Концепция и особенности проектной структуры управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 2954 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, М. А. Концепция и особенности проектной структуры управления / М. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101346/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Ключевые слова: проект, проектная структура управления, организационная структура управления, проектная команда.

Введение

Проектная структура управления является одним из типов организационных структур управления. Организационная структура управления компании описывает механизм её деятельности, количество её подразделений, характер их взаимосвязи и подчинения, степень централизации и децентрализации управленческих полномочий и так далее. Являясь своеобразным «скелетом» компании, организационная структура управления способствует грамотному координированию работы компании, эффективному выполнению рабочих задач, четкому разграничению ответственности подразделений и использованию ресурсов организации [1]. Проектная структура, в свою очередь, является одной из самых гибких и адаптивных организационных структур управления.

Концепция проектной структуры управления

Проектная структура управления — это тип организационной структуры управления, подразумевающий создание компанией временных подразделений — проектных команд, которые занимаются решением какой-либо крупной многоаспектной задачи — проекта. В состав проектной команды входят её руководители, а также все необходимые для успешной разработки и реализации проекта специалисты. Более того, в проектном подразделении могут быть задействованы как исключительно штатные сотрудники компании, так и внешние специалисты или консультанты. Структурные единицы проектного типа управления могут решать широкий спектр задач, например:

— Разработка и вывод на рынок нового продукта

— Освоение новой технологии

— Модернизация производства

— Строительство нового цеха и т. д.

Несмотря на то, что основой данного типа оргструктуры являются проектные команды, компания с проектной организационной структурой может иметь другие функциональные подразделения (например: бухгалтерия, управление персоналом и т. д.). Схема проектной организационной структуры представлена на рисунке 1.

Проектная структура управления

Рис. 1. Проектная структура управления

В отличие от остальных рабочих процессов компании, проект характеризуется временным ограничением и нацеленностью на конкретный уникальный результат. Следовательно, проектная структура управления подходит тем компаниям, деятельность которых состоит из самостоятельных крупных и сложных задач со специфическим результатом. Такие компании (например: архитекторские бюро, консалтинговые агентства, event-агентства) называются проектными организациями [3].

После окончания работы проектного подразделения его участники переходят в новые проектные структуры компании, возвращаются к иной деятельности или увольняются.

Преимущества и недостатки проектной структуры управления

Внедрение проектной структуры управления, как и любого другого типа организационных структур, несет позитивные и негативные эффекты для компании. Для наиболее глубокого изучения проектной структуры управления рассмотрим их более подробно.

  1. Преимущества:

— Высокий уровень гибкости и адаптивности. Проектная структура управления может легко принимать изменения и подстраиваться под изменения внутренней и внешней среды компании, изменение объёма и структуры ресурсов и так далее.

— Синергия. За счёт глубокой концентрации участников проектной команды на решении одной задачи и тесной коммуникации, достигается усиливающий эффект между работниками каждого конкретного проекта.

— Рост ответственности руководителя проекта за его результаты. За счёт децентрализации власти и невысокого уровня регламентации руководство проекта несёт личную ответственность за грамотную разработку и ход проекта. Соответственно, растёт заинтересованность руководителя проекта в его успешной реализации.

— Быстрый и эффективный процесс принятия решений. В проектной команде, помимо руководства, состоят и непрерывно коммуницируют все необходимые для реализации специалисты. Поэтому, процесс согласования и принятия решений упрощается и ускоряется.

— Развитие персонала. По сравнению с выполнением однородных функций и рутинных задач, участие в проектах стимулирует процесс развития персонала, повышения персоналом своих компетенций.

— Вовлечённость сотрудников. При проектной структуре управления сотрудники не фокусируются исключительно на своём участке работы, а глубоко проникают в комплексную задачу компании на всех этапах её решения, соответственно больше вовлекаются в работу компании и её стратегические аспекты.

— Контроль и учёт ресурсов. Благодаря временной и ресурсной ограниченности каждого проекта и чёткого разграничения деятельности различных проектных групп, анализ и контроль ресурсов становится более удобным.

  1. Недостатки:

— Дробление ресурсов компании. Из-за особенностей проектной структуры управления, материальные, человеческие и иные ресурсы делятся между проектными командами, что затрудняет целостное развитие компании.

— Временный характер проектных подразделений. Проектная структура управления основывается на создании временных проектных команд, участие в которых снижает осознание работников собственного места в компании и вклада в её деятельность.

— Двойственность власти. Участники проектных подразделений одновременно подчиняются как руководству проекта, в котором они задействованы, так и руководству компании. Но, возможное несовпадение позиций руководств способствует рождению дополнительных конфликтов.

— Сложность управления проектом. Из-за уникальности каждого проекта, механизмы его управления и координирования не подчиняются строгим формальным правилам, а сильно зависят от специфики проекта и состава проектной команды.

— Сложность коммуникации в проектной команде. Из-за временного характера проектных подразделений и смены их участников, становится сложнее выстроить эффективную коммуникацию и комфортный рабочий климат в команде.

