Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 30.04.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Раупов, К. Г. Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии / К. Г. Раупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102092/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии, связанные с установлением оптимального объема полномочий прокурора. Обосновывается мысль о том, что только при наличии необходимого объема полномочий властного характера по отношению к органам дознания и следствия, обеспечивается эффективность надзорной деятельности прокурора, направленной на соблюдении законности в ходе предварительного расследования. Предлагаются рекомендации по совершенствованию действующего уголовно-правового закона в этом направлении.

Ключевые слова: прокурор, органы прокуратуры, прокурорский надзор, предварительное следствие, законность.

The article deals with the current problem related to the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the supervision of the bodies of preliminary investigation and inquiry at the stage of preliminary investigation. Some problematic issues of legal regulation of prosecutorial supervision during the preliminary investigation are revealed. The idea is substantiated that only in the presence of the necessary scope of powers of an imperious nature in relation to the bodies of inquiry and investigation, the effectiveness of the supervisory activities of the prosecutor, aimed at observing the rule of law during the preliminary investigation, is ensured. Recommendations are proposed for improving the current criminal law in this direction.

Keywords : prosecutor, prosecutor's office, prosecutor's supervision, preliminary investigation, legality.

Прокурор в уголовном судопроизводстве — один из основных участников стороны обвинения, обладающий государственными полномочиями, связанными с осуществлением надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. От активной позиции прокурора зависит состояние законности в правоприменительной деятельности органов следствия и дознания, необходимой для соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Для осуществления прокурором процессуальных полномочий предусмотрен объем задач, обусловленных правозащитной деятельностью и обеспечением безопасности участников процесса.

Заслуживают пристального внимания новеллы в уголовно-процессуальном законе, которые были разработаны законодателем относительно статуса прокурора, соотношения его полномочий и полномочий других субъектов уголовного преследования. Указанные правовые преобразования были нацелены на уменьшение определенных полномочий прокуратуры, в том числе, на стадии предварительного расследования.

Ученые теоретики и практические работники неоднозначно оценили эти правовые новации, иногда придерживаясь полярных точек зрения [8; 5].

Деятельность прокуратуры по защите прав субъектов уголовного дела ярко выражена в ведомственных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ. Однако эффективное ее претворение в жизнь затрудняется неточностями соответствующих правовых положений и законодательных пробелов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее — УПК РФ), которые будут ниже подвергнуты соответствующему анализу со стороны автора.

Как следует из указаний Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 [3] и Приказа Генпрокуратуры России от 30.06.2021 № 376 [4], прокуратуре в нашем государстве делегированы функции по надзору за недопущением нарушений положений Конституции Российской Федерации [1], федеральных законов, прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. При этом указанная надзорная деятельность прокурора должна опираться на принципы законности, независимости и гласности. Что касается досудебного производства в целом, стадии предварительного расследования, прокуратуре присуща функция надзора за процессуальной деятельностью субъектов дознания и предварительного следствия [8].

При возникновении ситуации, связанной с неправомерным ущемлением прав подозреваемых (обвиняемых), прокурор обязан согласно своей компетенции принимать усилия по устранению таких нарушений закона и защите прав указанных лиц.

Вместе с тем, как демонстрирует практическое состояние дел, прокурору не всегда удается в должной степени осуществить требуемую его надзорной деятельностью защиту прав и свобод обозначенных участников процесса. Одной из причин такого положения вещей является формулировка ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ, т. е. для ознакомления с материалами находящегося в производстве уголовного дела прокурор должен составить для органа дознания, предварительного следствия непременно мотивированный письменный запрос, вследствие чего довольно часто (по мнению 30 % прокуроров-респондентов в социологическом исследовании 2020 года по таким вопросам) [7] следует отказ. Это, как считает автор, является одним из факторов недостаточной эффективности такой надзорной деятельности уполномоченного сотрудника прокуратуры.

Рассматривая следующий вид прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, следует отметить недостатки правового регулирования полномочий прокурора по его реагированию на жалобы, поданные в порядке ст. 124 УПК РФ на действия следствия. Некоторые ученые приходят к выводу, что эти правовые положения уголовно-процессуального закона не позволяют в должной степени реагировать прокурору на проявления нарушений прав субъекта процесса вследствие различности оснований приемлемости жалоб, которые приносятся в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ. Такие основания, как затруднение доступа к правосудию и нанесение ущерба конституционным правам подзащитного, не могут стать самостоятельными и единственными основаниями для принятия к рассмотрению прокурором жалобы, в отличие от суда [6]. Автор разделяет позицию этих ученых и считает, что эти претензии к качеству правового регулирования этих аспектов прокурорского надзора на предварительном следствии должны найти отражение в уголовно-процессуальном законе посредством внесения соответствующих изменений.

