Как мотивировать ребенка к чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 31.03.2023

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Баранова, С. Д. Как мотивировать ребенка к чтению / С. Д. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101146/ (дата обращения: 16.12.2024).



Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: чтение, мотивация, книги, родители.

В наш век гаджетов и социальных сетей все реже можно встретить читающего ребенка. Дети дошкольного возраста и обучающиеся начальных классов каждую свободную минуту проводят в телефоне/планшете. И перед ними всегда «положительный» пример родителей, которые в силу тотальной занятости также всегда «в телефоне».

Причем совершенно неважно, что школьник читает или смотрит: научно-познавательный контент или обзоры видеоигр. Книгу обрывочная информация из интернета не заменит. Только читая книгу, ребенок может погрузиться в сюжет, следить за судьбой героев и сопереживать им.

Купленные гаджеты приносят детям больше удовольствия, нежели новая книга. Культура чтения отходит на задний план, так как интернет-культура сокращает чтение за счет готовой информации в виде изображения и аудиозаписей.

Регулярные проверки формирования чтения ребенка в школе, основываются на скорости чтения ребенка, грамотности чтения, которая определяется как способность человека к осмыслению письменных текстов и рассуждению после прочтения, к применению содержания произведений для достижения собственных целей и результатов, развития знаний и для активного участия в жизни общества.

По собственному опыту работы у обучающихся к 4 классу снижается интерес к чтению. Соответственно падает техника чтения, не пополняется словарный запас, исчезает любовь к книге и чтению в целом. Все эти пункты прямо отражаются на результатах обучения. Так как умение читать бегло, понимать прочитанное применяется на всех уроках.

Рассмотрим некоторые важные аспекты, на которые стоит обратить особое внимание, для появления у ребенка привычки читать книги:

Чтение детям вслух

Данный аспект стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, увеличивается уровень запаса слов, расширяет кругозор не только детей, но и их родителей. Происходит развитие воображения и эмоционального интеллекта. По опыту работы учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны ребенку важно читать также и самостоятельно вслух, дабы не проявлялась «социальная глухота», когда могут быть выражены трудности при работе с информацией. А также проявление ситуации, когда ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отсюда вытекают проблемы: непослушания, социализации, дисциплины [4].

Заведите домашний ритуал и читайте детям литературные произведения на ночь. Продолжайте делать это как можно дольше, даже подросшим школьникам. Читайте до тех пор, пока они соглашаются слушать. Таким образом, у ребенка появиться привычка ежедневного общения с книгой, любовь и интерес к новым сюжетам. Плюсом данного метода не только умственное развитие ребенка, но и происходит единение и сплочение семьи. Обсуждайте прочитанное. Таким образом, дети ощущают родительскую заботу и тепло. Они начинают говорить раньше своих сверстников и их речь богаче и выразительнее [1].

Походы в книжный магазин

Сделайте поход в книжный магазин целым событием. Пусть ребенок походит между книжными стеллажами, обратите его внимание на отдельные стеллажи с новинками. Это тоже должно стать своего рода традицией. Цель этого похода научить ребенка самого делать выбор и находить для себя интересные книги. Как он сможет научиться этому, если не будет пробовать, или если у него не будет возможности выбирать самому?

Чаще всего мы видим в книжном магазине такую картину: увлеченная выбором мама и скучающий безучастный ребенок или дошкольник, который тянет руки к книжкам, и мама, которая постоянно его одергивает (положи на место, не трогай руками и т. д.)

Не надо так, дайте ребенку сделать самостоятельный выбор и не критикуйте его, купите любую ерунду, какую он только выберет. Чем чаще будут происходить такие походы в книжный, тем смелее, осознаннее и увереннее будет выбор ребенка. Обсудите: какие книги вы могли бы подарить его другу или кому-то из своей семьи [2].

Системность и свобода выбора

Желание читать, устойчивый интерес к прочтению книги закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжный магазин стали привычными для ребенка с самого детства, то это и станет нормой повседневной жизни.

