В статье автор анализирует состояние рынка труда, его проблемы и тенденции.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, заработная плата.
Рынок труда является значимым элементом национальной экономики, и его проблемы относятся к числу наиболее актуальных.
В настоящее время в мире происходят изменения под влиянием глобальных трендов социального, технологического, экономического, экологического и политического характера, в том числе оказывающие влияние на развитие мирового рынка труда. Важность этих изменений заключается не столько в них, а сколько в тех последствиях, которые они влекут для всех участников рынка труда — работодателей, граждан, правительства — с точки зрения создания рабочих мест, обеспеченности и профессиональной структуры рабочей силы [1].
Национальная политика занятости населения и регулирования рынка труда с определенными целями, задачами, принципами направлена на формирование модели занятости рынка труда. Построение казахстанской модели занятости и рынка труда невозможно без социально-экономического сценария, прогноза и учета взаимодействия демографических факторов, традиций, трудового образа жизни, региональных особенностей.
Уровень безработицы и занятости являются важными индикаторами рынка труда и в 1-квартале 2021 г. номинальная заработная плата по стране составила 230,8 тыс. тенге, что выше показателей аналогичного периода 2020 г. на 15 %.
Индекс реальной заработной платы в 1 кв. 2021г. продолжил свой рост, начавшийся в 4 кв. 2020г. При этом наблюдавшийся квартальный рост был ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года 7,4 % против 12,2 % (рисунок 1).
Рис. 1. Показатели по оплате труда в РК за 2020–2021 гг.
В разрезе регионов тенденция роста номинальной заработной платы наблюдается в 9 регионах страны с максимальным ростом в Атырауской +7,5 % или 28,4 тыс. тенге и Туркестанской +7 % или 11,7 тыс. тенге областях. При этом необходимо отметить, что заработные платы только в четырех регионах выше республиканского уровня.
Регионом с самыми высокими зарплатами, как и в предыдущих периодах, стала Атырауская область — 405,8 тыс. тенге, что в 1,8 раза превышает средний уровень по стране. Последнее место в списке регионов занимает Северо-Казахстанская область — здесь зарегистрирована средняя зарплата размером 166,7 тыс. тенге, что на 27,8 % ниже среднереспубликанского показателя. В отличие от других мегаполисов страны, в городе Шымкент также зафиксирован один из самых низких окладов — 175,9 тыс. тенге.
Самые низкие зарплатыполучают работники сельского хозяйства, в том числе занимающиеся рыболовством и аквакультурой 81,1 тыс. тенге и растениеводством и животноводством 115,9 тыс. тенге. В сфере образования меньше всех получают работники дошкольных учреждений — 102,2 тыс. тенге, что в 2,3 раза ниже среднего уровня по стране. Менее доходными отраслями являются ветеринарная деятельность и услуги по купле и продаже недвижимости, где средний оклад достигает всего 116 тыс. тг. и 100 тыс. тг.
Рассматривая уровень безработицы в разрезе регионов, то в 1 квартале этого года больше всего безработных в абсолютном выражении отмечено в г. Алматы, Алматинской и Туркестанской областях, а меньше всего в СКО и Атырауской области. Уровень безработицы остается самым высоким на юге страны — в г. Алматы и Туркестанской области оба 5,2 %, а также в г. Шымкент 5,1 % матинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской все по 4,8 % областях (рисунок 2).
Рис. 2. Уровень безработицы по регионам в 1 кв. 2021 г.
При этом уровень безработицы ниже республиканского значения наблюдается в Карагандинской области 4,5 %, г. Нур-Султан 4,6 %, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской все по 4,8 % областях (рисунок 3).
Численность безработных, состоящих на учете, на конец апреля 2021 года составила почти 215 тыс. человек, а уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике равен 2,3 %. Наибольший уровень зарегистрированной безработицы зафиксирован в Туркестанской 4,6 %, Атырауской и Западно-Казахстанской обе 4,4 % областях [2].
Рис. 3. Уровень численности безработных по регионам в 2021 г.
Согласно статистическим данным на рынке труда наблюдается стабильное восстановление. Занятость растет как среди наемных, так и среди самозанятых, численность безработных в абсолютном выражении сокращается. Вместе с тем, меняются характеристики занятости — распространяется дистанционные формы работы, в особенности среди женщин.
Необходимы своевременные, широкомасштабные и согласованные политические усилия, направленные на поддержку занятости и доходов, стимулирование экономики и спроса на рабочую силу. Ответные меры государственной политики по защите занятости в краткосрочной перспективе должны быть решительными, сочетающими денежно-кредитную политику, субсидированный доступ к финансам и целевые меры государственной политики в области занятости [3]. Ключевые направления мер:
1) Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения. Необходима разработка специальных целевых мер для наиболее уязвимых групп работников, включая самостоятельно занятых, работающих в условиях сокращенного рабочего времени или временно работающие, так как в своей массе они не имеют права на пособия по безработице или по временной нетрудоспособности и сложнее других поддаются охвату социальным обеспечением. Введение, наряду с существующей социальной выплатой на случай потери работы, пособий по безработице для тех слоев населения, которые остались непокрытыми социальным страхованием [4].
2) Наладить взаимодействие между учебными заведениями и центрами занятости с целью повышения качества человеческих ресурсов и передачи опыта.
3) Подготовить кадры в технических вузах с новыми профессиональными компетенциями в сферах цифровой техники, искусственного интеллекта, биоинженерии, новых материалов и энергетики.
4) Глубокие институциональные и политические реформы являются еще одним условием, необходимым для ускорения экономического подъема в связи с возросшим спросом и обеспечением необходимой жизнестойкости за счет эффективной системы всеобщей социальной защиты. Это также будет способствовать восстановлению доверия к государственным институтам и органам власти. Необходимо обеспечить полную цифровизацию государственных услуг, предоставление качественных и актуальных данных о рынке труда населению. Необходима модернизация инфраструктуры рынка труда. Таким образом, необходимо продолжить работу по дальнейшей модернизации, а возможно, и трансформации центров занятости.
Литература:
1. С. Е. Кайдарова, А. А. Адиева, М. А. Амирова. Состояние рынка труда в Казахстане: проблемы и тенденции. Вестник Инновационного Евразийского университета. 2022. № 4 ISSN 2709–3077
2. Статистические данные Бюро национальной статистики АСПР РК,2021
3. Уровень жизни населения и бедность в РК. Интегральные показатели//Труд в Казахстане.-№ 1.- с. 14–18, 2021. — 191 с.
4. Материалы международной научной конференции студентов и молодых учёных «Фараби әлемі», Алматы, Казахстан, 6–8 апреля 2021 г. Том 2. — Алматы: Қазақ университеті, 2021. — 554 с.
5. https://iac.enbek.kz/sites/default/files/2021_05_26_Рынок_труда_Казахстана_по_итогам_1_кв_2021_года_рус.pdf