Согласно мнению ряда ученых в настоящий момент правовое регулирование прокурорского надзора за процессуальной деятельностью субъектов предварительного следствия не в состоянии обеспечить соблюдение этими субъектами законности в полной мере, что требует дальнейших усилий законодателя по выправлению такой ситуации [5; 8]. Автор в полной мере разделяет эту позицию.

Выводы.

В связи с этим, автором предлагаются соответствующие изменения в действующее законодательство, регулирующее эту сферу правовых отношений. Так, думается, что по письменному запросу прокурора ему должна предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела в обязательном порядке и, соответственно, ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ предлагается в следующей редакции:

«2.1. По письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела».

Также ч. 1 ст. 124 УПК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

«1. Прокурор, руководитель следственного органа в пределах своей компетенции рассматривает жалобу на процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, в том числе, на действия данных органов, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию…».

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.08.2022).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Белякова А. В., Воскобитова Л. А., Габов А. В. и др. Проблемы развития процессуального права России: Монография / Под ред. В. М. Жуйкова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. 224 с.
  6. Смолькова И. В., Вилкова Т. Ю., Мазюк Р. В., Насонов С. А., Ничипоренко А. А. Перспективы совершенствования механизма судебной защиты в российском уголовном судопроизводстве: проблемы теории и практики // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 3. С. 389–294.
  7. Таболина К. А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: Монография / Под ред. Л. Н. Масленниковой. М.: Норма, 2020. 320 с.
  8. Шаповал А. Б. О некоторых проблемах на стадии предварительного расследования // Адвокатская практика. 2021. № 2. С. 42–48.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, предварительное расследование, РФ, прокурорский надзор, правовое регулирование, прокурор, Российская Федерация, уголовное судопроизводство, надзорная деятельность, полная мера.


Похожие статьи

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган...

В этих целях прокуратура Российской Федерации реализует функцию надзора за.

Саид С. М. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия и дознания.

Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за.

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за...

В соответствии со статьей 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в каждом

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган

Российская Федерация, прокурорский надзор, предварительное расследование

прокурор, прокурорский надзор, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор

В ч. ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1] указывается, что

Таким образом, прокурорский надзор за предварительным расследованием служит...

Значение процессуальных полномочий прокурора при...

В-пятых, прокурорский надзор находится в полной зависимости от законодательного регулирования, а реализация предоставленных в настоящее время УПК РФ прокурору полномочий носит ярко выраженный проблемный характер.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной...

Следует указать, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — это одна из основных отраслей прокурорского надзора.

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов...

При этом не является смысловым различие в сформулированном в УПК РФ и Законе «О прокуратуре РФ» подходе к определению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия. РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Так, в соответствии с основными результатами прокурорской деятельности за 2020 г. требований об устранений нарушений законодательства в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ по сравнению с 2019 годом выросло с 266 396 до 284 353 (6,7 %).

Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением...

Кроме того, необходимо закрепить в нормах российского законодательства требования в сфере профессионализации прокуроров, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за...

Похожие статьи

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган...

В этих целях прокуратура Российской Федерации реализует функцию надзора за.

Саид С. М. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия и дознания.

Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за.

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за...

В соответствии со статьей 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в каждом

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган

Российская Федерация, прокурорский надзор, предварительное расследование

прокурор, прокурорский надзор, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор

В ч. ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1] указывается, что

Таким образом, прокурорский надзор за предварительным расследованием служит...

Значение процессуальных полномочий прокурора при...

В-пятых, прокурорский надзор находится в полной зависимости от законодательного регулирования, а реализация предоставленных в настоящее время УПК РФ прокурору полномочий носит ярко выраженный проблемный характер.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной...

Следует указать, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — это одна из основных отраслей прокурорского надзора.

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов...

При этом не является смысловым различие в сформулированном в УПК РФ и Законе «О прокуратуре РФ» подходе к определению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия. РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Так, в соответствии с основными результатами прокурорской деятельности за 2020 г. требований об устранений нарушений законодательства в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ по сравнению с 2019 годом выросло с 266 396 до 284 353 (6,7 %).

Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением...

Кроме того, необходимо закрепить в нормах российского законодательства требования в сфере профессионализации прокуроров, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за...

Задать вопрос