Результаты исследования степени удовлетворенности родителей детей с ОВЗ социальными услугами, предоставляемыми в реабилитационном центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.04.2023

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Ягафарова, А. А. Результаты исследования степени удовлетворенности родителей детей с ОВЗ социальными услугами, предоставляемыми в реабилитационном центре / А. А. Ягафарова, А. Ф. Фазлыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 268-274. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101939/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данном статье предоставлены результаты исследования, проведенного с целью выявления степени удовлетворенности родителей деятельностью реабилитационного центра. В рамках исследования были проанализированы данные, полученные в ходе анкетирования родителей, чьи дети, с ограниченными возможностями здоровья, получают социальные услуги в центре.

Ключевые слова: семьи с детьми с ОВЗ, степень удовлетворенности, анкетирование, респонденты, центр.

В настоящее время как общество в целом, так и специалисты по социальной работе осознают, что семьи с детьми, страдающими от ограниченных возможностей здоровья, имеют особый статус. В таких семьях присутствуют проблемы, которые связаны с индивидуальными характеристиками ее членов и динамикой взаимоотношений между ними, также с необходимостью уделения большего внимания решению проблемы больного ребенка [4]. Дабы решить подобное, семьи обычно обращаются за помощь, часто именно в государственные реабилитационные центры.

Для того, чтобы выявить степень удовлетворенности родителей предоставляемыми социальными услугами, в ГБУ РРЦ для детей и подростков с ОВ г. Уфы был проведен опрос родителей детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи анкетирования. Анкета включала 15 вопросов, а выборка составила 22 человека. На основе данных проведенного анкетирования были получены следующие данные.

Таблица 1

Распределение респондентов по половому признаку в %

Женский

20 чел.

Мужской

2 чел.

Как мы видим по таблице 1, почти все респонденты, принявшие участие в анкетировании, — женщины. Это указывает на то, что среди родителей активное участие в реабилитации детей с ОВЗ принимают мамы.

По возрасту респондентов видно, что большего всего за помощью обращаются и молодые люди от 18 до 35 лет, и чуть постарше 36 и 50 лет.

Возраст респондентов

Рис. 1. Возраст респондентов

По возрастному критерию самих детей ситуация обстоит так, что большинство детей тут от 4 до 9 лет — 10 человек, но за ними идут подростки от 10 до 14 лет — 8 человек. Самые малочисленные позиции тут занимают младенцы — 4 человека и взрослые дети от 14 до 18 лет, которые не особо пользуются помощью центра — 3 человека.

Возраст детей респондентов

Рис. 2. Возраст детей респондентов

По нозологическим группам дети поделились так. Главенствующее место забрал вариант про детей с ЗПР — целых 9 человек. Дети с нарушениями в речи в данном анкетирование были выбраны 6 людьми, это второе место. Очень недалеко ушли дети с нарушениями слуха — 5 человек. После, страдающие аутизмом — 4 человека и т. д. Что стоит подметить, никто из респондентов не выбрал вариант с нарушениями зрения.

Рис. 3. Нозологическая группа детей

Следующий вопрос заключался в том, чтобы узнать регулярность обращений. Ответы разнятся не так категорично, большинство ходит сюда на регулярной основе — 9 человек, на втором месте те, кто ходил сюда не так часто — 7 человек, на третьем те, кто впервые здесь — 6 человек.

Регулярность обращений за помощью в учреждение?

Рис. 4. Регулярность обращений за помощью в учреждение?

На вопрос, «Какие трудности, связанные с заболеванием наиболее актуальны для вашего ребенка?» результаты распределились следующим образом. По мнению родителей, для детей с ОВЗ актуальной проблемой остаются трудности в самообслуживании — целых 19 человек. 10 опрошенных считают, что их детям сложно получать образование из-за недостаточно развитой инфраструктуры, например, пандусов, средств реабилитации, специального технического оборудования и также из-за непринятия со стороны окружающих, и еще 10 респондентов беспокоятся за психоэмоциональное состояние своих детей. Не менее значима проблема дальнейшего трудоустройства, 5 респондентов полагают, что обеспокоены будущей профессией своих детей.

