Табличный метод решения задач на вычисление массовой доли растворенного вещества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Заборовская, Е. А. Табличный метод решения задач на вычисление массовой доли растворенного вещества / Е. А. Заборовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101130/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются табличные методы решения задач на вычисление массовой доли растворённого вещества.

Ключевые слова: химия, табличный метод, массовая доля вещества.

Решение любых задач вызывают у обучающихся затруднения. Хотя решение задач — является одним из самых эффективных способов обучения: развивает навыки контроля и самоконтроля, помогает определить степень усвоение знаний и умений их использование на практике, позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся и разрабатывать тактику их устранения. Самостоятельно справиться с решением задач могут немногие. Все больше и больше появляется задачи, имеющие практическое значение, которые являются также хорошим средством развития мышления учащихся. Поэтому на сегодняшний день тема решений таких задач является актуальной.

В данной статье я привожу метод решения химических задач на вычисления массовой доли растворенного вещества табличным способом. Данный способ не является новым, но в химии при решении задач редко используется. Сам метод очень удобный.

По сложности условно можно разделить эти задачи на:

I. Растворы, где меняется количество растворителя

II. Расчеты для одного раствора

III. Растворы, где меняется количество вещества

IV. Растворы, где меняется и количество вещества, и масса растворителя

V. Смешивание растворов.

Основные формулы, которые используются при решении задач:

Рассмотрим примеры решения некоторых задач.

I . Растворы, где меняется количество растворителя

Задача № 1

К 300 мл 24 % раствора соли ( ) добавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Дано:

Найти:

Занесем данные по условию задачи в таблицу 1 и произведем расчет возможных величин, помня, что числа в горизонтальных строчках можно умножать, а числа в вертикальных столбцах можно складывать (если добавляем, разбавляем) или вычитать (если упариваем). Нельзя складывать только массовую долю растворенного вещества между собой. Как правило за « x » — обозначаем то значение, которое необходимо найти.

Таблица 1

Было раствора

0,24

Добавили

40

0

0

Стало раствора

400

x

86,4

В последней строчке получаем линейное уравнение с одним неизвестным, решив которое мы получим ответ нашей задачи.

Ответ: 21,6 %

Задача № 2

Вычислите массу воды, которую нужно прилить к 420 г 15 % раствора соли, чтобы получить 9 % раствор.

Дано:

Найти:

Таблица 2

Было раствора

420

0,15

63

Добавили

x

0

Стало раствора

0,09

63

По аналогии с предыдущей задачей в последней строчке получаем линейное уравнение с одним неизвестным, решив которое мы получим ответ нашей задачи.

Ответ: 280 г

III . Растворы, где меняется количество вещества

Задача№ 3

Вычислите массу , которую необходимо растворить в 200 г раствора с массовой долей 10 %,чтобы получить 15 % раствор.

Дано:

Найти:

В этой задачи нам понадобится расчет малярных масс и . Рассчитаем молярную массу указанных веществ, используя периодическую таблицу Д. И. Менделеева:

;

Таблица 3

Было раствора

200

0,1

20

Добавили

x

y

yx

Стало раствора

0,15

В данной задачи мы сталкиваемся с кристаллогидратом. Необходимо произвести расчет массовой доли в кристаллогидрате:

Полученное значение занесём в таблицу 3 и получим:

Таблица 4

Было раствора

200

0,1

20

Добавили

x

0,64

Стало раствора

0,15

Составим линейное уравнение:

Ответ: 20,4 г

V . Смешивание растворов

Задача № 4

При смешивании 10 % и 30 % раствора соли получили 200 г 16 % раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?

Дано:

В этой задачи два неизвестных, поэтому вводим две переменные.

Таблица 5

Было раствора

Х

0,1

Добавили

Y

0,3

Стало раствора

200

0,16

Составим систему уравнению c двумя неизвестными:

Ответ: ;

Анализ эффективности данного метода показывает, что процент решения задач этим методом намного выше чем привычным «методом стаканчиков». Задачи, где может применяться этот методом присутствуют на ЕГЭ и ОГЭ как по химии, так и по математики, что расширяет область его применения.

Литература:

  1. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Сборник Задач по химии с решениями / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин –Москва: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2003. — 640 с.
  2. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А., Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы (в 2 т.) / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков — Москва: Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2017.-448 с
  3. Мацокина Г. Ф., Пособие по химии: методы решения расчетных и экспериментальных задач, Нижний Новгород 2015
  4. Врублевский А. И., Задачи по химии с примерами решений, Минск: «Издательство Юнипресс», 2015.
  5. Денисов В. Г., Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену по химии (Алгоритмы выполнения заданий и способы решения задач) / В. Г. Денисов, Волгоград: Учитель, 2014.-133 с.
Основные термины (генерируются автоматически): раствор, задача, III, массовая доля, раствор соли, решение задач, линейное уравнение, растворенное вещество, последняя строчка, смешивание растворов.


Ключевые слова

химия, табличный метод, массовая доля вещества

Похожие статьи

Конкурсные задачи по химии на закон электролиза Фарадея

Условия, ответы и решения задач. Уровень 1.

