Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Ключевые слова: младшие школьники, патриотическое воспитание, учебная деятельность, внеурочная деятельность, патриотизм, начальные классы .

Патриотическое образование в современной начальной школе представляет собой сложный педагогический процесс, основу которого составляют развитие у младших школьников нравственных чувств любви к своей родине, гордости за то, что родились в великой стране, чувства благодарности своему народу за его свершения, чувства уважения к историческому и культурному наследию России.

Президентом России В.В. Путиным в 2020 году было предложено расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности, были внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ [1], в ФЗ «Об образовании», ряд других нормативно-правовых актов.

Внесенные изменения заключаются в том, что закон закрепляет положение детей, признавая их важнейшим приоритетом государственной политики России, а государство создает условия, способствующие воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а под воспитанием обучающихся понимается деятельность, направленная на формирование у них чувства патриотизма [3].

ФГОС НОО призван обеспечивать личностное развитие учащихся, в том числе патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое [4].

Во многих российских школах с 1 сентября 2022 года началось реализовываться несколько патриотических нововведений, в числе которых:

— проведение торжественных церемоний поднятия флага, исполнения государственного гимна России, организация и проведение ежегодных уроков по изучению государственных символов страны. До 2024 года 33 тысячи российских школ планируется оснастить государственной символикой.

В рамках внеурочной деятельности планируется введение уроков «Разговоры о важном», на которых учителя будут рассказывать школьникам об основных текущих событиях, происходящих в нашей стране.

Планируется организация в российских школах патриотических детских объединений, участниками которых будут являться дети, достигшие успехов в различных видах деятельности, знаменные отряды, сообщество юных историков.

Патриотическое воспитание младших школьников направлено на формирование у них таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т. д.

У младших школьников 7–10 лет ведущей деятельностью является учебная. Круг общения младших школьников включает членов семьи, одноклассников, друзей, проживающих по соседству и приобретенных в различных кружках и секциях, педагогов.

Ведущие субъекты патриотического воспитания — семья, школа, учреждения дополнительного образования, культуры и молодежной политики, общественные объединения, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, авторы популярного информационного контента (блогеры), популярные музыканты.

Наиболее эффективными инструментами патриотического воспитания младших школьников является учебная и внеурочная деятельность, видеоконтент, социальные сети, блоги, игры, встречи с интересными людьми, экскурсии, включение в добровольческую (волонтерскую) деятельность, изучение истории семьи.

Патриотические ценности максимально естественно встраиваются в систему преподавания по каждому предмету в начальной школе. Также легко патриотический компонент интегрируется в кружковую или досуговую деятельность. На каждом учебном занятии или во внеурочной деятельности учитель может делиться с младшими школьниками знаниями о природных богатствах России, знакомить с шедеврами культуры, показывать достижения страны в различных областях, вклад в развитие мировой науки и техники, роль в истории или по-другому подчеркивать неповторимость и красоту родной земли и ее народа.

Учитель может воспитывать патриотизм своим примером, своим патриотическим поведением и отношением к Родине. Задача учителя начальных классов — зародить в младших школьниках интерес к познанию, который будет сопровождать их всю жизнь и сам станет свидетельством стремления к саморазвитию ради лучшего будущего.

Учителя начальных классов, в своей работе с младшими школьниками, как в учебной, так и внеурочной деятельности должны придерживаться следующих основных принципов, направленных на формирование у обучающихся патриотического воспитания:

— мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию, должны быть интересными, наглядными, младшим школьникам важно эмоциональное осмысление и переживание того, о чем рассказывает учитель, т. к. в младшем школьном возрасте дети отличаются повышенной эмоциональностью, учителю необходимо опираться на их чувства, эмоции, знания о Родине, ее истории облачать в яркие образы, чтобы у детей остался след в их душе от сказанного учителем;

— при организации уроков и внеучебной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников учителю необходимо принимать во внимание повышенную активность детей младшего школьного возраста, учитывая то, что долгие беседы им в тягость, их энергия требует активных действий, в числе которых им можно предложить общественно значимые поручения, приучая к труду, позволяя участвовать в различных видах деятельности;

— младший школьный возраст отмечается большим значением игровой деятельности для детей, исходя из чего, в патриотическом воспитании учителю необходимо широко применять игровые моменты, важно не упустить время и вовлечь каждого младшего школьника в плодотворную деятельность, направленную на воспитание интереса у них к истории своего народа, к жизни своей страны — России, заботы об окружающих, старшем поколении.

