Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 07.03.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Назарова, З. А. Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы / З. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100404/ (дата обращения: 28.04.2024).



Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, как конструкт, полученный под влиянием контекста и опыта, как личностная черта человеческой природы. Цель этой статьи — объяснить изучение творчества с помощью упомянутых подходов для достижения понимания такой конструкции. Кроме того, основное внимание было сосредоточено на том, чтобы выделить развитие творчества с точки зрения образовательного подхода, начиная с описания, значения использования и применения творческих стратегий в процессах преподавания и обучения.

Ключевые слова: творческие навыки, навыки мышления, учебный процесс.

Creativity is one of the most valuable learning skills in the 21st century. The development of creative abilities was considered necessary to achieve an effective and high level of education. With different approaches to its study, creativity was defined as a result, as a process, as a construct obtained under the influence of context and experience, as a personal trait of human nature. The purpose of this contribution is to explain the study of creativity with the mentioned approaches in order to achieve an understanding of such a construct. In addition, the focus was on highlighting the development of creativity in terms of an educational approach, starting with the description, meaning of using and applying creative strategies in teaching and learning processes.

Keywords: creativity, thinking skills, learning process.

1. Введение

Креативность является одним из наиболее ценимых навыков обучения в XXI веке. Креативность понимается как навык мышления более высокого порядка, основанный на сложном и постформальном мышлении, связанном с созданием новых и ценных идей [2,c. 34]. Навыки мышления более высокого порядка связаны с умелым и стратегическим мышлением, и эти навыки включают критическое, творческое и метакогнитивное мышление, также известное как глубокое обучение [4, c,45 ]. Кроме того, развитие творческих способностей сегодня считается необходимым для эффективного и качественного обучения. (М. К. Б., 2018)

Несмотря на наблюдаемую потребность в развитии творчества, в учебной программе, существует общая тенденция к воспроизведению моделей обучения и ограничению поиска учителем процедур обучения творчеству, предполагающее незначительное развитие творчества учащихся, с преобладанием репродуктивного обучения.

Творчество присуще развитию человека и его личности. Она начинает развиваться с первых классов школы и продолжается в высшей школе и увеличивается за счет количества опыта, имеющегося у личности, и в той мере, в какой деятельность педагогов могла бы этому способствовать. ()

Таким образом, креативность была важной компетенцией для разработки учебных программ. Чтобы ответить на этот вопрос, были определены концепция и психологический конструкт творчества, а позже связанный с ним психологический процесс был рассмотрен для реализации стратегий обучения, ориентированных на такие цели.

2. Понятие и соответствующие аспекты конструкта творчества

Среди ученых существует консенсус в отношении того, что креативность — это не просто еще один навык, а скорее сложный процесс человеческой субъективности, в основе которого лежит совокупность специально настроенных и регулирующих поведение человека психологических ресурсов. Современные исследователи расширили понятие креативности, признав, что творческое действие представляет собой динамичный и незавершённый процесс и даже сосуществует с более широким социальным контекстом.

Учитывая различные подходы к их изучению, принятые Родхесом, креативность определялась как результат, как процесс, как конструкт, производный от влияния контекста, и как личностная черта человеческой природы.

Нет единого мнения об определении креативности, но общепризнано, что это способность создавать творческие продукты. Творческий продукт определяется как нечто новое, оригинальное и уместное или ценное в конкретном контексте.

Большинство авторов выступают за то, чтобы понимать креативность не только из результатов или созданных продуктов, но и из процесса, в результате которого она достигается. В этом смысле для этой цели можно использовать определение Гарднера. Для Гарднера творческий человек — это человек, который регулярно решает проблемы, разрабатывает новые продукты и определяет проблемы в области, которая изначально является новой, но в конечном итоге становится принятой в определенном культурном контексте. Это определение включает в себя четыре подхода к изучению творчества: личность (творческая личность), процесс (решение проблем), контекст (культурный контекст) и, наконец, продукт (новые продукты).

3. Подходы к изучению творчества. Творчество как продукт

Что касается определения креативности как результата человеческой деятельности, то многие авторы рассматривают креативность как способность создавать творческие продукты, следовательно, творческий человек — это тот, кто регулярно производит творческие продукты.

Творческий продукт определяется как нечто новое, оригинальное и уместное или ценное в конкретном контексте. Эти характеристики также были обобщены в двух фундаментальных аспектах творческих продуктов: новизне и качестве, которые также должны включать соответственно оригинальность и адекватность.

Многие авторы имеют отношение к рассмотрению и выделению творчества как особого мыслительного процесса, например, Торранс, Маслоу и Де Боно, среди прочих.

