Современные занятия по английскому языку невозможно представить без применения современных педагогических технологий. Особое влияние на овладение иностранным языком произвели информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). С их помощью занятия по английскому языку становятся более личностно-ориентированными, позволяют быстро менять формат работы, а также обеспечивают качественную внеклассную работу учащихся. Поэтому помочь учащимся преодолеть коммуникативный барьер, используя ИКТ, является одним из самых действенных способов.
Ключевые слова: коммуникативный барьер, ИКТ, аудирование, говорение, навык, компетенция, внеклассная работа.
We cannot imagine modern English class without using modern pedagogical technologies. Information and communication technologies (ICT) have made the biggest impact in English language learning. By using ICT English classes became more student-centered, they also allow change work formats fast and provide extracurricular activities of fine quality. That is reason why ICT is considered to be one of the most effective methods.
Keywords: communicative barrier, ICT, listening, speaking, skill, competention, extracurricular activity.
Занятие английским языком невозможно представить без использования современных образовательных технологий. Причем их использование не должно прекращаться в классе, во внеурочное время учащимся также рекомендуется придерживаться современных технологий в обучении для более эффективного результата.
Современные технологии обучения английскому языку должны отвечать нескольким требованиям, чтобы от его посещения занятий была максимальная польза для учащихся. [3]
К современным образовательным технологиям, используемых на занятиях английского языка, мы можем отнести следующие.
Коммуникативная технология [И. Л. Бим и Е. И. Пассов], игровые технологии, проектная технология, личностно-ориентированные технологии [И. С. Якиманская], технологию модульного обучения, технология тестирования , з доровье сберегающие технологии и информационно-коммуникативные технологии [1] [2] — применение разных видов ИКТ и интернет-ресурсов развивают в учащихся самостоятельность в обучении. Учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки касательно предметной области, но и обучаются гибким навыкам, например поиск информации, работа на различных интернет-сервисах и т. д. В настоящее время существует множество ресурсов как российского производства, так и зарубежного. Главное, чтобы материалы, предлагаемые на этих ресурсах, были аутентичными.
Современное обучение английскому языку не представляется возможным без использования цифровых средств и интернет-ресурсов. В частности, это отразилось на отработке навыков аудирования и говорения. Оба навыка являются ключевыми для преодоления коммуникативного барьера понимания, куда входят фонетический, логический, стилистический и семантический микро-барьеры.
В нашей работе мы рассмотрели несколько интернет-ресурсов: YouTube, Wordwall, и JeopardyLab и разработали методические рекомендации по преодолению коммуникативного барьера с их использованием.
- YouTube
Одно из самых действенных упражнений для тренировки иноязычного произношения — «метод эха» или shadowing. Данное упражнение подразумевает повтор слов, фраз и предложений за диктором. Однако просто повторять услышанное недостаточно, необходимо определить область работы в произношении, на которой нужно сконцентрироваться и уделять особое внимание именно тем местам в речи диктора, где у учащегося встречаются трудности.
Например, если нужно работать над интонацией, то включив обучающее видео на YouTube об интонации, можно повторять за диктором. Можно выбрать вырезку из фильма и работать над интонацией в живом общении, тут стоит отметить, что так как фильм — это художественное произведение, то и интонация актеров будет соответствовать ситуации сцены, которую они играют.
Подобным способом можно уделить внимание на произношение, акцент. Так как YouTube международная площадка, то там можно найти блогеров, говорящих практически с любым акцентом английского языка. Нас, естественно, в большей мере интересуют британский английский акцент и американский английский акцент. Достаточно найти видео, где блогер говорил бы на одном из интересующих нас вариантов английского, и начать повторять за ним, делая упор на произношения конкретных слов и звуках в словах, вызывающие у ученика трудности. Также стоит выполнять это упражнение несколько раз, так как в повторении и доведении до автоматизации воспроизведении верных звуков в словах кроется весь секрет правильного и чистого произношения.
Если мы говорим о вариантах английского языка, здесь также можно говорить о диалектах. Просматривая видео, можно заострить внимание на расхождении названий одних и тех же предметов. Самые популярные из них: брит. — flat, амер. — apartment; брит. — lift, амер. — elevator; брит. — underground, амер. — subway. Еще с большой долей вероятности будут встречаться незнакомые слова, но благодаря функции «субтитры» их можно будет вычленить и работать с ними уже отдельно, найдя значение в толковом словаре, добавить в список слов для изучения и т. д.
