Правовая природа государственного (муниципального) контракта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Бурмистрова, А. С. Правовая природа государственного (муниципального) контракта / А. С. Бурмистрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102504/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автором рассмотрено определение правовой природы государственного (муниципального) контракта.

Ключевые слова: контракт, контрактная система, государственный (муниципальный) контракт, государственные закупи, государственный заказ, гражданско-правовой договор.

Контрактная система выступает в качестве определенного результата при осуществлении длительного поиска наиболее подходящей организационно-правовой формы, которая позволит эффективно обеспечивать государственные и муниципальные нужды.

В последние десятилетия наше общество регулярно подвергалось различным изменениям. В связи с чем необходимо отметить три реформы, которые предусматривали изменение определенного подхода к вопросу, связанному с правовым регулированием процесса обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно, такому процессу было характерно: «государственные закупки» — «государственный заказ» — «контрактная система».

В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложено о том, что государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, в содержание которого входит предмет, представленный в виде товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также предусматривает то, что государственный или муниципальный орган, бюджетное учреждение является субъектом, уполномоченным РФ на заключение такого вида договора.

Исследовав систему отношений, складывающихся в области закупок товаров, работ, услуг непосредственно для государственных и муниципальных нужд, необходимо акцентировать внимание на некоторых особенностях рассматриваемых правоотношений:

  1. Субъектом правоотношений является РФ или ее субъект;
  2. Удовлетворение государственных и муниципальных нужд характеризуется целенаправленностью деятельности;
  3. Федеральный бюджет выступает в качестве особого источника финансирования.

Процесс, связанный с заключением государственного (муниципального) контракта, выступает в качестве промежуточного этапа, а также по праву представляет важность, ведь именно здесь возникают правоотношения между заказчиком и теми лицами, которые целенаправленно вступают в такие отношения, поэтому определение правовой природы государственного (муниципального) контракта является важной частью моего исследования.

При этом правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством применения правовых норм различных отраслей права, что обуславливает появление определенных сложностей. В настоящее время существуют различные точки зрения, которые позволяют установить правовую природу государственного контракта.

Одни полагают, что отношения, возникающие в связи с обеспечением государственных и муниципальных нужд, носят публичный характер, вследствие чего государственный контракт представляется в качестве административного договора.

Данная точка зрения берет свои источники с советского периода и основывается на исследованиях школы хозяйственного права. В. В. Лаптева считал, что рассматриваемые отношения имеют предпринимательский характер «по вертикали», в которых государство осуществляет большое участие для последующего удовлетворения собственных потребностей. По его мнению, гражданско-правовое регулирование недостаточно качественно реализует правовое регулирование в данной области общественных отношений [1, с. 33].

Но многих ученых не вводит в сомнение, что нет законодательного закрепления определения понятия «административный договор». При этом исследователи говорят о том, что административный договор характеризуется тем, что в нем отсутствует равенство среди участников указанного правоотношения, а также отсутствует ответственность стороны, которая наделена властными полномочиями.

Другая точка зрения состоит в том, что государственный (муниципальный) контракт выступает в форме гражданско-правового договора, который включает в себя определенные публичные элементы.

При этом государственные закупки позволяют качественно обеспечить контроль за происходящим процессом в области закупок для последующей реализации качественного расходования бюджетных средств. Однако это невозможно в силу того, что в настоящее время отсутствует честная, здоровая конкуренция. Особенности также проявляются и в том, что Закон о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, ФЗ «О защите конкуренции» реализует свое действие на установление особенностей, связанных с заключением, исполнением и последующей ответственностью за нарушение условий контракта. При этом указанное законодательство оказывает определенное воздействие на обеспечение добросовестной конкуренции и противодействия коррупции.

Те государственные (муниципальные) контракты, которые были заключены с нарушением требований, предъявляемых действующим законодательством, оказывают большое влияние на нарушение принципов здоровой конкуренции, а также приводят к незаконному ограничению участвующих в закупке лиц, что впоследствии приводит к нарушению законных интересов определенных лиц.