2. Электролиз 100 г водного раствора серной кислоты с мольной долей последней 2.5 % проводили в течении 15 минут.

содержит ионов металлов [1, с 21]. Обозначим количества солей в растворе моль, а.

Электролиз закончили, когда массовая доля сульфат-ионов в растворе стала равна 5,61 %.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии...

I этап Мотивационно-ориентировочный – помогает определить проблему, план ее решения.

Задание № 3. Учащиеся смешивают ложечку сахара с 50 мл воды и получают раствор.

Учащиеся формулируют задачу урока – изучение природы растворов.

(Наблюдение - влияния природы растворенного вещества на процесс растворения).

Модель с распределенными параметрами для описания динамики...

Начнем со статической задачи — движение отсутствует, рассматриваемое веществораствор

Задача 1. «Начальное» состояние — температура раствора одинакова и составляет =133 oC.

Данное решение для задачи охлаждения «столба» раствора соли с градиентом

Замечание 2 В случае реальных задач с динамикой растворов соли и распределенными...

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму | Юный ученый

В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи.

Метод таблиц— основной прием, который используется при решении задач на переливание.

Ситуационные задачи по неорганической химии

По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение

Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

осадок гидроксида меди (II) при встряхивании растворяется и образуется ярко-синий раствор глицерата меди.

Совершенствование методики решения задач по химии

Наибольшие трудности у учащихся возникают именно на данном этапе решения задачи.

Связь между этими величинами может быть выражена с помощью различных уравнений

Например, количество вещества связывает не только массу с молярной массой, но и объем с

Отбрасывание цифр начинается с правого края, если последняя отбрасываемая цифра...

Построение математической модели для решения практических...

1) изучить старинный алгоритм на смешивание веществ, предложенный Л. Ф. Магницким

3) решить задачи на смешивание двух веществ с помощью алгоритма Л. Ф. Магницкого

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

 созданием смеси металла и растворяемого материала, с последующим выщелачиванием.

К вопросу о расчетах множественных химических равновесий

Задача 4. Определить pH 0,1 М водных растворов ортогидрофосфата и ортофосфата натрия

. Аналогично можно показать, что в растворе соли NaH2PO4 pH вычисляется по формуле

. Высокие значения pH среды в данных растворах (0,1 М Na2HPO4 pH=9,8; 0,1 М Na3PO4 pH

а) Если растворимость соли составляет 4,68·10–6 моль/л, то в соответствии с уравнением...

Похожие статьи

Конкурсные задачи по химии на закон электролиза Фарадея

Условия, ответы и решения задач. Уровень 1.

2. Электролиз 100 г водного раствора серной кислоты с мольной долей последней 2.5 % проводили в течении 15 минут.

содержит ионов металлов [1, с 21]. Обозначим количества солей в растворе моль, а.

Электролиз закончили, когда массовая доля сульфат-ионов в растворе стала равна 5,61 %.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии...

I этап Мотивационно-ориентировочный – помогает определить проблему, план ее решения.

Задание № 3. Учащиеся смешивают ложечку сахара с 50 мл воды и получают раствор.

Учащиеся формулируют задачу урока – изучение природы растворов.

(Наблюдение - влияния природы растворенного вещества на процесс растворения).

Модель с распределенными параметрами для описания динамики...

Начнем со статической задачи — движение отсутствует, рассматриваемое веществораствор

Задача 1. «Начальное» состояние — температура раствора одинакова и составляет =133 oC.

Данное решение для задачи охлаждения «столба» раствора соли с градиентом

Замечание 2 В случае реальных задач с динамикой растворов соли и распределенными...

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму | Юный ученый

В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи.

Метод таблиц— основной прием, который используется при решении задач на переливание.

Ситуационные задачи по неорганической химии

По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение

Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

осадок гидроксида меди (II) при встряхивании растворяется и образуется ярко-синий раствор глицерата меди.

Совершенствование методики решения задач по химии

Наибольшие трудности у учащихся возникают именно на данном этапе решения задачи.

Связь между этими величинами может быть выражена с помощью различных уравнений

Например, количество вещества связывает не только массу с молярной массой, но и объем с

Отбрасывание цифр начинается с правого края, если последняя отбрасываемая цифра...

Построение математической модели для решения практических...

1) изучить старинный алгоритм на смешивание веществ, предложенный Л. Ф. Магницким

3) решить задачи на смешивание двух веществ с помощью алгоритма Л. Ф. Магницкого

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

 созданием смеси металла и растворяемого материала, с последующим выщелачиванием.

К вопросу о расчетах множественных химических равновесий

Задача 4. Определить pH 0,1 М водных растворов ортогидрофосфата и ортофосфата натрия

. Аналогично можно показать, что в растворе соли NaH2PO4 pH вычисляется по формуле

. Высокие значения pH среды в данных растворах (0,1 М Na2HPO4 pH=9,8; 0,1 М Na3PO4 pH

а) Если растворимость соли составляет 4,68·10–6 моль/л, то в соответствии с уравнением...

Задать вопрос