Очень часто можно встретить такие диагнозы от психологов и логопедов: дислексия и дисграфия. При дислексии задержка навыка развития навыка чтения может быть связана с нейробиологической работой, Это состояние, основное проявление которого — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения [3].

Делайте книгу приложением к любому подарку. Пусть сложится устойчивая ассоциация если праздник, то новая книжка. Дарите книги, которые входят в круг его/ее интересов.

– Не критикуйте то, что читает ребенок, даже если — это детские комиксы, детективы или взрослые книжки из вашего виш-листа. Хвалите и расширяйте кругозор.

– Посещайте совместные литературные чтения и обсуждения. Сейчас такие встречи проходят во многих российских городах. Обсуждайте книги дома, расскажите о том, что прочли вы и попросите поделиться мнением.

Топ-5 полезных книг для младших школьников

Как заинтересовать ребенка книгой? Вот несколько удачных примеров, которые станут интересны не только детям, но и взрослым.

– «Тело человека», Доктор Макс Пембертон

Эта книга с очень качественными иллюстрациями для любознательных маленьких читателей. Формат энциклопедии о строении человеческого тела:

  1. Она расскажет, как устроены наши органы, зачем они нужны, и как они функционируют.
  2. Раскроет удивительные факты о строении человеческого организма, например, расскажет, какие органы способны сами себя восстанавливать.
  3. Кроме того, в этой книге содержится масса простых советов о том, как поддерживать здоровье организма и хорошо чувствовать себя на любом этапе взросления.

– «Планета Земля» с Чевостиком

В этой подборке энциклопедий 3 книги об удивительных путешествиях в разные уголки нашей планеты:

– «Планета Земля»

Книга расскажет, как устроена наша планета, откуда берется вода в реках и морях, почему в горах есть ледники, а у их подножия цветут растения, откуда берется ветер и т. д.

– «Великие путешествия»

Благодаря этой энциклопедии маленький читатель отправится в путешествие вместе с Чевостиком по маршрутам знаменитых первооткрывателей. Узнает, кто и где открывал новые земли на нашей планете.

– «Лабиринты с Чевостиком «Порядок на планете»

Эта книга познакомит ребенка с проблемами экологии, расскажет, зачем сортировать мусор и как правильно это делать. А кроме того, научит основам умеренного потребления.

Другие энциклопедии с Чевостиком также пользуются популярностью среди детей.

– «Занимательная физика», автор — И. Я. Перельман.

Эта книга написана одним из самых известных авторов научно-познавательных книг. Много лет пользуется огромной популярностью у читателей всех возрастов. Кроме того, здесь много опыта, занимательные головоломки. Другие книги этого автора тоже заслуживают особого внимания.

Мотивацию к чтению важно сохранять и увеличивать, в связи с тем, что обучающийся по-настоящему адекватно воспринимает информацию, когда имеет «книжный» опыт, развивающий волю, интеллект, абстрактное мышление, воображение и так далее.

Литература:

  1. Александров, Игорь Совместное чтение как семейная традиция / Игорь Александров. — Текст: электронный // Растим детей: [сайт]. — URL: https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/sovmestnoe-chtenie-kak-semeynaya-tradiciya (дата обращения: 29.03.2023).
  2. Будилова, Т. Б. Родительское собрание на тему «Как научить ребенка читать книгу» [Текст] / Т. Б. Будилова // Начальная школа: научно-методический журнал. — 2010. — № 2. — С. 61–62.
  3. Воронина Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т. П. Воронина. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 95 с.: ил. — (Наша началочка).
  4. Гогуадзе Т. В. Дислексия мозга. За гранью известного — 106 с. (цифровая книга).
Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, книжный магазин, чтение, особое внимание, планет, поход, эта.


Похожие статьи

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Стресс как фактор риска здоровья детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Похожие статьи

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Стресс как фактор риска здоровья детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Задать вопрос