А. В. Демин высказывает мнение о том, что в рамках происходящего сочетания административных и гражданско-правовых норм первые характеризуются особым характером, который выражается в некоторых исключениях и отраслевых особенностях рассматриваемых правоотношений по отношению к общим положениям гражданского права, что впоследствии способствует образованию «общей нормативной базы» договорного права [2, с. 148].

Особое внимание необходимо уделить и названию такого договора. Ведь «государственный» представляет собой наличие определенного публичного элемента, а «контракт» является соглашением, заключенным между сторонами отношений, которое регулируется нормами частного права.

Вышеуказанной позицию также поддерживают современные исследователи.

В. В. Ванин активно высказывал слова критики в адрес рассмотрения государственного контракта как вида гражданско-правового договора. В свою очередь, он ссылался на то, что правовое позиционирование государственного контракта как вида гражданско-правового договора приводит к дисбалансу организационно-регулятивной и имущественной составляющих публичного контракта, поскольку, предназначенное для регламентации имущественно-стоимостных отношений гражданское право естественным образом фокусируется на этом элементе, выстраивая правовые отношения между государственным заказчиком и поставщиком в соответствии с моделью обязательства, направленной на перемещение товаров, выполнение работ и оказание услуг [3, с. 12].

Существует еще одна точка зрения, которая заключается в том, что государственный (муниципальный) контракт необходимо рассматривать с позиции гражданско-правового договора.

П. С. Тарабаев высказывает мнение о том, что специальная цель государственного контракта состоит в том, что он не может быть основанием, которое позволит признать наличие публичных элементов, образующих содержание данного договора. То есть, иными словами, можно сказать о том, что публично-правовая природа целей государственного контракта не может оказать влияние на правовую природу государственного контракта, который заключается между субъектами правоотношений [4].

А. А. Абрегова высказывает слова в адрес критики по поводу мнений, которые заключаются в определении государственного контракта как административный договор или как гражданско-правовой договор с публичными элементами. При этом автор обоснованно указывает на том, что деятели, придерживающиеся вышеуказанных мнений, смешивают такие понятия, как «государственный контракт» и «государственный заказ» [5].

Государственный заказ представляет собой наличие у государства потребностей в определенных товарах (работах, услугах), которые предоставляются за счет бюджетных и внебюджетных средств. Иными словами, указанный перечень товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) непосредственно для удовлетворения государственных нужд или нужд субъекта РФ.

Таким образом, государственный контракт и государственный заказ являются смежными понятиями, но не идентичными. В связи с этим, если рассматривать государственный (муниципальный) заказ как этап, предшествующий заключению государственного (муниципального) контракта, то все признаки, приписываемые учеными государственному контракту, относятся к категории государственного заказа.

Административные процедуры, связанные с размещением в единой информационной системе государственных и муниципальных нужд, непосредственно связаны с понятием государственного заказа. А заключение государственного контракта — это следствие административных процедур. Соответственно, заключение и определение содержания государственного контракта осуществляется исключительно на основе норм гражданского права.

При разграничении понятий государственного заказа и государственного контракта не возникает проблемы квалификации государственного (муниципального) контракта как гражданско-правового договора.

Проанализировав систему отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, можно сделать вывод о том, что в научной дискуссии о правовой природе государственного (муниципального) контракта наиболее разумной представляется точка зрения о том, что контракт является гражданско-правовым договором, что также подтверждается законодателем.

Литература:

  1. Лаптев. В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право// Научная электронная библиотека Library [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://laptev.ru/library/predprinimatelskoe-(xozyajstvennoe)-pravo.html (дата обращения 10.10.2022).
  2. Демин А. В. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Научная электронная библиотека eLibrary [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20733038 (дата обращения 10.10.2022).
  3. Ванин В В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд // Научная электронная библиотека КиберЛенинка [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-kontrakt-kak-pravovaya-forma-otnosheniy-po-udovletvoreniyu-publichnyh-nuzhd (дата обращения: 10.10.2022).
  4. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Автореф. Дис. …канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005–15 с.
  5. Абрегова А. А. Проблема определения правовой природы государственного контраста // Научная электронная библиотека eLibrary [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21275008_17786233.pdf (дата обращения 10.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контракт, гражданско-правовой договор, государственный заказ, правовая природа, контракт, контрактная система, том, административный договор, нужда, здоровая конкуренция.


