временем это различие уменьшается. Дети также предпочитали лица, когда они имели опыт общения с людьми, в то время как геометрические образы предпочитались, когда у них не было опыта общения с этими фигурами.

Формирование произвольного внимания у детей является одной из наиболее важных задач в воспитании. Оно представляет собой способность человека сосредоточиваться на каком-либо объекте или действии, сохраняя при этом способность к переключению с одного объекта или действия на другое. Развитие произвольного внимания — это процесс, который происходит в единстве и взаимосвязи с развитием познавательных и психических процессов ребенка: восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением, вниманием, волевой регуляцией поведения. Мышление и внимание тесно связаны между собой. Они являются взаимообусловленными, взаимопроникающими сторонами единого процесса познавательной активности человека. Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. — С. 184–219.

2. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая.- М., 1974.

3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, внимание, младший школьный возраст, процесс обучения, учебная деятельность, активное произвольное внимание, воспроизведение образца, непроизвольное внимание, опыт общения, учебный процесс.


Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной...

В процессе обучения младших школьников необходимо развивать такой вид внимания как произвольное. Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий [3, с.69].

Основные положения определения развития внимания

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным.

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Внимание поддерживается активной умственной деятельностью учащегося.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.

Вообще, внимание является неразрывной частью познавательных процессов, чувств и воли, оно

Когда говорят о развитии внимания, имеют в виду совершенствование свойств внимания.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста

Что касается внимания, оностановится произвольным лишь к концу младшего школьного возраста. Довольно долго, основным остаётся непроизвольное внимание детей.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Использование дидактических игр в психологическом...

– активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; – развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило...

К вопросу о психологических особенностях формирования...

...степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика.

«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду.

Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию...

Ключевые слова : внимание, особенности внимания, развитие, учебная деятельность

Внимание в различных видах деятельности может проявлять себя с разной интенсивностью.

При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на

Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для

Преобладает непроизвольное внимание, однако появляются элементы произвольности.

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной...

В процессе обучения младших школьников необходимо развивать такой вид внимания как произвольное. Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий [3, с.69].

Основные положения определения развития внимания

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным.

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Внимание поддерживается активной умственной деятельностью учащегося.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.

Вообще, внимание является неразрывной частью познавательных процессов, чувств и воли, оно

Когда говорят о развитии внимания, имеют в виду совершенствование свойств внимания.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста

Что касается внимания, оностановится произвольным лишь к концу младшего школьного возраста. Довольно долго, основным остаётся непроизвольное внимание детей.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Использование дидактических игр в психологическом...

– активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; – развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило...

К вопросу о психологических особенностях формирования...

...степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика.

«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду.

Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию...

Ключевые слова : внимание, особенности внимания, развитие, учебная деятельность

Внимание в различных видах деятельности может проявлять себя с разной интенсивностью.

При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на

Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для

Преобладает непроизвольное внимание, однако появляются элементы произвольности.

Задать вопрос