Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова, М. Э. Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики / М. Э. Баранова, Д. С. Моисеенкова, В. А. Носова, Д. А. Ячменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101888/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, цифровые инструменты, интерактивные технологии.

Современные образовательные технологии на уроках информатики в школе являются неотъемлемой частью образовательного процесса сегодняшнего времени и требуют от всех участников процесса обучения компетенций, которые могут быть приобретены только через активное взаимодействие с компьютером.

Одной из главных целей обучения информатике в школе является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, развитие личностных качеств, которые позволят им в дальнейшем успешно интегрироваться в выбранную профессию. Современные технологии могут быть выгодными инструментами для достижения этой цели: работа в команде, критическое мышление, решение проблем, знания в области информационных технологий и программирования — актуальные инструменты для обеспечения максимальной подготовки учащихся к будущим вызовам.

Рассмотрим некоторые подходы к обучению информатике в школе:

  1. Традиционный подход. Этот подход включает в себя комбинацию лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Обычно он применяется на начальных ступенях обучения, чтобы помочь учащимся освоить базовые знания и умения в области информатики. Традиционный подход также может быть использован для обучения конкретным технологиям или языкам программирования.
  2. Проблемно-ориентированный подход. Этот подход сконцентрирован на решении реальных проблем и задач. Например, учащиеся могут работать в группах и решать определенную задачу, используя навыки, полученные в ходе предыдущих занятий. Проблемно-ориентированный подход помогает развивать критическое мышление, логическое мышление и навыки программирования.
  3. Деятельностный подход. Этот подход включает в себя активное взаимодействие студентов с компьютером. Учащиеся работают с информационными технологиями, реализуют проекты, решают программные задачи и т. п. Деятельностный подход учит воспринимать информатику как инструмент для решения реальных проблем и задач.
  4. Конструктивный подход. Этот подход включает в себя создание собственных моделей, программ и проектов. Он основан на идее того, что учащиеся лучше всего учатся, когда создают что-то собственное: например, создают свои проекты или работают в группах для создания программ, веб-сайтов и т. д. Конструктивный подход помогает развивать технические навыки и навыки программирования, а также позволяет проявить себя творчески.

Отметим, что, конечно, комбинация различных типов методик может быть использована для более эффективного подхода к обучению.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения может сделать такой процесс более продуктивным независимо от выбранного подхода. В качестве технологий такого рода можно выделить:

  1. Использование игр и игровых симуляторов. Этот подход помогает учащимся улучшить свои навыки программирования, учит работать в команде и решать проблемы, которые возникают в процессе игры. Игры также могут быть использованы для обучения конкретным навыкам, например, таким как создание веб-сайтов или разработка приложений.
  2. Использование проектной работы. Этот подход позволяет учащимся применять практические навыки, которые они получили на уроках информатики, для решения реальных задач и проблем. Проектная работа также учит работать в команде, развивать навыки руководства проектом и организационные навыки.
  3. Использование онлайн-ресурсов. На сегодняшний день многие онлайн-ресурсы предлагают бесплатное программное обеспечение, которое можно использовать для обучения информатике, и могут помочь учащимся научиться работе с конкретными языками программирования, созданию веб-сайтов, написанию приложений и т. д.
  4. Использование ролевых игр и диалогического обучения. Этот подход учит понимать, как работают информационные технологии в реальной жизни. Ролевые игры позволяют учащимся вжиться в роль разработчика программного обеспечения или системного администратора, узнать, какие проблемы могут возникнуть в работе и как их можно решить. Диалогическое обучение позволяет учащимся участвовать в обсуждении важных тем, связанных с информатикой и технологиями.
  5. Использование расширенной и виртуальной реальности, программного обеспечения с поддержкой искусственного интеллекта и многих других программных средств. Этот подход позволяет создавать интерактивные задания и практические упражнения, которые могут помочь повысить интерес учеников к изучению информатики и мотивировать их на получение дополнительных знаний и навыков.
  6. Использование средств автоматического оценивания. Этот подход позволяет сократить работу учителей по проверке заданий и контролировать качество оценки.

Преимущества использования новых технологий на уроках информатики в школе являются очевидными и значимыми (см., например, [1]- [3]). Во-первых, использование таких технологий на уроках информатики помогает учащимся адаптироваться к современной жизни и будущему: сегодня технологии занимают все большую часть нашей жизни, и их понимание и умение использовать является необходимым условием для успешной адаптации и профессионального роста. Во-вторых, их использование способствует развитию критического мышления и учит решению сложных проблем, дает возможность более глубокого понимания рассматриваемых вопросов. В-третьих, использование новых технологий на уроках информатики способствует развитию технических навыков и навыков программирования, что является ключевым фактором для современного рынка труда.

Одним из видов современных образовательных технологий, который используется в современном образовательном процессе все чаще, являются интерактивные игровые компьютерные технологии (ИИКТ) — это технологии, использующие компьютерные игры и другие интерактивные компьютерные формы обучения для достижения определенных целей в контексте образования. Они представляют собой инструмент, который сочетает обучение и развлечение, что создает более активную и эффективную форму обучения в сравнении с традиционными методами:

– ИИКТ делают обучение более интересным и привлекательным для учеников, так как большинство из них уже прекрасно знакомо с различными гаджетами, используют Интернет, и использование таких технологий на уроке захватывает и удерживает их внимание;

– Использование ИИКТ особенно хорошо подходит для визуальных и кинестетических учеников, которые предпочитают обучение через опыт;

– Благодаря использованию ИИКТ ученики могут более точно диагностировать свои ошибки и преодолевать трудности при обучении;

– Благодаря ИИКТ ученики могут получать более точную обратную связь.

