Анализ тематики выполненных проектов учащимися Вологодской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Скакалин, В. Э. Анализ тематики выполненных проектов учащимися Вологодской области / В. Э. Скакалин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100872/ (дата обращения: 01.05.2024).



Цель исследования. Анализ направленности проектов, выполненных школьниками Вологодской области.

Результаты. В последние годы наблюдается тенденция сокращения академических часов. Это снижает интерес к предмету и качество подготовки. В школьные программы, включая химию, введен метод проектной деятельности учащихся. Установлено, что выбор тем проектов зависит от уровня подготовки обучаемых, материальной базы и компетентности учителя. Были проанализированы работы учащихся Вологодской области, которые представлены на разные конкурсы. Большинство работ носит межпредметный характер и выполнены в рамках экологических исследований.

Выводы. Преимущественно выполняются предметные исследовательские проекты, рассчитанные на долгий срок. Тридцать девять процентов имеют интеграционный характер. Доля проектов по доминирующей деятельности составляет 79 %; с применением химических методов анализа — 50 %.

Ключевые слова: метод проектов, проекты, химия, учащиеся, интеграция.

В настоящее время в соответствии с государственным образовательным стандартом (ФГОС) программы общеобразовательных школ включают раздел формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность учащихся.

В отличие от традиционной классно-урочной системы подготовки школьников проектная деятельность способствует формированию у них навыков самостоятельной работы, расширяет кругозор, устанавливает взаимосвязи между различными предметами, тренирует умственные способности, учит анализировать информационные источники, знакомит с современными методиками выполнения эксперимента и необходимым оборудованием. Таким образом, этот вид деятельности способствует повышению качества их подготовки [1].

Поэтому метод проектов в настоящее время внедрен в учебную программу при изучении химии, начиная с 8 класса. Перед учителями стоят сложные задачи в выборе тематики проектов, обеспечение необходимой литературой, оборудованием и реактивами. Также установлено, что тематики исследований зависят от интересов и степени подготовки школьников. В связи с сокращением аудиторных часов на изучение предметов естественнонаучного цикла у школьников возникают проблемы не только с усвоением теории, но и с отсутствием практических навыков при выполнении экспериментальных работ. Частично эта проблема решается за счёт проектной деятельности, которая является дополнением к теоретическому и практическому курсу изучаемых дисциплин [2].

В связи с этим была поставлена цель: проанализировать и определить приоритетные направления тематики проектов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) выполнить информационный поиск;

2) на основании выполненного аналитического поиска определить приоритетное направления тем;

3) провести классификацию тем проектов обучающихся Вологодской области и сделать выводы и предложения;

Научная новизна: проанализированы приоритетные тематики выполненных проектов обучающимися Вологодской области, на основании которых можно сделать вывод об интересах учеников к химии и к уровню их подготовки.

Объект исследования: классификация выполненных проектов.

Метод исследования: аналитический.

Известно, что метод проектов направлен на развитие познавательных навыков школьников, умения ориентироваться в информационном пространстве, и способствует формированию творческого мышления и выполнению экспериментальных исследований.

Аналитический поиск показал, что перед учителями химии стоят сложные задачи: заинтересовать учащихся предметом, научить их работать с источниками информации, ставить перед собой цели, определять условия их достижения и уметь объяснять результаты исследований.

Большое значение для формирования у школьников навыков проектной деятельности имеет лабораторный практикум, на котором они приобретают навыки экспериментальной работы и учатся анализировать полученные результаты, что является основой при выполнении проектов.

Поэтому метод проектирования меняет функцию учащегося. Он делает ученика не объектом, на который направлена активность учителя, а субъектом процесса обучения, так как он должен проявлять инициативу в поиске, усвоении и применении новых знаний [3].

Исследования показывают, что выбор направления тем исследований по химии зависит от многих факторов, включая не только уровень подготовки школьников, наличие материальной базы, но и от востребованности профессий в обществе.

