В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие этого вопроса. На примере высших учебных заведений г. Чирчик показана возможность получения высшего образования взрослыми студентами и все ее положительные стороны.
Ключевые слова : взрослый человек, обучение взрослых, высшая школа, обучение, студент, учебная деятельность, индивидуальный подход, практическая деятельность.
The paper considers current trends and prospects for the development of pedagogical technologies in the field of teaching adult students. Topical issues that could help solve this problem and make a further contribution to the development of this issue are considered. Due to the lack of teachers in physics, it is necessary to provide an opportunity for adults to study at pedagogical institutes. It is shown on the example of higher educational institutions of Chirchik the possibility of obtaining higher education for adult students and all its advantages. Conclusions are given.
Keywords: adult, adult education, higher school, education, student, educational activity, individual approach, practical activity.
Сенатор Дилором Ташмухамедова, предложившая новую редакцию закона об образовании для взрослых, говорит об актуальности этой темы аргументируя тем, что Узбекистан сможет выйти на передовые рубежи только через образование, и что важно подключать к этому все слои населения. Исходя из актуальности проблемы проведен литературный обзор по теме: «Образование для взрослых». В работе [1] говорится, что в Узбекистане уровень участия взрослых в образовании и обучении, по сравнению с другими странами, очень низок. Это обусловлено нехваткой времени из-за семейных обстоятельств, высокой стоимостью обучения, незаинтересованностью работодателей. Однако в связи важностью развития сферы обучения и образования взрослых, этот вопрос сегодня приобретает жизненное значение.
Как отметил президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев в своём выступлении на собрании, посвящённом 29-й годовщине независимости [2], в стране закладывается фундамент новой эпохи Возрождения третьего Ренессанса. Такой посыл ко многому обязывает. И в этой связи обучение и образование взрослых должны сыграть свою решающую роль в достижении прогресса, который невозможен без овладения новых, цифровых знаний, современных профессий и информационных технологий. В отличие от молодых учащихся, взрослые подходят к процессу обучения более осознанно. Опыт показывает, что у них больше мотивации. Исследование по проекту «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития» выявило высокую потребность взрослых в обучении. Нехватку знаний и навыков ощущают более 70 % молодежи в возрасте 24−33 лет, с ними солидарны респонденты в возрастной группе 34−42 лет. Всего доля респондентов, указавших, что им не хватает знаний и навыков, составляет 60 %. На отсутствие возможностей указала почти половина респондентов, назвав в качестве причины нехватку времени из-за семейных обстоятельств, высокую стоимость обучения, незаинтересованность работодателя. Узбекистан сможет выйти на передовые рубежи только через образование. Однако долгое время законодательная база в области образования была несовершенна. 7 августа 2020 года Сенат одобрил Закон «Об образовании», в котором впервые дано определение различным формам получения образования, что послужит основой для значительного расширения образовательных услуг [1]. В их числе «образование в семье и самообразование», «инклюзивное образование», «обучение и образование взрослых» (ООВ). Последний термин включает в себя формальное, неформальное и информальное обучение, благодаря которому взрослые в течение жизни расширяют свои знания, обогащают умения и навыки, приобретают востребованную профессию. Кроме того, исходя из нашего восточного менталитета, взрослые обучающиеся обучившись, могут стать наставниками молодежи в различных сферах деятельности. И в этой связи обучение и образование взрослых должны сыграть свою решающую роль в достижении прогресса, который невозможен без овладения новых передовых знаний, современных и востребованных профессий и информационных технологий.