Для преодоления барьера понимания при обучении говорению стоит обратить внимание на стиль речи. Можно тренировать свое произношение в разных ситуациях, подобрав нужное видео: рассказ сказок, деловые переговоры, день в школе и др. В каждой из ситуаций используется разные стиль общения и лексика, характерная для того или иного стиля речи.
Еще довольно важно для учащихся развивать компенсаторные умения. Чаще всего мы слышим о такого рода умениях, когда говорим об обучении чтению, и ученикам необходимо догадываться о значении слова из контекста. Однако точно также как при чтении, учащиеся должны уметь догадываться о значении слова из контекста речи собеседника. В данной ситуации очень помогают видео исторического плана, где рассказывают об истории страны изучаемого языка. Учащиеся смогут сами найти ответ на многие вопросы о словообразовании, о грамматике и может появиться алгоритм, как работать с незнакомым словом, на какую часть слова стоит смотреть для определения примерного значения (самый распространённый -land — земля, страна).
Отлично работает погружение в языковую среду. Учащимся стоит предоставить на выбор несколько подкастов, которые бы они слушали на постоянной основе 10 минут вникая в услышанное, если больше даже в качестве фона будет иметь результат спустя период времени, когда есть время, в транспорте или дома. Цель прослушивания подкастов в том, чтобы учащийся погрузился в языковую среду, даже если он какую-то информацию не услышал, не понял, в этом нет ничего страшного, так как цель данного упражнения — снизить уровень тревожности при прослушивании иноязычной речи. Так как речь должна быть спонтанной, соответственно, восприятие речи на слух должно быть тоже достаточно развитым для поддержания разговора. Прослушивание подкастов помогает ученикам привыкнуть к ритмико-интонационному рисунку английского языка, а также со временем их словарный запас будет пополняться разговорной лексикой, которая необходима для непринужденного общения в реальной жизни.
Существует задание на восстановление неуслышанных фрагментов. Чтобы развить у учащегося способность быстро восстанавливать возможные пропущенные фрагменты речи собеседника, что в реальной жизни часто встречается, когда разговор ведется в кафе, на остановке, или любом другом шумном месте, можно предложить им начинать слушать предложения диктора не с начала, а с середины. Слушая предложение с середины, учащемуся нужно понять, о чем шла речь вначале, какие слова могли быть использованы для связи смысловых единиц в предложении. Когда они привыкнут к подобному типу задания, учащиеся перестанут теряться во время разговора, смогут реконструировать смысл неуслышанных фрагментов речи и смогут поддерживать беседу с любого места.
В качестве домашнего задания можно задавать конкретные для просмотра видео, где нужно повторять интонацию диктора или произношение, а незнакомые слова выписывать в личный словарь, а лучше использовать Quizlet.
Или можно дать для просмотра историческое видео об истории Великобритании и после просмотра составить 3 вопроса по содержанию. На проверке задания в классе эти вопросы могут задаваться любому учащемуся в классе, и задающий вопрос, как учитель может оценить ответ по нескольким аспектам: соответствие содержанию, развернутость ответа, наличие ошибок (если есть, то указать какие).
- Wordwall
Данный ресурс представляет из себя сайт с шаблонами заданий. В отличие от двух предыдущих ресурсов, там не интегрированы видео для теневого копирования, но это не означает, что без этого никак нельзя улучшить свои навыки говорения.
Например, на основе шаблона «сопоставить» можно сделать задание по сопоставлению слова и транскрипции, конечно, такого типа задания дают еще в начальных классах, поэтому можно усложнить его и выбрать слова, где написание и произношение слов отличаются: ocean [ˈəʊʃ(ə)n], colonel [ˈkɜːn(ə)l] и т. д.
Или, используя шаблон «диаграмма с метками», можно сделать задание:
Ученикам включается аудиодорожка с короткими диалогами, пронумерованными от 1 до 8. Также прилагается ссылка на выполнение задания на Wordwall, где необходимо, прослушав диалог, поставить метку на карту в зависимости от услышанного варианта английского: британский, американский, может и австралийский.
По шаблону «пропущенное слово» можно сделать задание на слова-связки или служебные части речи, подобное задание есть в ОГЭ и ЕГЭ, где в тексте пропущены слова и нужно выбрать одно из четырех подходящих по смыслу. И на примере выполненного задания записать свои примеры, на 3 пропущенных слов и устно представить их.
Шаблон «правда или ложь» может быть использован для определения стиля речи. На экране представляется предложение, а учитель сообщает ситуацию: деловая встреча, разговор друзей, визит к врачу и т. д. Учащимся необходимо решить соответствует ли фраза на экране стилю речи заданной учителем ситуации или нет.