Согласно данным по Вологодской области, в последние годы снижается интерес к химии. В 2022 году среди выпускников 11 классов химию сдавало только 8 %. Результаты ЕГЭ также показали недостаточный уровень подготовки школьников, сдававших химию.

Частично можно решить эти проблемы за счёт внедрения в школьный образовательный процесс метода проектов, который имеет преимущество перед классно-урочной системой и успешно интегрируется в образовательный процесс. Он обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникативность [4].

В педагогической литературе даётся краткая характеристика 6 видов проектной деятельности. По доминирующей деятельности выделяют информационные, исследовательские и творческие работы. По количеству обучающихся, участвующих в разработке проекта рассматривают индивидуальные, парные и групповые проекты. Также классифицируют проекты по направлению исследования, виду секции, по связям с другими предметами и по продолжительности проведения [5].

Исходя из вышеперечисленных классификаций, можно сделать вывод, что проекты могут быть весьма многообразными. Знание их типологии помогает учителям при выборе темы, выполнении экспериментов учащимися как индивидуально, так и в группах. Но, следует заметить, что к какому бы типу не относился проект, любой из них при выполнении требует творческого подхода.

В работе приводятся результаты исследований определения приоритетных видов проектных работ по химии, которые были опубликованы на конкурсах: «Мир через культуру», «Экопатруль», «Подрост» в 20–22 гг. Всего проанализировано 107 школьных проектов.

Классификация тем по доминирующей деятельности представлена на рисунке 1.

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Рис. 1. Классификация проектов по доминирующей деятельности

На долю информационных проектов, которые учат работать с дополнительной литературой и анализировать её, приходится 16 %. Эти проекты, как правило, индивидуальные. Доминирующими являются исследовательские проекты, доля которых составляет 79 %. К ним относят экспериментальные исследования. При этом происходит не простое накопление знаний, а формирование научного мышления. Следует отметить, что творческие проекты, которые включают в себя разработку экологических маршрутов или устройств для мониторинга состояния атмосферного воздуха, составляют 5 %. Примером является проект на тему «Разработка устройства для оценки экологических параметров воздуха» выполненного учениками Корниловым А. А., Морокуевым А.Е, который носит межпредметный характер;

По направлениям исследований (Рис. 2): связанных с проблемами экологии — выполнено 38 % работ; c биологическим разнообразием — 31 %; изучением химического состава разных сред занимались 9 % школьников. По другим тематикам, выполнено школьниками разных видов проектов только 22 %. Таким образом, обучающиеся чаще всего выбирают темы по решению экологических проблем.

Классификация проектов по направлению исследования

Рис. 2. Классификация проектов по направлению исследования

На рисунке 3 представлена классификация проектов по виду секций.

Классификация проектов по секциям

Рис. 3. Классификация проектов по секциям

Среди всех школьников, которые выбрали секции «Мир всему живущему», «Юные исследователи», «Летопись Земли», приходится 47 %; затруднялись в выборе секции 45 %.

Также проанализированы по содержанию проекта. Лидером являются предметные проекты и составляют 61 %; 39 % из всех выполненных работ приходится на интегрированные исследования по биологии, химии и экологии. Именно такие проекты способствуют формированию у школьников межпредметных связей и создают целостную картину окружающего мира.

По продолжительности проведения выделяют среднесрочные (29 %) и долгосрочные (71 %). Преимущественно преобладают долгосрочные проекты, которые выполняются в течение нескольких лет, что способствует получению более глубоких знаний и формированию умений и навыков экспериментальной работы.

Заключение

Проанализированы приоритетные направления при выборе тем проектов учащимися по Вологодской области. Установлено, что по доминирующей направленности чаще всего выбирают исследовательские проекты, которые включают в себя экспериментальное исследование. Учащиеся Вологодской области заинтересованы в большей степени экологическими тематиками, отсюда, по направлению исследования доминируют проекты, связанные с решением экологических вопросов. Лидером по содержанию являются предметные проекты 61 %, но многие работы носят и интеграционный характер — 39 % (межпредметные проекты). По продолжительности доминируют долгосрочные проекты — 71 %, среднесрочные же составили 29 %. Анализ содержания проектов также показал, что из 107 проектов в 57 применялись химические методы анализа и проводились эксперименты. Подкрепление научной гипотезы экспериментом говорит о правильности теоретических рассуждений.