Отметим, что при использовании интерактивных игр на уроке следует учитывать несколько особенностей:

– Игра должна быть тщательно подобрана, чтобы соответствовать уровню знаний учеников и соответствующей теме;

– Игра должна быть хорошо организована и обучающимся должны быть предоставлены ясные инструкции по работе с ней;

– Игра не должна быть слишком сложной или отвлекающей, чтобы не мешать учебному процессу и не отрывать внимание учеников от основной темы урока.

Использование ИИКТ и других современных образовательных технологий помогает учителю лучше адаптироваться к изменяющимся образовательным потребностям и потребностям учащихся, что повышает качество обучения и результаты учеников.

Литература:

  1. Матюнькина А. Р. Использование современного цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. — 2021. — № 4. URL: https://fortus-science.ru/index.php/KM/article/view/369/257 (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. — М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. — 33 с.
  3. Бодрова Е. Г., Дегтеренко Л. Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13. — № 2. — С. 48–56.
Основные термины (генерируются автоматически): урок информатики, навык программирования, подход, Игра, критическое мышление, обучение, учащийся, диалогическое обучение, конструктивный подход, проблемно-ориентированный подход.


Похожие статьи

Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками

В современной педагогике традиционный подход к образовательному процессу

На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи.

Обучение через взаимообучение: практика одного исследования...

Цель эксперимента: изучить результативность организации обучения учащихся через взаимообучение.

Это вырабатывает у учащихся критическое мышление, академическую честность

Такая форма работы у ученика вырабатывает мышление «эксперта».

Урок «Информатики и ИКТ» с применением активного метода обучения как «Баскет-метод».

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных...

Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации.

На протяжении долгих лет развития образования использовался единый подход для всех учащихся.

подхода LS, проводилась серия уроков в рамках исследования проблемы обучения.

Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в...

Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на...

Мастерская общения и проблемно-диалогическое обучение- это огромное поле деятельности и для преподавателя, и для кадет.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. диалогическая речь, диалог, иностранный язык, ролевая игра, репка, английский язык, постановка задач

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология деятельностного подхода на уроках информатики...

Деятельностный подход — это планирование и организация учебного процесса, в котором

Данная тема изучается в 7 классе базового курса «Информатика» и рассчитана на 10 учебных часов.

Игра «Слова в программировании». Учащиеся становятся в круг и передают друг другу

Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.–

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков...

В анкете были следующие вопросы: - с каким чувством Вы идете на урок информатики?

В ходе серии уроков по разделу «Алгоритмы и программирование», проведенной в форме групповой работы с

Правильный выбор стратегий и подходов в обучении обеспечил успешность урока.

2. Генике Е. А. (2013) «Активные методы обучения: новый подход».

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации...

Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход на уроках информатики в

При этом последующие этапы опираются на системно-деятельностные подходы к обучению.

...практико-ориентированный подход к обучению, основой которого является решение задач.

1. Шамсутдинова Т. М. Развитие творческого мышления на уроках информатики.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Особенность использования проблемно-диалогической технологии на уроках чтения

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим

Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания...

Применение стратегий критического мышления на различных...

Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.

Использование метода ситуационного анализа на уроках...

В качестве фокус группы исследований и проведения урока, можно брать учащихся 7–12

Оценивание для обучения несет в себе «формирующую, стимулирующую и мотивирующую

подход на уроке, активно включать учащихся в процесс обучения, осознано относиться к

– Умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению...

Похожие статьи

Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками

В современной педагогике традиционный подход к образовательному процессу

На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи.

Обучение через взаимообучение: практика одного исследования...

Цель эксперимента: изучить результативность организации обучения учащихся через взаимообучение.

Это вырабатывает у учащихся критическое мышление, академическую честность

Такая форма работы у ученика вырабатывает мышление «эксперта».

Урок «Информатики и ИКТ» с применением активного метода обучения как «Баскет-метод».

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных...

Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации.

На протяжении долгих лет развития образования использовался единый подход для всех учащихся.

подхода LS, проводилась серия уроков в рамках исследования проблемы обучения.

Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в...

Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на...

Мастерская общения и проблемно-диалогическое обучение- это огромное поле деятельности и для преподавателя, и для кадет.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. диалогическая речь, диалог, иностранный язык, ролевая игра, репка, английский язык, постановка задач

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология деятельностного подхода на уроках информатики...

Деятельностный подход — это планирование и организация учебного процесса, в котором

Данная тема изучается в 7 классе базового курса «Информатика» и рассчитана на 10 учебных часов.

Игра «Слова в программировании». Учащиеся становятся в круг и передают друг другу

Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.–

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков...

В анкете были следующие вопросы: - с каким чувством Вы идете на урок информатики?

В ходе серии уроков по разделу «Алгоритмы и программирование», проведенной в форме групповой работы с

Правильный выбор стратегий и подходов в обучении обеспечил успешность урока.

2. Генике Е. А. (2013) «Активные методы обучения: новый подход».

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации...

Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход на уроках информатики в

При этом последующие этапы опираются на системно-деятельностные подходы к обучению.

...практико-ориентированный подход к обучению, основой которого является решение задач.

1. Шамсутдинова Т. М. Развитие творческого мышления на уроках информатики.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Особенность использования проблемно-диалогической технологии на уроках чтения

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим

Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания...

Применение стратегий критического мышления на различных...

Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.

Использование метода ситуационного анализа на уроках...

В качестве фокус группы исследований и проведения урока, можно брать учащихся 7–12

Оценивание для обучения несет в себе «формирующую, стимулирующую и мотивирующую

подход на уроке, активно включать учащихся в процесс обучения, осознано относиться к

– Умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению...

Задать вопрос