Обучение через взаимообучение: практика одного исследования на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Ермекова, А. А. Обучение через взаимообучение: практика одного исследования на уроках информатики / А. А. Ермекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9588/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Статья раскрывает некоторые результаты педагогического эксперимента, проведенного на уроках информатики. Суть исследования заключалась в организации взаимообучения учащихся. Системное распределение тем и саморефлексия учащихся как следствие улучшает качество обучения.

Ключевые слова: взаимообучение, оценивание, когнитивная, эмоциональная, социальная область обучения.

 

Осознание учителем связи между создаваемым им условиями в классе и психологической атмосферой (когнитивной, эмоциональной и социальной) является одним из ключевых аспектов в преподавания (Харт, Диксон, Драммонд и МакИнтайр, 2005). Встает вопрос: что может сделать учитель, чтобы способствовать развитию трех областей обучения (рис. 1).

Рис. 1. Области обучения

 

Понимание трех областей обучения должно лежать в основе планирования деятельности учителя. Наше исследование проводилось на уроках информатики в 11 классе, где информатика является предметом по выбору и изучаемые темы можно представить как 40 % — это темы занятий на практику программирования и 60 % теория информатики.

Цель эксперимента: изучить результативность организации обучения учащихся через взаимообучение.

Выбор старшеклассников был обоснован психологическими особенностями их возраста. Эмоциональная область обучения: «что мы думаем о себе как об учащихся» окрашена в этом возрасте огромным желанием подростка самоутвердиться, быть «взрослым», показать свою значимость среди одноклассников. На этой особенности возраста мы делали «ставку» в своем исследовании. На уроках информатики в нашей подгруппе 11 класса обучаются 10 учащихся. Средний балл по информатике в начале четверти был 3,1.

Схема исследования была следующая:

1)Ученикам предоставляется тематика занятий на учебную четверть вначале четверти (рисунок 2);

Рис. 2

 

2)Каждую тему занятия выбирают по два ученика; пары определялись по желанию самих учеников;

3)График занятий с фамилиями ответственных согласовывается и может корректироваться в течение четверти;

4)Подготовка к проведению занятия организовывает и контролирует учитель: пара учеников самостоятельно отбирает материалы, ресурсы по новой теме, разбирает ее, учитель помогает в случае сложных вопросов разобраться. Однако ни в коем случае не дает готовых ответов, в этом и заключается образовательная, воспитательная часть эксперимента: выработка у учеников самостоятельного отбора ресурсов, формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, умения выражать свои мысли;

5)Оценивание результата обучения также планировалось учениками совместно с учителем: отбор разноуровневых заданий, использование онлайн инструментов для проверки знаний. Это вырабатывает у учащихся критическое мышление, академическую честность, ответственность за свои оценки и за обучение.

6)Фидбек урока выполнялся на каждом уроке и «ответственные ученики» за урок получали обратную связь — оценку своих одноклассников.

Таким образом, согласно представленному алгоритму, учитель много внеурочного времени тратит на подготовительный процесс к уроку. Ведь ему гораздо легче все приготовить самому. Традиционный метод обучения заключается в том, что ученик лишь «исполнитель» того, что ему приготовит учитель. Он очень редко бывает в роли ключевого «дирижера» урока. Не так часто он сам составляет сложные задания, чтобы составлять задания надо самому хорошо в этом разбираться. Такая форма работы у ученика вырабатывает мышление «эксперта». Действительно, предварительно работая с двумя учениками было потрачено (особенно в самом начале эксперимента) много времени. Первый «круг» занятий был гораздо слабее последующих и большую часть заданий учитель разрабатывал сам. Однако практика показала, что уже второе занятие было построено гораздо интереснее: ответственные за урок старались выбрать интересные формы работы, который они выбирали после анализа фидбека от одноклассников, и после согласования его с учителем. Вся идея заключалась в том, что индивидуальная работа дала свои результаты: восторг от того, что тема была изучена и понята учеником самостоятельно вызывала у них ситуацию успеха, «окрыляла» их, они с большим вдохновением готовились к следующему занятию. Интересно было наблюдать за процессом взаимооценивания: взаимопроверка заданий друг друга сначала вызвало массу вопросов, но прогресс был явным: с каждым разом ученики все строже и скрупулёзней подходили к оцениванию, стали требовательней к «мелочам». Высказывание ученика: «Оказывается самому изучить что-то сложное, а потом еще его и передать — это так подстегивает. Ты просто понимаешь, как движется мысль твоего одноклассника и понимаешь, где он может ошибиться. У своего одноклассника проще спросить, если что-то не допонимаешь». Социальная область взаимообучения реализуется в возможности ученика укрепить чувство равноценности и коллективной ответственности за обучение каждого.

Роль учителя помочь на этом пути поиска, он должен «пропустить» через себя стадии «поиска» ответов и вопросов, чтобы ученик не уходил от темы занятия, не занимался самолюбованием в процессе выступления, а действительно смог помочь себе и своим одноклассникам в качественном усвоении материала. Образовательные ресурсы Edmodo.com, Lerningapps.org, google-диск, сайт www.bubbleas.com,www.mindmeister.comдля создания ментальной карты помогали организовать разнообразные формы проведения задания для оценивания изученного материала.