Похожие статьи

Контрактная система в сфере закупок для государственных...

Таким образом, государственному (муниципальному) контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров, и в целом по своей правовой природе является гражданско-правовым договором.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Понятие «государственный контракт» данное законодателем в Законе № 44-ФЗ, является

Административный договор является одной из правовых форм государственного.

Волынкина М. В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для...

Источники законодательства Российской Федерации...

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки

Жердев, О. В. Гражданско-правовое регулирование поставки для государственных нужд по. Кикавец, В. В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в.

Становление в Российской Федерации контрактной системы в сфере государственных...

Правовая природа и признаки контрактных правоотношений

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, контрактные правоотношения.

2004. 111 с. Левченко М. В. Правовая основа механизма реализации контрактных правоотношений

Государственный контракт — это соглашение между субъектами гражданско-правовых...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при...

Таким образом, напрашивается вывод, что, поскольку контракт является одним из видов гражданско-правового договора, основывающимся на принципе свободы договора, то и контракт заключается в соответствии с указанным принципом.

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

− споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор [9].

Характеристика условий договора поставки для... | Молодой ученый

Изучая правовую природу договора поставки для государственных или муниципальных нужд, можно

Отличие договора поставки для государственных или муниципальных нужд от договора

Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт.

10. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения по поставку товаров.

Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для...

1. Мирошник С. В. Правовая природа контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для

5. Головизнин А. В. Неустойка как мера гражданско-правовой ответственности в контрактных

В США система размещения государственного заказа на поставки товаров, работ и услуг

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на...

Правовая природа специального инвестиционного контракта

Особую позицию по вопросу правовой природы СПИК занимает А. В. Спиридонова, которая предлагает рассматривать СПИК как организационный договор с элементами гражданско-правового и преимущественно публично-правового регулирования [9, с. 19].

Похожие статьи

Контрактная система в сфере закупок для государственных...

Таким образом, государственному (муниципальному) контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров, и в целом по своей правовой природе является гражданско-правовым договором.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Понятие «государственный контракт» данное законодателем в Законе № 44-ФЗ, является

Административный договор является одной из правовых форм государственного.

Волынкина М. В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для...

Источники законодательства Российской Федерации...

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки

Жердев, О. В. Гражданско-правовое регулирование поставки для государственных нужд по. Кикавец, В. В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в.

Становление в Российской Федерации контрактной системы в сфере государственных...

Правовая природа и признаки контрактных правоотношений

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, контрактные правоотношения.

2004. 111 с. Левченко М. В. Правовая основа механизма реализации контрактных правоотношений

Государственный контракт — это соглашение между субъектами гражданско-правовых...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при...

Таким образом, напрашивается вывод, что, поскольку контракт является одним из видов гражданско-правового договора, основывающимся на принципе свободы договора, то и контракт заключается в соответствии с указанным принципом.

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

− споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор [9].

Характеристика условий договора поставки для... | Молодой ученый

Изучая правовую природу договора поставки для государственных или муниципальных нужд, можно

Отличие договора поставки для государственных или муниципальных нужд от договора

Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт.

10. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения по поставку товаров.

Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для...

1. Мирошник С. В. Правовая природа контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для

5. Головизнин А. В. Неустойка как мера гражданско-правовой ответственности в контрактных

В США система размещения государственного заказа на поставки товаров, работ и услуг

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на...

Правовая природа специального инвестиционного контракта

Особую позицию по вопросу правовой природы СПИК занимает А. В. Спиридонова, которая предлагает рассматривать СПИК как организационный договор с элементами гражданско-правового и преимущественно публично-правового регулирования [9, с. 19].

Задать вопрос