Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронова, Т. М. Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке / Т. М. Воронова, О. С. Митрунина, Д. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84602/ (дата обращения: 20.04.2024).



Профессионализм воспитателя, его профессиональная компетентность и составляющие его компетентности продолжают вызывать высокий научный и практический интерес как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке.

Приступая к проблемному полю исследования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), обратимся к трактовке понятия «компетентность» по авторитетным энциклопедическим источникам. В общем виде компетентность раскрывается как необходимый и достаточный набор знаний, сведений, опыта в какой-либо сфере деятельности; как обладание, владение ими. [1]

Принимая во внимание то, что определение термина «компетентность» и компонентов ее составляющих напрямую обусловлено областью научного познания, в формате которого оно трактуется, представим существующие к настоящему времени в психологии, социологии, педагогике, менеджменте научные идеи к пониманию и объяснению сути изучаемого феномена.

Например, в педагогической науке компетентность рассматривается через совокупность определенных взаимосвязанных качеств, свойств личности (знаний, умений, навыков, приемов деятельности), задаваемых по отношению к конкретному кругу предметов и процессов и необходимых и достаточных для качественной продуктивной деятельности применительно к ним.

Известный отечественный педагог Г. М. Коджаспирова в авторском справочном издании «Педагогический словарь» (2000) объясняет компетентность учителя, как «…владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания…».

В. А. Сластенин понимает профессиональную компетентность современного педагога как единство его теоретической и практической готовности к определенному виду профессионально-педагогической деятельности. Теоретическая готовность характеризуется наличием совокупности способностей педагога мыслить и анализировать, а практическая готовность раскрывается во внешних (предметных) умениях, которыми ученый считает, в первую очередь, организаторские и коммуникативные умения.

Как глубокое знание сути своего дела и исполняемой работы, конкретных способов и средств достижения искомых путей, раскрывается компетентность в социологии. А. М. Новиков в рамках социологии предлагает иное рассмотрение феномена компетентности: «…компетентность подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту. Это в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, это умение вести диалог и коммуникабельность, способность к сотрудничеству и т. д. Над собственно профессиональной — технологической — подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту…». [2]

Мы разделяем позицию ученого и полагаем, что коммуникативная компетентность воспитателя должна включать надпрофессиональные составляющие, а именно: развитую антиципацию (умение прогнозировать, предвосхищать развитие, в том числе сложной коммуникативной ситуации), высшую степень саморегуляции, творческость (нетрадиционное, но продуктивное разрешение коммуникативных профессиональных проблем). Обобщая возможно отметить, что термин «компетентность» относится учеными к широкому кругу явлений, включающему собственно знания, умения, навыки, конкретный уровень развития разнообразных способностей, обеспечивающих специалисту решение профессиональной задачи. Как видно, понимание компетентности включает представление о ней как о сложном социокультурном явлении.

В психологии первые попытки научно описать феномен «компетентность» были осуществлены в связи с развитием науки управления и исследований субъективных факторов менеджмента, включая их коммуникативный аспект.

Изучение проблемы исследования коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ опиралось на анализ различных точек зрения на определение компетентности:

1) понимание компетентности как науки управления;

2) включение в понимание сути компетентности степени образования, опыта деятельности, стажа работы в должности;

3) представление компетентности во взаимосвязи профессиональных знаний и умений их реализации на практике.

Ученый имел в виду, что компетентность, в том числе коммуникативная, не выступает только технологической составляющей в структуре профессионализма воспитателя, а включает большой профессиональный опыт, обеспечивается профессионально-личностными качествами и отношениями воспитателя.

В психологических исследованиях до недавнего времени термин «коммуникативная компетентность» прямо не употреблялся, но подразумевалось, что педагогу, воспитателю необходимы соответствующие специальные знания и умения, свойства, качества.

Мы разделяем точку зрения В. С. Третьяковой и А. А. Игнатенко на изучаемый в исследовании феномен, согласно которой «… коммуникативная компетентность является одним из базовых компонентов культуры современного человека, в качестве структурных элементов которой выступают: ценностное отношение к языку, потребность осознавать и понимать социальную и психологическую сторону коммуникативных событий, готовность организовывать свое речевое поведение в этих событиях в соответствии с нормами и закономерностями общественной жизни». [3]

Коммуникативная компетентность в самом общем смысле представляет собой систему внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.

Считаем, что именно коммуникативный аспект профессиональной деятельности воспитателя и владение им дает ему возможность строить целостный воспитательно- образовательный процесс системно и технологично.

В логике исследования рассмотрим точки зрения и научные взгляды, позиции ученых-психологов на феномен «коммуникативная компетентность».

Н. Н. Обозов коммуникативную компетентность определял как ориентированность личности в различных ситуациях общения и как способность эффективного взаимодействия с окружающими на основе понимания себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Сложность феномена «коммуникативная компетентность воспитателя», который существует «на границах» личности и деятельности, и, функционируя в личностной форме, проявляется в воспитательно-образовательной деятельности, исходными единицами анализа которого являются субъектные образования личности воспитателя, обусловила специфику подхода к определению изучаемого феномена и выявлению структуры, содержания и уровневых характеристик коммуникативной компетентности воспитателя.

На основе анализа профессиограммы педагога (Е. С. Романова, В. А. Сластенин и др.), изучения содержания и специфики основных видов деятельности (воспитание, обучение, развитие) и функций (образовательная, воспитательная, развивающая, нормативная, коммуникативная, информационная, координирующая, рефлексивная, психологическая диагностическая) воспитателя ДОУ (Л. И. Маленкова, А. В. Мудрик и др.), конкретизации понятий «компетентность» (Л. В. Абдалина, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.), «коммуникативная компетентность» (В. Г. Зазыкин, Л. А. Петровская и др.) сформулировано авторское определение коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

На основании рассмотренных выше определений коммуникативную компетентность воспитателя мы рассматриваем как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Третьякова В. С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник ЧГПУ. № 1. 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность воспитателя, коммуникативная компетентность, умение, дошкольное образовательное учреждение, знание, коммуникативный аспект, понимание компетентности, практическая готовность, профессиональная компетентность, эффективное взаимодействие.


Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры...

Формирование коммуникативной компетентности...

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических

Для современного педагога-воспитателя дошкольной образовательной организации знания в области «Педагогической риторики»...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить...

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности...

Профессионально-педагогическая компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного

Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности выступает в владении специалистом способами вербального и

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

От уровня развития коммуникативных компетенций зависит успешность человека не

В наше время по данным ВЦИОМ в каждой третьей семье имеется компьютер и практически у каждого в доме

Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Божа, А. В. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс

Понятие профессиональной компетентности и профессиональных компетенций педагога...

Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры...

Формирование коммуникативной компетентности...

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических

Для современного педагога-воспитателя дошкольной образовательной организации знания в области «Педагогической риторики»...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить...

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности...

Профессионально-педагогическая компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного

Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности выступает в владении специалистом способами вербального и

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

От уровня развития коммуникативных компетенций зависит успешность человека не

В наше время по данным ВЦИОМ в каждой третьей семье имеется компьютер и практически у каждого в доме

Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Божа, А. В. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс

Понятие профессиональной компетентности и профессиональных компетенций педагога...

Задать вопрос