Значение математических компетенций при решении задач по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Махкамова, Т. Г. Значение математических компетенций при решении задач по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» / Т. Г. Махкамова, А. Е. Сабирханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100130/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящей работе рассматривается роль математической компетенции, как учеников, так и учителя физики по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» изучении проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: математический аппарат, силы взаимодействия, абстрактное мышление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что к изучению раздела электростатики ученики приступают в восьмом классе. Особенностью развития учащихся этого возраста является то, что у них ещё не полностью сформировано абстрактное мышление, для того чтобы в полной мере представить электростатические взаимодействия.

С одной стороны, это происходит из-за того, что раздел «Электростатика» следует сразу после раздела «Механика», где ученики изучали физические процессы и явления, с которыми сталкивались в повседневной жизни или имели представление о них. Если качественным решением проблемы объяснения нового материала может выступить метод аналогии [1], то для количественного решения, придётся обратиться к математическому аппарату. Хотя в курсе математики 6–7 классов ученики и знакомятся с понятиями пропорциональность, дроби, учатся решать уравнения, но они ещё не вполне умеют использовать эти знания для практического использования при решении различных задач. Кроме того, математические операции с большими степенями, характерные при решении задач раздела электростатика представляют для них большие затруднения [2].

При решении задач по физике возникает ряд трудностей, связанных с тем, что у учащихся слабо сформированы математические компетенции, они не закреплены на практике для использования в межпредметных областях, не адаптированы к решению конкретных проблем. К этому же добавляется поверхностное владение предметом.

Перед решением задач необходимо сформировать более глубокое понимание сущности изучаемых явлений и процессов. Подход к решению задач необходимо начинать с более простых и облегчённых задач, предполагающих поиск не более чем одного неизвестного. Алгоритм решения задач следует постепенно усложнять по мере понимания сущности явлений, вводить дополнительные искомые величины [3]. Так, например, при решении задач на закон Кулона рассчитывается сила взаимодействия двух и более точечных зарядов. Учеников необходимо обучать определённому алгоритму решения задачи по примеру решения типовых задач, где следует подробно рассмотреть операции со степенями [4].

К примеру, рассмотрим следующие задачи с исходными данными:

Найти силу взаимодействия двух зарядов q 1 = 10 нКл и q 2 = 15 нКл, находящихся на расстоянии 10 см друг от друга .

В условии этой задачи не указан коэффициент пропорциональности k, который присутствует в формуле Кулона. Но, несмотря на это, у учеников необходимо выработать компетенцию к внесению табличных физических постоянных в краткое условие задачи.

Дано:

q 1 = 10 нКл

q 2 = 15 нКл

r=10см=10*10– 2 м

k=9*10 9 Н*м 2 /Кл 2

F -?

Формула:

F = k*q 1 *q 2 / r 2

F= Н*м 2 /Кл 2 *(Кл*Кл)/м 2 = Н

Решение:

F = 9*109*10*10–9*15*10–9/(10*10–2)2= = 13,5*10–5 Н.

Ответ: F = 13,5*10–5 Н = 135 мкН

Другой пример:

Как изменится сила кулоновского взаимодействия между двумя заряженными шариками, если расстояние между ними а) увеличить в три раза; б) уменьшить в два раза?

На первый взгляд кажется, что в условии этой задачи недостаточно данных для её решения. Но учеников нужно обучать внимательно читать и понимать смысл условия задачи. На самом деле, в условии задачи дано все, что необходимо её решения:

Дано:

q 1 ; q 2 ; k.

а) r 2 = 3r 1

б) r 2 = r 1 /2

F 2 /F 1 -?

Формула:

F 1 = k*q 1 *q 2 /r 1 2

F 2 = k*q 1 *q 2 /r 2 2

F 2 /F 1 = Н/Н = -

Решение:

а) F2/F1 = (k*q1*q2/r22)/(k*q1*q2/r12) = r12/r22 = =r12/(3r1)2 = r12/9r12 = 1/9; F2 = 1/9 F1;

б) F2/F1=(k*q1*q2/r22)/(k*q1*q2/r12) = r12/r22 = =r12/(r1/2)2 = r12/r12/4 = 4; F2 = 4 F1;

Ответ: а) уменьшается в 9 раз;

б) увеличивается в 4 раза

Перед тем как приступать к решению физических задач, необходимо повторить с учениками выполнение математических операций, необходимых при выполнении определённых действий. К таким относятся операции со степенями, составление пропорций, нахождение неизвестного и т. д.