Наиболее эффективными формами патриотического воспитания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности являются:

— беседы, способствующие формированию патриотического воспитания младших школьников путем разъяснения общепризнанных нравственных категорий, правил поведения в обществе, анализа событий и поступков других людей. Материалы для проведения таких бесед с младшими школьниками могут браться учителем из детской литературы, публикаций в СМИ, событий, происходящих в стране, наглядными материалами могут являться различные презентации, игровые ситуации, использование опыта других учителей, размещенных на официальных педагогических сайтах в сети «Интернет»;

— классные часы, проведение которых направлено на сформированность у младших школьников системы отношений к окружающему миру. Проведение классных часов, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников, обладают следующими функциями:

1) просветительская — пополняет знания младших школьников об актуальных событиях, происходящих в стране, мире, городе;

2) ориентирующая, способствующая формированию определенной иерархии духовных и материальных ценностей младших школьников, помогающая оценить современной мир, в котором они живут;

3) направляющая, предполагающая воздействие на поведение младших школьников, определение у них конкретных жизненных целей.

— одним из эффективных и современных методов работы учителя по формированию патриотического воспитания младших школьников является информационный час, основная задача которого приобщить младших школьников к общественно значимым действиям и событиям, расширить представления детей о том, что происходит в стране, сформировать у них привычку работать с материалами печатных изданий;

— тематические мероприятия, в числе которых можно отметить экскурсии, путешествия, проведение мастер-классов, играют особую роль в патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности, их организация и проведение помогает знакомить младших школьников с объектами реальной жизни в режиме реального времени, оказывает на сознание младших школьников гораздо большее воздействие, чем обычные беседы или чтение книг. Проведение тематических экскурсий, например, помогает младшим школьникам лучше узнать историю родного края, страны, культуру и традиции своего народа, детям представляется возможность ощутить себя частью культурного наследия и социального пространства. Организация путешествия может быть приурочена к какому-либо знаменательному событию, например, к празднику Победы 9 мая, с младшим школьниками могут быть организованы выезды по местам воинской славы, посещение музеев и памятников победы;

— коллективным творческим мероприятием, приуроченным к какому-либо событию, может быть праздник, отличающийся яркими эмоциями, многообразием деятельности, в которой младшие школьники могут принять участие, единым направлением педагогической работы. Например, в преддверии праздника Победы 9 мая, может быть организован праздник с приглашением Ветеранов войны, объявлен конкурс на лучший рисунок, поделку или прочтение стихотворения;

— патриотическое воспитание младших школьников невозможно без применения в этом процессе игровых элементов, которые необходимо использовать для воспитания ценностных отношений к Родине, истории, обычаям, традициям своей страны. Существующее огромное многообразие игр позволяет реализовывать множество задач в процессе патриотического воспитания младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Рассмотренные формы организации работы педагогической деятельности учителя с младшими школьниками в учебной и внеурочной деятельности, направленные на формирование у них патриотического воспитания, позволяют детям проявить свою активность, инициативность, способствуют формированию у них любви к Родине, заботы об окружающей среде, уважению к старшему поколению, ответственность перед близкими людьми.

В начальной школе начинают закладываться основы патриотического воспитания, понятий «патриотизм», «гражданский долг», «Родина», но без должной поддержки учителя, этот процесс может затормозиться или сменить направление, что в современном обществе приобретает особую актуальность, на фоне растущих националистических настроений и военного конфликта.

Патриотическому воспитанию в начальной школе необходимо уделять серьезное внимание, развивать в младших школьниках гражданскую ответственность, духовность, повышать их социальную активность, формировать нравственные качества, необходимые для процесса созидания в интересах своей страны.

Младших школьников необходимо приобщать к культурному наследию страны, народным традициям, обычаям, развивать у них лучшие патриотические качества. Для этого, возможными технологиями применения в планировании и реализации проектов и программ патриотического воспитания младших школьников могут быть:

— создание онлайн-курсов и программ повышения квалификации по патриотическому воспитанию в процессе педагогической деятельности для учителей;

— развитие института советников директоров общеобразовательных организаций по воспитательной работе;

— создание методических советов по патриотическому воспитанию в школе, проведение открытых уроков, профильных конкурсов по интеграции воспитательного компонента в предметное обучение;

— повышение престижа хорошей и отличной учебы, выстраивание системы мотивации и признания трудолюбивых учеников;

— улучшение условий труда педагогов, популяризация педагогического образования;

— возрождение и усиление роли системы наставничества как инструмента передачи опыта, духовно-нравственных ценностей и традиций;

— актуализация курса обществознания, развитие гражданского просвещения.

Патриотическое воспитание младших школьников в учебной и внеурочной деятельности необходимо вести в нескольких направлениях, направленных на решение следующих задач:

— разработка эффективной системы патриотического воспитания, способствующая созданию у младших школьников верности Отечеству, готовности служить государству и обществу, честно выполнять свой долг;

— развитие у младших школьников патриотических взглядов, ценностей, убеждений, формирование уважения к историческому и культурному наследию России;

— формирование у младших школьников активной жизненной позиции, потребности вести здоровый образ жизни.

Основной проблемой патриотического воспитания младших школьников в современной образовательной среде является то, что дети не только плохо знакомы с историей родного края, своей страны, народными традициями и обычаями, но и зачастую проявляют равнодушие к близким людям, не приучены к проявлению сострадания. Данная проблема связана также же с дефицитом работы с родителями, которых также важно приобщать к патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста путем проведения тематических родительских собраний, организацией совместной творческой и поисковой деятельности, проведение тренингов, круглых столов, вечера народных игр, музыкальная гостиная.