Какие трудности, связанные с заболеванием наиболее актуальны для вашего ребенка?

Рис. 5. Какие трудности, связанные с заболеванием наиболее актуальны для вашего ребенка?

Исходя из ответов респондентов на вопрос «Какими видами услуг вы пользуетесь?», можно сделать вывод о том, что преимущественно отвечающие пользуются услугами в рамках социально-медицинского направления, после идут социально-педагогические, а социально-психологические услуги и социально-бытовые идут почти вровень, также только 4 семьи пользуются социально-трудовыми. Услуги в рамках социокультурного и социально-правового направлений почти не используются ими, что есть проблема.

Какими видами услуг вы пользуетесь?

Рис. 6. Какими видами услуг вы пользуетесь?

Как мы видим из данной диаграммы 7, с большинством респондентов, не проводится какая-либо особая форма работы с ними. Думаю, это от того, что многие из них очень заняты или не понимают, зачем нужно работать и с ними, уж лучше пусть сфокусируются на их детях и т. д. Но всё же центр сильно уделяет внимание вопросам консультации о здоровье ребенка, этот вариант отметило 7 человек, что очень важно, ведь семьи надеются на оздоровление. После идут консультации по вопросам детско-родительских отношений — 4 человека, для этого в центре имеется психолог, работающий именно в данном направлении. Также родители не интересуются семинарами и тренингами, так что центр особо их и не проводит, что удручает.

В какой форме проводится работа родителями в центре?

Рис. 7. В какой форме проводится работа родителями в центре?

Респондентам был задан вопрос «Какие есть трудности в процессе получения курса социальной реабилитации?». 16 человек, большинство, не имеют никаких трудностей в центре. Но из отмеченных проблем, родители больше выбрали такой пункт, как «нехватка нужных специалистов», потому что многие болеют или не могут прийти на работу из-за какой-либо учебы, что вызывает крайне негативный окрас.

Какие есть трудности в процессе получения курса социальной реабилитации?

Рис. 8. Какие есть трудности в процессе получения курса социальной реабилитации?

Был задан вопрос « Как вы считаете, хорошо ли вас информируют сотрудники центра о процессе получения социальной реабилитации в целом?». Все, кроме 2-х респондентов отметили, что всё хорошо. Значит работники хорошо справляются с этой задачей.

Как вы считаете, хорошо ли вас информируют сотрудники центра о процессе получения социальной реабилитации в целом?

Рис. 9. Как вы считаете, хорошо ли вас информируют сотрудники центра о процессе получения социальной реабилитации в целом?

При ответе на вопрос, который показан на диаграмме 10, респонденты выбирали в основном ответ положительный ответ — 18 человек, а 2 человека ответили отрицательно, другие же 2 человека ответили положительно, но с сомнениями. Это негативное процентное соотношение, возможно, говорит о том, центр не имеет финансовых или кадровых возможностей охватить все семьи с детьми с ОВЗ более качественно.

Удовлетворены ли вы качеством и самим перечнем оказываемых услуг вашему ребенку?

Рис. 10. Удовлетворены ли вы качеством и самим перечнем оказываемых услуг вашему ребенку?

Что интересно, на вопрос «Считаете ли вы, что работники центра относятся к вам и к вашим детям с пониманием, с компетентностью и вежливостью?» показывает 100 % положительный ответ.

Считаете ли вы, что работники центра относятся к вам и к вашим детям с пониманием, с компетентностью и вежливостью?

Рис. 11. Считаете ли вы, что работники центра относятся к вам и к вашим детям с пониманием, с компетентностью и вежливостью?

Вопрос из 12 диаграммы спрашивает мнение родителей, а именно «Хорошо ли организована работа в центре?». 17 респондентов отметили положительный ответ, а вот другие 5 сказали, что организация работы центра могла бы быть лучше. По личным наблюдениям, это может быть связано с тем, что специалисты по каким-либо причинам не могут провести свое занятие, или какие-то заминки в составлении расписания, или родители могут просто не понимать, как деятельность центра трудно организовывается.

Как вы считаете, хорошо ли организована работа в центре?

Рис. 12. Как вы считаете, хорошо ли организована работа в центре?