Торранс описывает креативность как процесс разработки и проверки гипотезы. Определяет креативность как чувствительность к проблемам, недостаткам и пробелам в информации, отсутствию определенных элементов и т. д., что приводит к формулированию догадок и гипотез об их решении, оценке, проверке и модификации этих предположений для сообщения выводов. [10.c,56]

Маслоу различает два типа творческого мышления и описывает два типа творчества, первичное и вторичное. Творческий процесс в значительной степени состоит из первичного творчества, связанного с творческим вдохновением, и вторичного творчества, которое подготавливает и развивает первичное творчество и выражает «готовый продукт». [2,c.63]

Де Боно определил креативность как латеральное мышление. Латеральное мышление предполагает генерацию идей, непоследовательно, непредсказуемо и не ограничено условностями. Латеральное мышление противоположно вертикальному мышлению, определяемому как последовательное, линейное, предсказуемое и условное. Оба процесса необходимы и дополняют друг друга.

Следовательно, существуют эмпирические данные о двух видах мышления, творческом и критическом мышлении, которые показывают церебральную корреляцию с обоими полушариями нашего мозга. Было замечено, что оба стиля мышления подразумевают две разные психические операции и процессы, такие как: зрительно-вербальные, параллельно-вертикальные, бессознательно-сознательные, дивергентно-конвергентные.

4. Методика обучения развитию навыков творческого мышления.

Согласно Де ла Торре, творческое обучение характеризуется активностью, мотивацией, динамичностью и вовлечением. Для этого автора творческое обучение относится к знаниям, построенным при активном участии субъекта, от его планирования до его интернализации, характеризующимся внутренней мотивацией, ориентированностью на учащегося, открытостью процесса и самооценкой.

Развитие навыков творческого мышления необходимо для превращения творческого потенциала в творческую деятельность. То есть, если творческие способности сознательно и добровольно воспитываются, каждый человек сможет преобразовать свой творческий потенциал в творческое поведение.

В этом отношении развитие творческих способностей должно быть личным и добровольным, но оно также должно стимулироваться образовательным контекстом. С дидактической точки зрения креативность — это концепция, которая должна рассматриваться в учебных целях в качестве формирующего содержания, стратегии, учебной деятельности и оценивания. В противном случае оно сводится к простому стремлению к хорошему социальному приёму. [1, с.54]

В целом можно констатировать, что рекомендации исследований, вытекающие из реализованных программ и стратегий развития креативности, основаны на применении процессов дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность и проработанность, трансформация, сенситивность и символическая игра) и конвергентных. мыслительные процессы (анализ, синтез и оценка идей), участвующие в создании продуктов, в процессе решения задач для достижения оптимального развития креативности. [2, с — 22] Важный вывод метаанализа заключался в том, что более успешные учебные программы, скорее всего, были связаны со структурированными упражнениями, направленными на развитие конкретных, соответствующих задаче когнитивных навыков, действующих на имеющихся знаниях, включая создание идей и когнитивную тренировку в стратегиях решения проблем. [6, с.12]

Имеются значительные данные, свидетельствующие о благотворном влиянии на различные аспекты творческого потенциала. Исследования креативности в сфере образования показывают эффективное и реальное развитие креативности, если прилагать соответствующие усилия в этом направлении на всех уровнях образования от дошкольного до высшего. Кроме того, были обнаружены данные, свидетельствующие о важности роли воспитателя как основы для развития творческих способностей и возможности направлять раннее развитие творческих способностей ребенка. Недавнее мета-исследование подчеркивает важность и необходимость объяснения и изучения процессов преподавания-обучения, связанных с развитием творческих способностей, с определением используемых методов и процедур. [8, с.21 ]

Поэтому настойчиво утверждается необходимость популяризации образовательных мероприятий и процессов, вовлекающих учителей в развитие творческого мышления своих учащихся, основанных на методах обучения, позволяющих им генерировать знания и реагировать на социальные, научные и технологические проблемы.

На этом этапе подчеркивается важность применения процесса творческого мышления при решении проблем, поскольку это было бы идеальной стратегией для развития творчества, поскольку творчество и решение проблем имеют много общего [2]. Таким образом, это применение творческих стратегий в тех процессах, которые требуют дивергентного, продуктивного или идейно-генерирующего стиля мышления, и аналитических и оценочных стратегий в тех фазах процесса, которые требуют более традиционного мышления или конвергентного стиля мышления, направленного на поиск правильного ответа. или его окончательную доработку.

