Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Герасимова, Ю. В. Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда / Ю. В. Герасимова, В. И. Знойкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101362/ (дата обращения: 06.05.2024).



Всем нам известно, что в последнее время большое внимание уделяется детям с ОВЗ. Обучение и воспитание детей с особыми познавательными потребностями осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, возраста, структуры нарушения и уровня психофизического развития. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность и плохая координация, неловкость несогласованность движений рук. Для успеха образовательной интеграции особых детей, большое значение имеют методы работы, помогающие в коррекции отклонений. На сегодняшний день в детских садах ведётся подбор развивающих методик, которые можно применить к особому ребёнку с учётом его развития. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Одной из современных технологий является метод мозжечковой стимуляции. В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда данный метод реализуется в работе с детьми с ОВЗ через выполнение развивающих упражнений с применением «сибирского борда». Но необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает, как обучение он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития. Работа опирается на комплексный подход, основанный на взаимной связи сенсорной и моторной функции. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, ведущие к развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции. Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствуют эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Регулярные занятия с использованием «сибирского борда» напоминают собой лечебную физкультуру. Они включают упражнения на развитие равновесия, координации движений, развитие зрительной моторной координации, речедвигательных навыков. Начиная работу по заданной методике необходимо привлечь ребёнка к борду.

1. Упражнение «Прокатывание мяча»

Знакомство со свойствами борда. Автоматизация в слогах и словах, поставленных звуков.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-3.jpeg

2. Упражнение «Мыльные пузыри»

Развитие речевого дыхания. Развитие равновесия.

C:\Users\КОРОВА 51\Downloads\image-15-11-22-11-05-1.heic

3. Упражнение «Качели»

Дифференциация свистящих и шипящих звуков с опорой на положение тела и органов артикуляции в пространстве.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-22.jpeg

4. Упражнение «Сбей цель»

Ориентировка в пространстве, закрепление сенсорных эталонов, развитие зрительного и слухового внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-21.jpeg

5. Упражнение «Волшебные мешочки»

Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, развитие темпо-ритмической стороны речи. Ориентировка в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, закрепление сенсорных эталонов.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-19.jpeg C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-15.jpeg

6. Упражнение «Попади в цель»

Развитие внимания, удерживание словесной инструкции и ее выполнение. Закрепление сенсорных эталонов.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-16.jpeg

7. Упражнение «Овощи-фрукты»

Дифференциация овощей и фруктов. Развитие слухового внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-14.jpeg

8. Упражнение «Рыбалка»

Упражнять в умении соотносить букву и звук, подбирать слова на заданный звук. Развивать умение следить глазами за движущимся объектом. Развивать зрительно-моторную координацию.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-18.jpeg

9. Упражнение «Башенка»

Развивать равновесие, чувство баланса. Удерживание словесной инструкции, развитие зрительного внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\IMG_9306.JPG

Использование сибирского борда помогло добиться следующих результатов:

— Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

— У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

— Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

— В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

— Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

— Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

— Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

Литература:

  1. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — 2005. — Москва: Генезис. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович. — Москва: Академия, 2002. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2010. — c. — Текст: непосредственный.
  4. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. / А. Л. Сиротюк. — Москва: Аркти, 2009. — c. — Текст: непосредственный.
  5. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
  6. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, развитие, ребенок, зрительное внимание, развитие равновесия, словесная инструкция, слуховое внимание, физическая культура.


Похожие статьи

Когнитивные технологии как средство развития слухового...

Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной группы, т. е. той группы, где целенаправленно использовались когнитивные технологии с группой контрольной, в которой эта технология не применялась.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

Инструкция: Внимание! Сейчас мы узнаем, какие предметы могут летать, а какие предметы не могут летать.

Игра: «Волшебные палочки». Цель: развитие внимания, мелкой моторики пальцев.

Игра: «Слушай и выполняй». Цель: развитие слухового внимания.

Цель: развитие зрительного внимания, переключение и распределение внимания.

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук.

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка.

Физическое воспитание дошкольников с нарушением речевого...

...от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Каждый знает, как важно физическое развитие ребенка!

При выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения.

Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Игры на развитие внимания. Зрительное внимание.

Слуховое внимание. 1). Игра «В лесу». Ход игры.

«Обведи и объясни» Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

«Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» Светлова И. Е.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание развито плохо...

Особенности методики формирования координации движений...

Дети выполняют упражнение из разных исходных положений стоя, сидя (на стуле, на полу).

На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях.

Создание условий для развития внимания у дошкольников... У детей со зрительными

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена.

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими...

Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и динамического характера, направленные на удержания равновесия в различных позициях. При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Шилова, Н. Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством

– ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации

– переутомление физическое и умственное

– повысилась концентрация и устойчивость внимания у детей на занятиях и в различных видах деятельности

Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех...

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов.

Похожие статьи

Когнитивные технологии как средство развития слухового...

Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной группы, т. е. той группы, где целенаправленно использовались когнитивные технологии с группой контрольной, в которой эта технология не применялась.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

Инструкция: Внимание! Сейчас мы узнаем, какие предметы могут летать, а какие предметы не могут летать.

Игра: «Волшебные палочки». Цель: развитие внимания, мелкой моторики пальцев.

Игра: «Слушай и выполняй». Цель: развитие слухового внимания.

Цель: развитие зрительного внимания, переключение и распределение внимания.

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук.

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка.

Физическое воспитание дошкольников с нарушением речевого...

...от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Каждый знает, как важно физическое развитие ребенка!

При выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения.

Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Игры на развитие внимания. Зрительное внимание.

Слуховое внимание. 1). Игра «В лесу». Ход игры.

«Обведи и объясни» Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

«Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» Светлова И. Е.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание развито плохо...

Особенности методики формирования координации движений...

Дети выполняют упражнение из разных исходных положений стоя, сидя (на стуле, на полу).

На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях.

Создание условий для развития внимания у дошкольников... У детей со зрительными

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена.

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими...

Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и динамического характера, направленные на удержания равновесия в различных позициях. При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Шилова, Н. Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством

– ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации

– переутомление физическое и умственное

– повысилась концентрация и устойчивость внимания у детей на занятиях и в различных видах деятельности

Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех...

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов.

Задать вопрос