В качестве домашнего задания, лучше на выходных, предложить учащимся придумать короткий детективный рассказ от третьего лица и составить к нему 3 вопроса в Wordwall «викторина». При проверке ученик рассказывает свой короткий детектив, но не раскрывает преступника из своего рассказа, а учащиеся отвечают на вопросы викторины по рассказу. Самые главные аспекты проверки в этом задании это: рассказ от должен вестись от третьего лица, чтобы проработать грамматический род глаголов во время повествования, и проверить логику мышления учащихся, догадались они, кто стоял за «преступлением» из рассказа или нет.
- JeopardyLab
Данный сайт позволяет использовать уже созданные поля для викторины или создать свои. Для того, чтобы викторина была интересной для учащихся и отвечала целям и задачам урока, как заучивание лексики за юнит, необходимо подключать другие сайты, как YouTube, или иметь уже заранее скачанные аудио- и видео-файлы.
Все задания викторины по категориям можно разделить на фонетику, семантику, стилистику и логику. За каждый вопрос или задание в этих категориях должны присуждаться баллы. Соответственно, класс делится на команды по 3–4 человека, выполняет задание «фонетика за 300», набирает баллы, и победитель получает приз. Призом может быть что угодно, главное, чтобы он мотивировал учащихся, т. е. ластик или карандаш в старших классах не подойдут.
В качестве заданий можно показывать обучающее видео с дикцией спикера (Rachael’s English) без звука, учащимся следует по дикции понять, какой звук издает спикер, а затем сказать любое слово, в котором был бы этот звук.
Еще очень действенное упражнение — объяснять предметы и явления. Часто учащиеся на экзаменах в силу своих переживаний могут забывать слова, но для того, чтобы коммуникативное задание было выполнено, необходимо быстро находить выход из положения, используя синонимы, или объяснять, о каком предмете или явлении идет речь. Следовательно, в викторине можно выбрать несколько слов, а затем за каждое объясненное слово учащиеся смогли заработать баллы. Здесь мы сразу концентрируемся на семантике слов и на логике рассуждения учащихся.
Для проверки стилей речи можно как включать вырезки аудио из бесед людей в разных ситуациях, а учащимся необходимо понять, в какой обстановке находятся персонажи. Или же там могут быть слова стилистически окрашены, а учащимся необходимо как можно скорее составить предложение с представленным им словом.
Одно из распространённых заданий на различных ВПР и экзаменах — описание картинки. Соответственно, можно в ячейки добавить картинки, или вставить на них ссылки, чтобы учащиеся открывали их и описывали. Изображения на картинке разной сложности, чтобы соответствовали баллам, которые они могут заработать за открытие этой ячейки. Но перед тем, как выполнять подобное задание, следует учащихся подготовить. Обговорить по какому плану описывать картины, какие есть вводные и завершающие фразы для описания картин. Какая лексика может понадобиться. Только после подготовки можно будет приступить к выполнению основного задания. Например, в ячейке «картины за 100» будет находится натюрморт И. Машкова «Клубника и белый кувшин», а в ячейке «картины за 500» будет находиться «Вид Константинополя и Босфора» И. К. Айвазовского. Учащиеся должны описать данные картины по ранее разобранному плану, используя новую лексику.
JeopardyLabs также может помочь, если задавать учащимся работать с ним дома. Класс опять делится на группы по 3–4 человека. Каждая группа должна составить свою викторину. Таким образом, мы обеспечиваем их совместную проектную деятельность.
Эффективность данных методических рекомендаций была проверена в ходе научного эксперимента среди учащихся 10 классов на занятиях по английскому языку. В эксперименте участвовало 2 группы, где одной применялись разработанные нами упражнения, а в другой нет. В группе, где активно применялись ИКТ, учащиеся стали меньше испытывать волнение перед выполнением аудирования или коммуникативного задания, также им требовалось меньше времени на подготовку, что свидетельствует о положительном влиянии использования ИКТ в борьбе с коммуникативным барьером.
Литература:
- Глотова, М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие: [16+] / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова; Московский педагогический государственный университет. — Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2020. — 253 с.: схем., табл., ил. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=613619 (дата обращения: 03.05.2023). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–4263–0870–1. — Текст: электронный.
- Новикова О. В. Система упражнений по обучению говорению. / Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Новикова О. В. — 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-po-obucheniyu-govoreniyu (дата обращения 29.04.2022)
- Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин — М.: Филоматис, 2008. — 196 с.