Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Корлякова, С. Г. Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы / С. Г. Корлякова, М. А. Чопозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100806/ (дата обращения: 28.04.2024).



В условиях глобальной трансформации в сфере образования особое внимание уделяется внутреннему стержню педагога. Современные изменения в развитии высшего образования обусловлены переходом на разноуровневую подготовку обучающихся выпускников, введением профессиональных стандартов, сопряженных не только с реализацией требований к методам и условиям организации образовательного процесса, но и необходимым стержнем педагога, педагогического состава для осуществления педагогической деятельности, направленной на подготовку будущих специалистов к активной социальной деятельности в современном обществе, адаптации студентов к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности, а также к умению решать глобальные проблемы человечества в различные периоды. Следует отметить, что все эти требования проецируют необходимость, организовать пересмотр образовательных парадигм и концепций современного преподавателя связанного как с преобразованием в профессиональной деятельности, так и с необходимостью формирования психологической компетентности педагога. В условиях реализации компетентностного подхода, психологическая компетентность преподавателя обозначена как первостепенное профессиональное качество необходимое для успешной реализации образовательного процесса [6], [4].

Изучение психологической компетенции занимает особое место в исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азаров, А. А. Бодалев, А. А. Дергач, Н. Н. Лобанова, В. А. Сластенин, Г. А. Шредер, С. Шульц и др.). Учитывая сложность и многогранность данного понятия, общего определения в настоящий момент не существует, что придает глобальную актуальность. В широком смысле психологическая компетентность состоит не только из психологической грамотности или упорядоченного представления о психическом инструментарии личности, индивида, но и как совокупность индивидуальных и личностных компонентов, способствующих качественному выполнению должностных и профессиональных качеств, а также как один из факторов, способствующих разрешению возникших сложностей, проблем, конфликтов [1].

Н. В. Никулина характеризует психологическую компетентность педагога как базовый инструмент для успешной реализации себя в профессиональной деятельности, повышение профессионализма и качества образования [3].

Психологическая компетентность педагога является внутренним компонентом необходимым для качественной профессиональной деятельности, является также необходимым условием для реализации себя в профессиональной деятельности как грамотного и успешного специалиста. Высокий показатель психологической компетентности обуславливает преподавателю использовать планомерно свои внутренние и профессиональные ресурсы, найти и сконструировать в профессиональной деятельности как свои, так и участников образовательного процесса ресурсы для улучшения качества образования [2].

В работах Н. В. Кузьминой, Ю. И. Емельяновой, И. А. Егоровой, Л. С. Колмогоровой, Л. А. Лазаренко и других рассматривались вопросы перечня и самого содержания психологической компетентности. Н. В. Кузьмина в структуре психологической компетенции выделяет: социально — психологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую и аутопсихологическую компетентности [2]. Л. А. Лазаренко акцентирует внимание на наличии блоков психологической компетенции: блок саморегуляции, блок профессионального самосознания блок активности, блок психологических знаний [4]. Н. В. Андронова придерживается к классификации двух базовых блоков: познавательного (когнитивного), включающий психологические знания, мышление и практический блок, предусматривающий психологические умения и навыки. И. А. Егорова учитывая все существующие подходы к определению структуры психологической компетентности предлагает свою модель, состоящую из мотивационно — волевого, функционального и рефлексивного компонентов [1]. Учитывая разносторонность и разноуровневость к подходу стержня психологической компетентности с точки зрения различных исследователей, следует учесть, что в совокупности данные характеристики предоставляют успешное решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, позволяют педагогам как можно чётче использовать свои личные ресурсы в процессе образовательной деятельности, минимизировать свои эмоциональные затраты и внутренние ресурсы, активизировать свои потенциальны возможности и возможности коллег и обучающихся, сконструировать предпосылки для самосовершенствования и самоактуализации.

Немаловажной составляющей психологической компетентности преподавателя является широкий обзор психологических знаний, позволяющий преподавателю свободно ориентироваться в образовательном пространстве, позволяет планировать и отслеживать результаты собственной деятельности, владеть своим психическим состоянием и управлять психическим состоянием студентов, умение адекватно принимать ситуацию, умение воспринимать психические особенности студентов, проявлять профессиональный интерес, устанавливать положительный психологический климат в коллективе и среди обучающихся.

Психологическая компетентность преподавателя на наш взгляд состоит из совокупности психологических знаний включающих: общую психологию, психологию студенчества, азы психодиагностики, психологию конфликтных ситуаций и ее разрешения, психологию взаимодействия, психологию управления стрессом, психологию педагогической деятельности и др. Преподавателю для успешной реализации образовательного процесса и актуализации себя как компетентного специалиста важно не только в совершенстве владеть данными интегрированными знаниями, но и применять их как базовые знания при организации профессиональной деятельности. Определяющим поведение обучающихся является также поведенческий компонент, который ориентирован на организацию положительного микроклимата как среди студентов, так и среди профессорско-преподавательского состава. Студенческая общность сопровождается наличием частых конфликтных ситуаций. Это обусловлено: неадекватным восприятием оценивания в образовательном процессе, конфликтные ситуации среди участников образовательного процесса, ментальные внутригрупповые различия, соблюдением дисциплины и общепринятых правил и норм, конфликтные ситуации между лидером и группой. Обобщив все вышеперечисленные конфликтные ситуации можно сказать, что в когнитивном взаимодействии мы можем столкнуться с различного рода конфликтными ситуациями как внутриличностными, межличностными, так и групповой, т. е. между личностью и группой, либо между группами, в которых преподаватель может занять различную позицию.