Будущее нашей страны за инновационной экономикой. Основанная на знаниях, она позволяет за сравнительно короткий отрезок времени создать эффективную и конкурентоспособную экономику. Потому, так важно иметь качественную систему образования, инвестировать в человеческий капитал, активно развивать и поддерживать, наряду с формальным, неформальное обучение. В наше время экономика многих стран содрогается от последствий пандемии COVID-19, от потерь многочисленных человеческих жизней и материальных потерь, нанесенных пандемией, необходимы восстановительные работы. И тут, конечно же, ощущается недостаток в специалистах различных областей. Развитие экономики зависит и от уровня образования, в том числе образования взрослых. Важно обеспечить людей работой и достатком, выживая в высококонкурентном мире. Анализ состояния дел в области обучения и образования взрослых в республике, демонстрирует влияние образования взрослых на социально-экономическое развитие страны. Исследование показало, что женщины проявляют высокий интерес к обучению, который не всегда реализуется из-за их традиционной роли в домашнем хозяйстве и воспитании детей. Они чаще мужчин считают, что их возможности пройти обучение ограничены по семейным и личным обстоятельствам. Самыми востребованными направлениями обучения остаются медицина, педагогика и другие гуманитарные дисциплины. Спрос на такое обучение поддерживается в основном женщинами. Среди мужчин наиболее востребованы экономические и инженерные специальности; желающих получить образование в сфере информационных технологий очень мало. Столько же мало востребовано языковое обучение. [1]
Сегодня важным является все, что может повысить уровень и качество жизни. Один из вариантов повышения уровня жизни — получение достойного образования в вузе [3].
Рис. 1. Студенты ЧГПУ (методика преподавании физики и астрономии)
В мире достаточно доказательств положительной роли обучения и образования взрослых. В нашей стране в настоящее время обеспечивается устойчивое высококачественное обучение и образование для взрослых. Желая углубиться в тему, были просмотрены различные статьи по этому вопросу. И вот результат, в этих работах обсуждают различные факторы, например андрогогику.
В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». Наряду с термином андрогогика в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. [4]. Кроме того, можно заметить и такие термины, как особенности профессионального обучения взрослых, объект обучения взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения.
Главной задачей, по мнению М. Ш. Ноулза, стала «подготовка компетентных людей, таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». [3]
Все проведенные исследования, конечно же, хороши и полезны. Но на практике, в реалии нам довелось учиться в группе со студентами не со школьной скамьи. Такая же ситуация наблюдается и у параллельной нам студенческой группы с другого факультета. Это как раз те взрослые студенты, о которых говорится в научных статьях. Они совмещают учебу и работу, причем не в ущерб учебе. По разным обстоятельствам (семейные причины, проба своих сил в других областях, позднее решение о поступлении именно в этот ВУЗ) они стали студентами с некоторым опозданием, однако, наблюдая за обучением наших однокурсников можно только радоваться их успехам и тянуться за ними, но вместе с этим они не утратили ни в коей мере навыков обучения. Возможно, это еще не статистика, это скорее индуктивный подход, но при неоднородном возрастном составе студенческой группы успеваемость становится выше. Подходя более осознанно к своему образованию и проявляя большее чувство ответственности, взрослые студенты задают темп всему студенческому коллективу. Без каких-либо специальных теорий и особенному подходу к этой возрастной студенческой аудитории, они справляются с учебным процессом гораздо успешнее своих юных соучеников. Таким образом, принимая студентов на учебу, по-видимому, не стоит сомневаться в возможностях таких великовозрастных студентов. Скорее мотивацией в их обучении становится сам темп жизни, который еще не вполне осознан студентами со школьной скамьи. Кроме того, в их обучении мотивацией является еще и чувство ответственности, желание оказывать мобилизующую роль в своем студенческом микроколлективе. Еще и поэтому важно обеспечить образование для взрослых студентов. По-видимому, нужно учитывать их сложные условия учебы (необходимость заботы о домочадцах, решение каких-то семейных проблем наряду с учебой и т. д.) и предоставить им возможность при успеваемости сдавать некоторые предметы экстерном. Кроме того, их можно, за соответствующую плату, привлекать к работам в самом учебном заведении, например, наладка лабораторного оборудования, проведение кружковых занятий, помощь тьюторам, организация конференций и вузовских мероприятий. Тогда студенческая жизнь стала бы более активной и интересной, и конечно же насыщенной. Это доказывает, что учиться никогда не поздно. Недооценив взрослых учащихся, можно потерять ценные кадры в будущем.
Вывод : Привлечение взрослых к получению высшего образования даст хороший толчок развитию народного образования, повышению качества образования и стимулирует молодёжь к новым достижениям.
Литература:
- Дилором Ташмухамедова. Закон «Об образовании» https://www.gazeta.uz/ru/2020/09/23/education-for-adults.
- https://president.uz/ru/lists/view Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 29-й годовщине Независимости Республики Узбекистан (president.uz).
- 8 технологий, которые изменят будущее образование. Илья Хель Hi-News.ru — простым языком о науке, природных явлениях и технологических достижениях.