Литература:

  1. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43–2. С. 144–148
  2. Розанов Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология // Педагогика. 2014. № 4. С. 74–77
  3. Шарафутдинова Е. С. Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии: сайт — URL: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=17448 (дата обращения 10. 06. 2022).
  4. Кравченкова О. А. Использование «Метода проектов» на уроке химии. — Воронеж, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/ispolzovanie-quot-metoda-proektov-quot-na-urokah-himii-1255596 (дата обращения 10. 06. 2022).
  5. Шевлякова И. А. Метод проектов при обучении химии. — Первоуральск, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/2379681/ (дата обращения 10. 06. 2022).
Основные термины (генерируются автоматически): проект, Вологодская область, доминирующая деятельность, классификация проектов, метод проектов, проектная деятельность, химия, интеграционный характер, материальная база, межпредметный характер.


Похожие статьи

Использование метода проектов при изучении химии

В разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты различных масштабов.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Признаки классификаций типов проектов: I. В соответствии с доминирующей в проекте

По характеру предметно-содержательной части проекта (монопроект, межпредметный проект).

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

...заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.

метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению

Проектная деятельность рассматривается, исходя из разных её классификаций.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей.

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

Межпредметный проектпроект, предполагающий использование знаний по двум и более

Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [4].

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Итоги выполненного проекта должны быть материальны.

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду...

Метод проектов как один из способов формирования и развития...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся

Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning).

2) предметно-содержательная область: межпредметный проект — экология и технология

4) характер контактов: внутренний, объединил участников из одной школы

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих...

Библиографическое описание: Пономарев, С. А. Реализация межпредметных связей при выполнении

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Раздел календарно-тематического плана 6 класса «Творческий проект».

Межпредметные связи в образовательной области «Технология» [Электронный ресурс].

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной...

Ключевые слова:учебный проект, исследовательская деятельность, проектная деятельность, универсальные учебные действия

- социальные проекты (проекты поддержки мероприятий и создания технологий и т. п.)

Учитывая эту классификацию, наш проект относится к исследовательским. По характеру реализации предметных связей проекты бывают такими

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Типология и классификация проектов. Урок, на котором используется метод проектов

Рис. 1. Диплом лауреата Всероссийского конкурса проектов учащихся 2016 г.

Похожие статьи

Использование метода проектов при изучении химии

В разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты различных масштабов.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Признаки классификаций типов проектов: I. В соответствии с доминирующей в проекте

По характеру предметно-содержательной части проекта (монопроект, межпредметный проект).

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

...заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.

метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению

Проектная деятельность рассматривается, исходя из разных её классификаций.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей.

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

Межпредметный проектпроект, предполагающий использование знаний по двум и более

Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [4].

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Итоги выполненного проекта должны быть материальны.

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду...

Метод проектов как один из способов формирования и развития...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся

Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning).

2) предметно-содержательная область: межпредметный проект — экология и технология

4) характер контактов: внутренний, объединил участников из одной школы

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих...

Библиографическое описание: Пономарев, С. А. Реализация межпредметных связей при выполнении

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Раздел календарно-тематического плана 6 класса «Творческий проект».

Межпредметные связи в образовательной области «Технология» [Электронный ресурс].

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной...

Ключевые слова:учебный проект, исследовательская деятельность, проектная деятельность, универсальные учебные действия

- социальные проекты (проекты поддержки мероприятий и создания технологий и т. п.)

Учитывая эту классификацию, наш проект относится к исследовательским. По характеру реализации предметных связей проекты бывают такими

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Типология и классификация проектов. Урок, на котором используется метод проектов

Рис. 1. Диплом лауреата Всероссийского конкурса проектов учащихся 2016 г.

Задать вопрос