А. А. Плотников в своей работе пишет: «В образовательном процессе обучающиеся овладевают не столько преподаваемыми знаниями, сколько овладевают практическим опытом поведения, который потом успешно используют в дальнейшей жизни» [4]. Таким образом, преподаватель сам должен иметь как теоретические знания в области конфликтных ситуаций, так и опыт конфликтных ситуаций, причем при отсутствии данного опыта пытаться не избегать данных ситуаций, а уметь управлять как своим эмоциональным поведением, так и обучающихся, выстраивая эффективные модели поведения по устранению конфликтных ситуаций среди обучающихся. Для обогащения знаний в области конфликтного поведения как среди коллег, так и среди студентов, педагогам рекомендуется проходить курсы повышения квалификации в данной направленности, делиться и обмениваться опытом среди коллег, с целью профилактики профессионального выгорания приветствуются тренинги как групповые, так и индивидуальные под руководством должного специалиста.

Таким образом, формирование психологической компетенции у преподавателей способствует профилактике психологического выгорания, сохранению психологического здоровья и одновременного повышения и расширения знаний в области конфликтного поведения и его устранения на ранних этапах.

Литература:

  1. Егорова И. А. Структура и факторы психологической компетентности /Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014 (19). С.58–62.
  2. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
  3. Никулина Н. В. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Самарского Государственного университета, 2011.- № 82 (1–2).
  4. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоѐмкие технологии. 2008. № 1. С. 67– 68.
  5. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика/В. П. Шейнов.- Минск: Харвест,2010.-912 с.
  6. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13 Ростов н/Д, 2006. 504 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, профессиональная деятельность, психологическая компетентность, психологическая компетенция, ситуация, знание, психологическая компетентность педагога, успешная реализация, конфликтное поведение, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

Поэтому один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня — это

Критериями сформированности конфликтной компетентности преподавателя выступают

10. Эффективность процесса формирования конфликтной компетентности

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня

Психолого-педагогические условия формирования...

В связи с этим успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью, сензитивным периодом формирования которой является период вузовского обучения.

Формирование психологической компетентности студентов...

А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает: - совокупность ЗУН по психологии; - четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя

1. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор...

Психологическая грамотность и компетентность современного...

Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы

 выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном.

Проблема исследования коммуникативной компетентности...

В. А. Сластенин понимает профессиональную компетентность современного педагога как

3) представление компетентности во взаимосвязи профессиональных знаний и умений их реализации на практике.

Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Роль личности педагога в образовательном процессе

Достижение нового качества работы педагога, обозначаемого понятием компетентности

Известно три основных вида мотивов коммуникативной деятельности педагога

Профессиональная компетентность педагога может быть определена как способность

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система.

Формирование профессиональных компетенций у будущих...

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов.

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать.

Способность основывается на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и...

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Овладение педагогическим коллективом необходимыми психологическими умениям и необходимым знаниям для осуществления

– повышение уровня психологической культуры педагогов

– письменный анкетный опрос участников по итогам реализации всей программы в целом.

Рис. 1 Сравнительный график показателей психологических знаний у педагогов.

Похожие статьи

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

Поэтому один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня — это

Критериями сформированности конфликтной компетентности преподавателя выступают

10. Эффективность процесса формирования конфликтной компетентности

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня

Психолого-педагогические условия формирования...

В связи с этим успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью, сензитивным периодом формирования которой является период вузовского обучения.

Формирование психологической компетентности студентов...

А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает: - совокупность ЗУН по психологии; - четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя

1. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор...

Психологическая грамотность и компетентность современного...

Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы

 выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном.

Проблема исследования коммуникативной компетентности...

В. А. Сластенин понимает профессиональную компетентность современного педагога как

3) представление компетентности во взаимосвязи профессиональных знаний и умений их реализации на практике.

Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Роль личности педагога в образовательном процессе

Достижение нового качества работы педагога, обозначаемого понятием компетентности

Известно три основных вида мотивов коммуникативной деятельности педагога

Профессиональная компетентность педагога может быть определена как способность

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система.

Формирование профессиональных компетенций у будущих...

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов.

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать.

Способность основывается на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и...

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Овладение педагогическим коллективом необходимыми психологическими умениям и необходимым знаниям для осуществления

– повышение уровня психологической культуры педагогов

– письменный анкетный опрос участников по итогам реализации всей программы в целом.

Рис. 1 Сравнительный график показателей психологических знаний у педагогов.

Задать вопрос