Вопрос «Ожидаете ли вы, что работа центра поможет вашим детям?» отмечает такую ситуацию, что 18 человек имеют надежду на оздоровление, а 2 других сомневаются в этом. Родители детей с ОВЗ могут не ожидать значительных улучшений в здоровье и эмоциональном состоянии своих детей, потому что ОВЗ — это часто хронические или неизлечимые состояния, которые требуют постоянного ухода и поддержки. Дети с ОВЗ имеют сложности, которые мы рассмотрели в другом вопросе, что вызывает стресс внутри семьи, отчего родители могут сдаться [5]. Большая опрошенных респондентов всё еще борется за лучшее.

Ожидаете ли вы, что работа центра поможет вашим детям?

Рис. 13. Ожидаете ли вы, что работа центра поможет вашим детям?

И последний вопрос, который звучит так «Видна ли уже эффективность от получаемых услуг?» рисует нам интересную картину, потому что ответы очень разнятся: 12 человек ответили «да», другие 6 человек тоже ответили положительно, но с неуверенностью. А 2 респондентов строго ответили «нет», еще 2 решили воздержаться от ответа. Ответы явно отличаются друг от друга настолько потому, что респонденты ходят в центр разный срок. К тому же, реабилитация — это долгий процесс, это сложная мультидисциплинарная деятельность, которая вызывает трудности для семьи [2].

Видна ли уже эффективность от получаемых услуг?

Рис. 14. Видна ли уже эффективность от получаемых услуг?

В целом, результаты опроса показывают, что большинство родителей довольны работой центра и имеют надежду на эффективность получаемых услуг. Однако, есть и те, кто сомневается в качестве оказываемых услуг и организации работы центра, очень сильно разнятся ответы на последний вопрос об уже видимой эффективности услуг, несмотря на положительные ответы сверху. Возможно, центру стоит обратить внимание на мнение этих родителей и улучшить свою работу в соответствии с их замечаниями.

Таким образом, основными плюсами данного опроса являются получение информации о том, какие трудности встречают семьи при получении социальной реабилитации, какие услуги больше всего предоставляет реабилитационный центр и как хорошо специалисты обращаются со своими клиентами. Однако, есть и минусы, такие как малое количество респондентов (всего 22), со многими из них не проводится какая-либо форма работы. Думаем, это зависит от занятости родителей, их замотивированности и самой организации деятельности учреждения. Также стоит отметить, что большинство респондентов — женщины, что может не давать полной картины о том, как активно участвуют мужья в реабилитации.

Литература:

  1. Бразгун Т. Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Бразгун, В. В. Ткачева // Системная психология и социология — 2018. — 3 (27) — С. 84–98.
  2. Кривцова Е. В. Социально-медицинская реаибилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Кривцова // Научно-издательский центр «Вестник науки». — 2021. — С. 97–101.
  3. Лифанова Т. Е. Социологическое исследование проблем детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Е. Лифанова, Е. С. Бабенко // Экономика. Социология. Право — 2022. — 3 (27) — С. 42–50.
  4. Мустаева Ф. А. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект проектной деятельности благотворительного фонда / Ф. А. Мустаева, И. Н. Степанова, Е. В. Ларина // Евразийский Союз Ученых — 2020. — 74 (5) — С. 14–17.
  5. Худотеплова Е. Н. Особенности принятия родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Худотеплова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75 (1). — С. 302–303.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, респондент, социальная реабилитация, услуга, центр, ваш ребенок, ограниченная возможность здоровья, ответ, положительный ответ, работа центра.


Ключевые слова

анкетирование, центр, респонденты, семьи с детьми с ОВЗ, степень удовлетворенности

Похожие статьи

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей

На основе первичного анализа мнения родителей по работе консультационного центра выявлена необходимость совершенствования форм и методов дистанционного обучения в консультационном центре. В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителя...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социал...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра

В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...

Похожие статьи

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей

На основе первичного анализа мнения родителей по работе консультационного центра выявлена необходимость совершенствования форм и методов дистанционного обучения в консультационном центре. В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителя...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социал...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра

В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...

Задать вопрос