Что получилось? Выводы.

1)      Работа в парах получалась у учеников с разным типом темперамента: это показали наблюдения. Например, ученик холерик лучше срабатывался с флегматиком: один компенсировал другого. Важен подбор учеников в паре по типу темперамента должны быть разными, а по типу интеллекта (по Гарднеру) одинаковыми.

2)      Рефлексия после каждого занятия позволило отбирать формы закрепления знаний, которые ученики считали самыми эффективными. Урок должен строиться на потребностях ученика. Повторение — главный ключ «долгосрочных» знаний.

3)      Три области обучения были охвачены в данном эксперименте и наблюдения показали: в каждой области наблюдались положительные сдвиги: развитие когнитивных навыков способствовали улучшению качества успеваемости в конце четверти (качество успеваемости стало 86 %) (рисунок 3).

Рис. 3

 

4)      В социальной области обучения также произошли позитивные изменения: отношения между учениками стали более открытыми и основанными на доверии и взаимоуважении; в эмоциональном плане эксперимент позволил слабым и неуверенным ученикам класса, которые боялись своих пробелов знаниях стать гораздо увереннее и повысить собственную самооценку своих способностей

5)      Воспитательные моменты: ученик должен быть ответственным, его надо «научить» продумать все до мелочей, научить соблюдать тайм-менеджмент и уважение к мнениям своих одноклассников.

Что не получилось?

1)     Некоторые темы практического характера вызывали трудности в подготовке. Такие уроки приходилось объяснять учителю, «вторгаясь» в запланированный процесс урока. Присутствие и чуткое наблюдение учителя на уроке необходимый фактор.

2)     Были пары учеников, которые не «срабатывались» и тогда приходилось менять состав ответственных за следующее занятие.

 

Литература:

 

  1.    Learning without Limits/ bySusan Hart(Author),Annabelle Dixon(Author),Mary Jane Drummond(Author),Donald McIntyre(Author)/ Open University Press, -2004, 296;
  2.    Структура разума / Multiple Intelligences
  3.    Источник: http://vikent.ru/enc/2150/
  4.    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, область обучения, урок, урок информатики, учитель, занятие, одноклассник, пар учеников, социальная область обучения, тип темперамента.

Ключевые слова

взаимообучение, оценивание, когнитивная, эмоциональная, социальная область обучения., социальная область обучения

Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели...

При этом реализация электронного обучения осуществляется учениками дома: учитель

Системы счисления, 1 урок из 7). Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе представления...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании...

Активные формы обучения на уроках информатики

активные формы, методы обучения, уроки информатики.

Урок «Информатики и ИКТ» с применением активного метода обучения как «Баскет-метод».

Урок — ролевая игра. Такого типа уроки развивают умения высказывать мысли и...

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке

– персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, ПК учащихся; – дистанционный урок по информатике для 7-х классов.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор.

Такая форма обучения для современных учеников не будет проблемой, т. к. большинство из них очень грамотны в ИКТ.

Социальные комментарии Cackle.

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Ученик становится субъектом процесса обучения.

Постановка целей урока. Учитель: Сегодня у нас обобщающий урок, объединяющий две темы: по алгебре «Рациональные дроби» и по геометрии «Четырехугольники».

Учебный сайт как инструмент организации элемента...

задание, контрольно-оценочная деятельность, урок, рисунок, работа, сайт, страница, ученик, учащийся, учитель. Похожие статьи. О системе критериального оценивания в обучении...

Современный урок как основополагающий компонент...

- Использует на уроке разноуровневое обучение, - Учит работать самостоятельно

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС.

Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

диалогическое обучение, учитель, ученик, группа, учебный диалог, учащийся, урок, диалог, готовый вид, английский язык. Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической...

Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели...

При этом реализация электронного обучения осуществляется учениками дома: учитель

Системы счисления, 1 урок из 7). Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе представления...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании...

Активные формы обучения на уроках информатики

активные формы, методы обучения, уроки информатики.

Урок «Информатики и ИКТ» с применением активного метода обучения как «Баскет-метод».

Урок — ролевая игра. Такого типа уроки развивают умения высказывать мысли и...

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке

– персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, ПК учащихся; – дистанционный урок по информатике для 7-х классов.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор.

Такая форма обучения для современных учеников не будет проблемой, т. к. большинство из них очень грамотны в ИКТ.

Социальные комментарии Cackle.

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Ученик становится субъектом процесса обучения.

Постановка целей урока. Учитель: Сегодня у нас обобщающий урок, объединяющий две темы: по алгебре «Рациональные дроби» и по геометрии «Четырехугольники».

Учебный сайт как инструмент организации элемента...

задание, контрольно-оценочная деятельность, урок, рисунок, работа, сайт, страница, ученик, учащийся, учитель. Похожие статьи. О системе критериального оценивания в обучении...

Современный урок как основополагающий компонент...

- Использует на уроке разноуровневое обучение, - Учит работать самостоятельно

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС.

Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

диалогическое обучение, учитель, ученик, группа, учебный диалог, учащийся, урок, диалог, готовый вид, английский язык. Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической...