Трудно представить нашу жизнь без названий. Мы настолько привыкли к ним, что не задумываемся об их происхождении, истории, о причинах возникновения того или иного названия. Каждое из названий выполняет целый комплекс различных функций, совмещает в себе определенную гамму значений. В процессе глобализации происходит интенсивное заимствование иностранных слов в русский язык. Они проникают в самые неожиданные сферы жизни. Иностранные надписи появляются в вывесках магазинов и других объектах городской среды, одежде, школьных принадлежностях и т. д. О чем же говорят надписи, содержащие иноязычные элементы? Ответить на этот вопрос и есть задача юного исследователя, а сама надпись служит прекрасным материалом для изучения и написания работы по иностранному языку.
Надпись ж. 1) Короткий текст на чем-л., содержащий различные указания или сведения по поводу принадлежности, назначения, содержания и т. п. того предмета, на котором он написан. 2) Древний текст (различного содержания), высеченный, вырезанный и т. п. на каком-л. твердом материале. [2]
Одежда, школьные принадлежности, содержащие надписи на иностранном языке популярны среди школьников. Это подтверждают анкеты, проведенные среди подростков. Например, опрос учащихся 5 «Г» класса МАОУ «СОШ № 40» г. Череповца показал, что 93 % учащихся (25 человек) носят одежду, имеющую надписям на английском языке. Чаще всего надписи есть на футболках у 23 человек, 20 опрошенных отметило джемпер / худи. Знают значение надписи 59 % учащихся (16 человек). Наиболее выраженными причинами, почему одноклассники выбирают одежду с надписями на английском языке, являются: «модно» (51 %), «нравится» (48 %).
Пример Анкеты
- Носишь ли одежду с надписями на английском языке
— Да
— Нет
- Что это за одежда?
— Футболка
— Кепки
— Джемпер / Худи
— Верхняя Одежда
— Обувь
— Джинсы
— Другое
- Знаешь ли перевод?
— Да
— Нет
- 4. Почему носишь одежду с надписями на английском языке?
— Продается в магазинах
— Это модно
— Иное (нравится и т. п.)
Таким образом, у учащегося появляется интерес к изучению данной темы.
Далее учащимися организуется сбор надписей методом фотографирования.
Например, фотографируются вывески зданий, пеналы, рюкзаки учащихся или предметы одежды.
Примеры фото надписей
Собранный материал размещается в таблицу и анализируется согласно выбранным классификациям.
Таблица 1
Надписи на рюкзаках, пеналах учащихся
№ п/п |
Надпись |
Пенал/рюкзак |
Мальчик/девочка |
Значение |
Тематика |
Количество слов |
1 |
NEW YORK Monster`s City |
пенал |
мальчик |
Нью-йорк — город монстров |
мультфильм |
4 |
2 |
Spring break |
пенал |
девочка |
Весенние каникулы |
природа |
2 |
3 |
Joys of life |
пенал |
девочка |
Радости жизни |
слоган |
3 |
4 |
QUADRO TUNING |
пенал |
мальчик |
КВАДРО ТУНИНГ |
спорт |
2 |
Надписи, содержащие иноязычные элементы, могут быть проанализированы с точки зрения этимологии, морфологии, количества слов в надписи и завершенности мысли, тематике, интересам среди мальчиков и девочек, формулируются выводы.
Таблица 2
Анализ по тематике надписей на одежде учащихся
Смысловая классификация |
Примеры, пол |
Количество |
Названия музыкальных групп или просто направлений в музыке, названия спортивных команд. |
Athletic Squad 9 (м.), New York 33 Varcity League Dream Team Est. 1992 Sport DVZN Athletic Department (м.) |
4 |
Шуточные слова или фразы. |
I will go nowhere without my dog (д), FRESH LEMONADE ALL THE DAY(д), When you realize tomorrow is MONDAY (д), So much meaning (д) |
4 |
Негативные, оскорбительные. |
I AM DANGER (м) |
1 |
Призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии. |
GIRLS CAN CHANGE THE WORLD (д), EXPLORE (м, призыв), JUST HAVE FUN (м), Move // Your-Body (д), A good day can give you AMAZING MEMORIES (д), We Never Give Up (м) |
7 |
Любовь, романтические отношения, дружба. |
Fall in love, be mine (д) . I will go nowhere without my dog (д) |
2 |
Названия городов, стран. |
California -- Lоs Angeles, 1992 | is my favourite state of mind (д), Louisiana State (д), Brooklyn (д) |
3 |
Любимые герои. |
Mickey Mouse (д) |
1 |
Вопросительные |
What is on your mind? (д) |
1 |
Далее организуется презентация результатов исследований в классных коллективах на уроках английского языка. Таким образом малые тексты (надписи), содержащие иноязычные элементы являются источником для сбора и анализа материала исследования в школе.
Литература:
- Борсок Э. Л. Исследовательская работа «Надписи на английском языке на портфелях и канцелярских принадлежностях и их роль в изучении английского языка младшими школьниками» nsportal.ru https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/11/issledovatelskaya-rabota-nadpisi-na-angliyskom-yazyke-na-portfelyah-i
- Евгеньева А. П. Малый академический словарь rus-academic-dict.slovaronlain.com http://rus-yaz.niv.ru/doc/small-academic-vocabulary/index.htm;
- Максимова М. А. Бузорина К. А. Осторожно, говорящая одежда! moluch.ru https://moluch.ru/young/archive/2/121/;