Взаимодействие школы и семьи важно выстраивать на основе принципа единства координации усилий, принципа совместной деятельности учителя и семьи. Для привлечения внимания родителей к проблеме патриотического воспитания младших школьников недостаточно одного лишь их участия в организуемых мероприятиях, необходимо настроить их на совместную деятельность, итогом которой могут являться составление стенгазет к значимым событиям и праздникам, подготовка рисунков к тематическим выставкам и пр.

Психологические особенности младших школьников характеризуются внушаемостью, доверчивостью к взрослым, им присущи искренность чувств и эмоциональная отзывчивость. Знания и эмоции, полученные в младшем школьном возрасте, остаются с ними на всю жизнь, поэтому важно научить их правильно анализировать происходящие события, определять причины и следствия, делать соответствующие выводы.

Патриотическое воспитание младших школьников будет результативным и уровень патриотической воспитанности младших школьников станет выше, если, если в учебной и внеурочной деятельности применять разнообразные формы и методы воспитания, направленные на включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. У младших школьников не только формируются знания о Родине, но и происходит включение в практическую деятельность. На каждом уроке и занятии во внеурочной деятельности должно отводиться время на исследовательскую или творческую деятельность младших школьников.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания младших школьников.

В начальной школе, мероприятия по патриотическому воспитанию младших школьников реализуются в следующих направлениях:

1. Создание методологической базы патриотического воспитания для младших школьников, в том числе:

— организация в классе или в школьной библиотеке тематических выставок, приуроченных к знаменательным событиям страны или государственным праздникам (День Конституции РФ, День народного единства, День Победы и др.);

— создание презентаций патриотического направления;

— оформление тематических уголков на тему патриотизма, как внутри класса, так и рекреации школы, школьной библиотеке, создание стендовых композиций;

— применение на уроках и во внеучебной деятельности наглядных пособий, аудио и видео материалов патриотической направленности.

2. Педагогическая работа с младшими школьниками по патриотическому воспитанию, а именно:

— проведение сюжетно-тематических игр, мастер-классов определенной тематики, например, «Народные обычаи», «Средства труда древних людей»;

— составление проектов, например: «Моя малая Родина», «Подвиг людей в Великой отечественной войне»;

— конкурсы чтецов, музыкальные композиции, конкурсы рисунков, поделок и пр.;

— проведение акций, к примеру: «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России»;

— организация познавательных викторин, классных часов, диспутов, круглых столов на темы; «Что мы знаем о России», «Страна, в которой я живу», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они сражались за Родину», «Дети военной поры» и пр.

3. Педагогическая работа с родителями, включающая в себя:

— тематические родительские собрания на темы: «Воспитание патриотов России», «Воспитание уважения к традициям и культуре родного края» и пр.;

— проведение урока-дискуссии или круглого стола совместно с детьми на тему: «Зачем стране нужны патриоты», «Патриотическое воспитание школьников: мнения родителей».

Закладывая основы патриотического воспитания младших школьников, начиная с любви и уважения к Родине в семье, и продолжая этот процесс в системе школьного образования, можно добиться отличных результатов и полноценно воспитанную личность обучающегося, любящего Отчизну, устремленного в будущее и готового принимать правильные решения на благо государства и общества.

Только планомерный, ступенчатый подход к воспитанию может дать положительный результат, а общая заинтересованность, общее взаимодействие, нарастающие темпы работы могут гарантировать успех в патриотическом воспитании младших школьников [5, с. 236].

Основным учреждением в патриотическом воспитании может быть школа, где посредством учебной и внеучебной деятельности закладываются основные ценностно-смысловые ориентации общества.

Воспитание патриотической личности младших школьников — это нелегкий, трудоемкий, комплексный процесс, основанный на планируемой деятельности коллектива школы и семьи, обращенный на формирование и совершенствование системы взглядов, нравственных установок и общекультурных ценностей младших школьников.

Содержание и задачи патриотического воспитания обусловлены социальными изменениями общества, определяются возрастными особенностями младших школьников и основываются на уровне подготовки педагогических кадров в решении задачи воспитания обучающихся младших классов.

В современных реалиях сфера патриотического воспитания продолжит укреплять свою значимость. Работа по патриотическому воспитанию младших школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно.

Учитель в свою очередь на своем примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, его должно волновать, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет достигнут результат данной работы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303.
  3. Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174.
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023.

5. Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, школьник, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, учитель, начальная школа, формирование, внеучебная деятельность, педагогическая работа, родной край.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов

В статье представлены результаты исследования по проблеме патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Определено мнение старшеклассников относительно понятия «патриотизм», изучены особенности патриотического воспитания в общеоб...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы

В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов

В статье представлены результаты исследования по проблеме патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Определено мнение старшеклассников относительно понятия «патриотизм», изучены особенности патриотического воспитания в общеоб...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы

В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Задать вопрос