Последовательность действий на практических занятиях следующая:

  1. Презентация деятельности через совместную работу в классе. Предлагаются творческие стратегии для решения различных практических задач посредством стимуляции дивергентного мышления и латерального мышления: «что, если», творческие повествовательные техники, мозговой штурм, использование аналогий, список атрибутов, синектика, творческая визуализация и другие. Объяснение каждой стратегии будет сделано до решения предлагаемых действий;
  2. Разработка и контроль творческого исполнения предложенных практических занятий;
  3. Общее обсуждение. Обсуждение в малых группах и представление в большой группе выдвинутых предложений с объяснением творческого процесса их решения. С этой целью будет поощряться выдвижение гипотез о возможных альтернативных решениях, поддерживаться развитие гипотетико-дедуктивного мышления, навыков творческого и метакогнитивного мышления;
  4. Оценка: проводится групповая обратная связь по творческому решению задания, вносятся предложения по улучшению решения. Проводится индивидуальная и групповая самооценка студентов для анализа применения творческих стратегий в процессе обучения. Наконец, предлагается оценка учителем разрешения деятельности (т. е. с использованием взвешенной оценочной шкалы), основанная на ранее установленных критериях оценки. Таким образом, оценка должна оценивать основные реализованные факторы творчества, которые были задействованы на учебных занятиях, по мере развития показателей творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность и проработанность, среди прочего.

5. Выводы

Можно утверждать, что развитие включает в себя навыки возрастающей сложности, и в целом было показано, что человеческое мышление разнообразно, сложно и многогранно и требует координации множества когнитивных процессов.

По этой причине подчеркиваем важность развития навыков мышления более высокого порядка, в частности тех, которые оказались наиболее эффективными в процессах преподавания и обучения, а именно навыков критического, творческого и метакогнитивного мышления. Традиционно в образовании больше внимания уделялось развитию навыков критического, аналитического или формального мышления, а процессам творческого мышления пренебрегали. По этой причине именно творческие способности выдвигаются на первый план в качестве объекта развития и изучения в данной главе.

Творчество представляет собой сложную и многомерную конструкцию, что затрудняет его точное и согласованное определение. Однако можно утверждать, что различные существующие подходы к изучению креативности обеспечивают взаимодополняющее видение креативности и проливают свет на будущие исследования, которые послужат раскрытию психических процессов и механизмов, задействованных в творческом и человеческом мышлении, а также факторов, влияющих на него. влиять на них.

До сих пор подчёркивалась важность творчества в обществе и в образовании, а также важность творчества в повседневной жизни, в то время как исследования показали, что развитие творчества может обеспечить улучшение качества образования и обучения учащихся. Соответственно, творческие навыки следует развивать во всех возможных контекстах, принимая во внимание личные особенности каждого учащегося, чтобы они могли генерировать творческие продукты в различных контекстах. Также было подчеркнуто, что важными показателями творческого потенциала являются процессы творческого мышления, применяемые для решения проблем в учебной программе, и, в частности, те, которые включают дивергентное мышление для генерации идей.

Исходя из этого подхода, предлагается, чтобы развитие навыков творческого мышления осуществлялось в различных областях учебной программы как сквозная компетенция и преднамеренным и конкретным образом. Аналогичным образом предлагается провести оценку с целью определить, было ли их развитие эффективным. Для развития творческих способностей и творческого мышления необходимо устранить барьеры и применить творческие навыки, участвующие в процессе решения проблем. Цель состоит в том, чтобы создавать творческие продукты посредством преднамеренного использования и применения творческих стратегий в процессе преподавания и обучения.

Литература:

  1. Абдурахманова А. Т. Деструктивное поведение как проблема адаптации в обществе // Вестник науки и образования. 2020. № 7–2 (85).
  2. Абдурахманова А. Т. Влияние модуля социальной активности компетентности педагога в образовательном процессе // Евразийский Союз Ученых. 2019. № 7–3 (64).
  3. Абдурахманова А. Т., Работа с детьми в арт-терапии.// Journal of innovations in scientific and educational research. -2022. Т.2. — С. 226–229
  4. Бозорова М. К. Применение дидактических принципов народной педагогики //Педагогическое образование и наука. — 2020. — №. 1. — С. 134–137.
  5. Бозорова М. К. Процесс интеграции обучения как стратегия объединения в систему целостности //Гуманитарный трактат. — 2018. — №. 27. — С. 76–79.
  6. Богоявленская. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. С. 340.
  7. Воробьёв Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. — М., 1991. С. 234.
  8. Рычкова В. В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. — Чита, 2000.
  9. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». — 4 квартал 2011, ART 11–4-02. — Киров, 2011 г. -URL:http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77–46214. — ISSN 22251618.
  10. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. — № 9 (сентябрь). — ART 12116. — 1,0 п. л. — URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965.
  11. Qodirovna B. M. The national system of spiritual education in Uzbek folk pedagogy //International Engineering Journal For Research & Development. — 2020. — Т. 5. — С. 3.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, креативность, процесс, латеральное мышление, развитие, развитие навыков, развитие творчества, решение проблем, творческий потенциал, высокий порядок.