Согласно текущему положению на рынке, бизнес-сообщество уже признало то, что инструменты проектного управления предоставляют компаниям возможности более эффективной работы и приобретения конкурентных преимуществ на внутренних и международных рынках [4].

Таким образом, проектная структура управления — это структура, подразумевающая выполнение важных и уникальных задач деятельности организации при временных и ресурсных ограничениях. Такой тип организационной структуры подходит не всем компаниям и имеет свои сильные и слабые стороны. Больше всего проектный стиль управления удовлетворяет потребности организаций, деятельность которых состоит из разработки и реализации комплексных проектов, одновременно охватывающих различные подразделения.

Литература:

  1. Ануфриева, О. Б. Организационная структура как важный механизм управления предприятием / О. Б. Ануфриева // Мир экономики и управления. — 2007. — № 3. — С. 83–90.
  2. Шайхиева, К. М. Преимущества проектной структуры управления / К. М. Шайхиева // Трибуна ученого. — 2021. — № 5. — С. 146–149.
  3. Ратковская И. А. Особенности организационных структур в рамках проектного управления / И. А. Ратковская // Вестник государственного и муниципального управления. — 2016. — № 3. — С. 79–83.
  4. Петровская А. С. Содержание и ключевые признаки проектов / А. С. Петровская, Н. Рахтай // Экономика и социум. — 2019. — № 5 (60). — С. 1660–1663.
  5. Михайлова Н. С. Развитие проектного управления в России в разрезе отраслей / Н. С. Михайлова, Я. В. Савченко // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 3 (32). — С. 243–250.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная структура управления, проектная команда, организационная структура управления, проект, временный характер, деятельность, команда, проектная организационная структура, проектное подразделение, руководство проекта.


Ключевые слова

проект, организационная структура управления, проектная команда, проектная структура управления

Похожие статьи

Выбор организационной структуры предприятия

Проектная структура — это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи [4, с.32].

Матричная структураструктура управления, в которой организационные элементы формируются на базе двух и более одновременных признаков.

Формирование команды в проектах | Статья в журнале...

А также различия проектных команд в стандартах PMI PMBoK и PRINCE2. Ключевые слова: команда проекта, стандарты управления проектами, роли в проекте.

Как только проект будет запущен, необходимо набрать проектную команду.

В стандарте PRINCE2 организационная структура проекта очень четко определена.

Некоторые особенности управления проектами

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Организационная структура управления предприятия — это...

Воспользовавшись определениями структуры управления из [8], сформулируем: структура организационной системы управления — это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными...

Особенности организации проектного офиса в компании

В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который: - располагает соответствующей нормативно-регламентной базой процессов управления проектами, методологией проектного управления

Организация проектного управления в органах государственной...

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере.

Внедрение проектного планирования в крупные строительные...

Проектная структура — это временные органы управления, созданные для решения.

1. Помощь проектным менеджерам и команде управления проектом.

Организация проектного офиса — это тоже проект и при планировании необходимо...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой.

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Проектная деятельность есть в каждой организации: в детском саду, в бизнесе, в

Для облегчения работы с проектами разработаны стандарты управления проектами.

– специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть

Команда управления проектом — специфическая организационная структура...

Принципы формирования проектных команд | Статья в журнале...

На практике, проектное управление и управление проектами с применением инструментов формирования команды применяется

При формировании проектной команды выделяют два основных принципа

Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной...

Обычно, подбором специалистов в проектную команду занимается руководитель проекта.

Похожие статьи

Выбор организационной структуры предприятия

Проектная структура — это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи [4, с.32].

Матричная структураструктура управления, в которой организационные элементы формируются на базе двух и более одновременных признаков.

Формирование команды в проектах | Статья в журнале...

А также различия проектных команд в стандартах PMI PMBoK и PRINCE2. Ключевые слова: команда проекта, стандарты управления проектами, роли в проекте.

Как только проект будет запущен, необходимо набрать проектную команду.

В стандарте PRINCE2 организационная структура проекта очень четко определена.

Некоторые особенности управления проектами

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Организационная структура управления предприятия — это...

Воспользовавшись определениями структуры управления из [8], сформулируем: структура организационной системы управления — это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными...

Особенности организации проектного офиса в компании

В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который: - располагает соответствующей нормативно-регламентной базой процессов управления проектами, методологией проектного управления

Организация проектного управления в органах государственной...

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере.

Внедрение проектного планирования в крупные строительные...

Проектная структура — это временные органы управления, созданные для решения.

1. Помощь проектным менеджерам и команде управления проектом.

Организация проектного офиса — это тоже проект и при планировании необходимо...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой.

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Проектная деятельность есть в каждой организации: в детском саду, в бизнесе, в

Для облегчения работы с проектами разработаны стандарты управления проектами.

– специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть

Команда управления проектом — специфическая организационная структура...

Принципы формирования проектных команд | Статья в журнале...

На практике, проектное управление и управление проектами с применением инструментов формирования команды применяется

При формировании проектной команды выделяют два основных принципа

Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной...

Обычно, подбором специалистов в проектную команду занимается руководитель проекта.

Задать вопрос