Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Лобанова Т. И., Семёнова В. Ю. Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 369-371. — URL https://moluch.ru/archive/123/34045/ (дата обращения: 16.12.2018).



В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем. Связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от его готовности к ней.

Подготовка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

В дошкольном детстве закладывается основа здоровья, формируются основные физические качества, двигательные умения и навыки. Основной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма.

Дети, которые поступают в логопедические группы, имеют не только речевые дефекты, но и специфические нарушения моторного развития, двигательной сферы, неловкости, малому объёму движений, недостаточному темпу и переключаемости.

Поэтому так необходима ребёнку — логопату всеобъемлющая помощь всех специалистов детского сада. В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Во-первых, занятия по физической культуре должны доставлять детям радость, поддерживать настроение, воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

Во-вторых, занятия необходимо проводить в игровой форме. Формировать широкий круг игровых действий. Для детей характерна потребность в активных, разнообразных движениях.

В-третьих, очень важно вести работу параллельно с учителем-логопедом, воспитателями логопедических групп, ознакомиться с медицинскими картами каждого ребёнка и знать особенности развития каждого ребёнка.

В соответствии с этим и планируется работа по физическому воспитанию, подбираются комплексы утренней гимнастики, игровые движения, игры разной подвижности. Учитывается их динамика, систематичность и целесообразность использования. Также актуально использовать различные предметы, снаряды, как традиционные, так и нетрадиционные, которые изготавливать могут и родители вместе с детьми. Полезно использовать речевые считалки, стихи. Речевое сопровождение делает выполнение упражнения интересным, но кроме этого — ребёнок учится согласовывать движения и речь, контролирует дыхание, активизирует и контролирует процесс. Он выполняет многосложную инструкцию, и это тоже на пользу ребёнку.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций присуще отставание в развитии двигательной сферы. Дети неловки в выполнении упражнений, скованны в выполнении и воспроизведении двигательных заданий по словесной инструкции.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны на одну неделю и связаны с лексической темой. Комплекс включает в себя общеразвивающие упражнения, речевую игру, игровое упражнение, игры разной подвижности, возможно игру-эстафету.

При систематических физкультурных занятиях на свежем воздухе вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмичное сочетание углублённого дыхания с движениями. Важно проводить физкультурные занятия и в холодный период года.

В «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной особое внимание уделяется общекорригирующим упражнениям. И этому следует уделять особое внимание. Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счёт специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Дети с удовольствием и интересом выполняют следующие упражнения:

− Сжимать резиновый, теннисный мячи;

− Отстреливать каждым пальцем поочерёдно пинг-понговый шарик;

− Тренировать захват мячей различного диаметра;

− Захватывать мелкие предметы небольшого размера различными пальцами;

− Перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

− Вырабатывать переключение движений правой — левой руки;

− Воспроизводить различные позы руки.

Авторы программы рекомендуют упражнения начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. Кроме этого, необходимо следить за чёткостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Детям интересно заниматься с мячиком- ёжиком. В течение первого года обучения они научились владеть им. Выполнять движения, согласовывать текст было занимательно и эмоционально. Особенно было приятно детям произносить фразу: «Я хочу с тобой поладить. Я хочу тебя погладить!»

На втором году обучения дети большой мячик-ёж меняют на Су-Джок. Это массажёр (медицинский) для интенсивного воздействия с двумя кольцевыми пружинами. Ребятишки с интересом занимаются с данным пособием, несомненна комплексная помощь.

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно построит помощь и проведёт коррекцию.

А также подготовит ребёнка к успешному обучению в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, ребенок, особое внимание, двигательная сфера, движение, упражнение.


Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми.

Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки

Развивать координацию движений. Воспитание физических качеств.

По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу.

Как направить потребность в движении дошкольника...

Физическое развитие детей предполагает воспитание в себе волевых качеств

В дошкольном возрасте необходимо с вниманием отнестись к детям малоподвижным и

Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Здоровые дети нуждаются в движении и охотно выполняют физические упражнения.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физическое воспитание детей старшей группы требует особого внимания.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

- организованной двигательной активности детей на прогулках; - коррекционного занятия [20, с.39]. Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.

Индивидуально-дифференцированная направленность на...

1. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.

Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, ребенок

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание создает условия для...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

В случае раннего детского аутизма, формирования двигательной сферы должно основываться, в первую очередь на формирование способности ребенка к произвольной организации движений

Плаксунова Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми.

Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки

Развивать координацию движений. Воспитание физических качеств.

По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу.

Как направить потребность в движении дошкольника...

Физическое развитие детей предполагает воспитание в себе волевых качеств

В дошкольном возрасте необходимо с вниманием отнестись к детям малоподвижным и

Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Здоровые дети нуждаются в движении и охотно выполняют физические упражнения.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физическое воспитание детей старшей группы требует особого внимания.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

- организованной двигательной активности детей на прогулках; - коррекционного занятия [20, с.39]. Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.

Индивидуально-дифференцированная направленность на...

1. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.

Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, ребенок

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание создает условия для...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

В случае раннего детского аутизма, формирования двигательной сферы должно основываться, в первую очередь на формирование способности ребенка к произвольной организации движений

Плаксунова Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом.

Задать вопрос