Похожие статьи

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Г.В. Сорина и И.Н. Грифцова проводят анализ проблем критического мышления сквозь

И за это отвечает уже не критическое, а креативное, творческое мышление.

Но при этом следует заметить, что креативное мышление невозможно без критического.

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, оно позволяет думать широко

Существует ряд исследований по развитию креативности на основе ТРИЗ — технологии.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

ТРИЗ формирует творческое мышление, обусловленное высоким уровнем воображения...

Теоретический анализ проблемы развития креативности...

Развитие креативности является процессов субъективным и достаточно углубленным.

Развитие креативности у каждого студента является индивидуальным.

Так называемые «локальные» методики развития креативности (например, решение нестандартных задач)

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной

Развитие творческого воображения детей 10–12 лет имеет ряд особенностей, связанных с.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного... Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Современные взгляды на проблемы креативности

Проблемы творческого процесса широко изучались и в отечественной психологии.

А. М. Матюшкин характеризует высокий творческий потенциал и общий коэффициент творческого развития человека

Креативность включает в себя умение пользоваться различными стилями мышления.

— 368с. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

В статье рассмотрено понятие мышление в целом, творческое мышление, история

 развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Ермакова Ж. Е. Аспирант / Становление и развитие проблемы творческого мышления в...

Развитие творческих способностей средствами проблемного...

объективные условия для осуществления творческого процесса. Эффективность развития творческой деятельности у студентов во многом зависит именно от той деятельности, которой они занимаются в образовательном процессе — репродуктивная или творческая.

Технология развития креативности студентов в процессе...

Статья посвящена вопросам развития креативности студентов в процессе их совместной

Ключевые слова:креативность студентов, модель развития креативности, технологии

Студенты с высокой степенью развития креативности (13 %) проявляли устойчивый

развитие креативности, творческое мышление, образовательный процесс, задача...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Выделим две группы условий, которые необходимы для создания обучения, способствующего развитию мышления – это педагогические и дидактические [6]. К педагогическим условиям формирования навыков мышления высокого уровня можно отнести

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических... Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности дошкольников.

Похожие статьи

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Г.В. Сорина и И.Н. Грифцова проводят анализ проблем критического мышления сквозь

И за это отвечает уже не критическое, а креативное, творческое мышление.

Но при этом следует заметить, что креативное мышление невозможно без критического.

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, оно позволяет думать широко

Существует ряд исследований по развитию креативности на основе ТРИЗ — технологии.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

ТРИЗ формирует творческое мышление, обусловленное высоким уровнем воображения...

Теоретический анализ проблемы развития креативности...

Развитие креативности является процессов субъективным и достаточно углубленным.

Развитие креативности у каждого студента является индивидуальным.

Так называемые «локальные» методики развития креативности (например, решение нестандартных задач)

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной

Развитие творческого воображения детей 10–12 лет имеет ряд особенностей, связанных с.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного... Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Современные взгляды на проблемы креативности

Проблемы творческого процесса широко изучались и в отечественной психологии.

А. М. Матюшкин характеризует высокий творческий потенциал и общий коэффициент творческого развития человека

Креативность включает в себя умение пользоваться различными стилями мышления.

— 368с. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

В статье рассмотрено понятие мышление в целом, творческое мышление, история

 развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Ермакова Ж. Е. Аспирант / Становление и развитие проблемы творческого мышления в...

Развитие творческих способностей средствами проблемного...

объективные условия для осуществления творческого процесса. Эффективность развития творческой деятельности у студентов во многом зависит именно от той деятельности, которой они занимаются в образовательном процессе — репродуктивная или творческая.

Технология развития креативности студентов в процессе...

Статья посвящена вопросам развития креативности студентов в процессе их совместной

Ключевые слова:креативность студентов, модель развития креативности, технологии

Студенты с высокой степенью развития креативности (13 %) проявляли устойчивый

развитие креативности, творческое мышление, образовательный процесс, задача...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Выделим две группы условий, которые необходимы для создания обучения, способствующего развитию мышления – это педагогические и дидактические [6]. К педагогическим условиям формирования навыков мышления высокого уровня можно отнести

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических... Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности дошкольников.

Задать вопрос