Вывод:

Подготовка учеников к разделу «Электростатика» должно начаться задолго до непосредственного начала курса физики 8-го класса, особенно работа с математическим аппаратом. При объяснении материалов, требующих абстрактного мышления, целесообразно использование метода аналогий и моделирования, которая повышает интерес учеников к предмету.

Литература:

  1. Мавлонов Жамил Султонович, Дадаматова Дурдона.Использование метода аналогий и моделирования на уроках физики в средней школе.Молодой ученый, № 7, 2023.
  2. Цетурян Армен Мишаевич. Применение математических знаний учащихся при решении физических задач в процессе завершающего повторения учебного материала.
  3. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. –М.: Изд-во «Эгвес», 2005.
  4. Гаскинс, Н. (2020, 5 января). Новое искусство: от вычислительного мышления к вычислительному действию.
  5. Среда. https://medium.com/@nettricegaskins/new-art-from-computational-thinking-to-computational-action-bc9e417b5e2b
Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, абстрактное мышление, математический аппарат, решение, сила взаимодействия, ученик, задача, условие этой.


Ключевые слова

математический аппарат, абстрактное мышление, силы взаимодействия

Похожие статьи

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

При решении подобных задач развивается мышление, сообразительность, повышается

Задачи должны пробуждать, развивать и совершенствовать мышление учеников [3, с. 154].

Логическое мышление содержит в себе все виды мышления, в том числе математическое.

Это помогает развитию абстрактного и конкретного мышления во взаимосвязи, так как...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем...

Ученикам были даны 40 логических задач не из учебника, решение которых требовало

Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления

Поэтому развитие логического мышления — важная задача современной школы.

 Развитие у детей логического мышленияэто одна из важных задач начального обучения.

Развитие логического мышления на уроках математики...

Но каков бы ни был подход к решению этого вопроса, большинство исследователей сходятся в том, что

Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Решение задач с отсутствующими или лишними данными. Изменение вопроса задачи.

Изменение условия задачи так, чтобы задача взвешивалась другим действием.

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

Наиболее распространенный вид работы с задачейэто собственно решение задачи.

1) Измени условие задачи так, чтобы она решалась другим действием (у простых задач).

10) Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной.

задача, учащийся, логическое мышление, число, решение, решение задач, общий вид...

Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их

Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.

4.Для развития мышления предлагаются так же провоцирующие задачи, условия которых

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид...

Процесс проявления креативных способностей учащихся через...

Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, да и ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.

Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении.

Блейхер, О.В. Взаимодействие инновационных образовательных процессов как необходимое условие...

Значение математических компетенций при решении задач по...

В настоящей работе рассматривается роль математической компетенции, как учеников, так и учителя физики по теме «Взаимодействие зарядов.

Статья готовится к публикации. математический аппарат, силы взаимодействия, абстрактное мышление.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить: понимать и излагать

При решении любых задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой.

1. Тошпулатова Ш.О. Качественные задачи по физике / Под редакцией ФАН. Ташкент, 2009.

Решение полученной математической задачи. Интерпретация найденного решения.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

...математической грамотности учащихся являются практико-ориентированные задачи.

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения

Лучший тренажер математической грамотности — это решение практико-ориентированных задач.

Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики...

Похожие статьи

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

При решении подобных задач развивается мышление, сообразительность, повышается

Задачи должны пробуждать, развивать и совершенствовать мышление учеников [3, с. 154].

Логическое мышление содержит в себе все виды мышления, в том числе математическое.

Это помогает развитию абстрактного и конкретного мышления во взаимосвязи, так как...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем...

Ученикам были даны 40 логических задач не из учебника, решение которых требовало

Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления

Поэтому развитие логического мышления — важная задача современной школы.

 Развитие у детей логического мышленияэто одна из важных задач начального обучения.

Развитие логического мышления на уроках математики...

Но каков бы ни был подход к решению этого вопроса, большинство исследователей сходятся в том, что

Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Решение задач с отсутствующими или лишними данными. Изменение вопроса задачи.

Изменение условия задачи так, чтобы задача взвешивалась другим действием.

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

Наиболее распространенный вид работы с задачейэто собственно решение задачи.

1) Измени условие задачи так, чтобы она решалась другим действием (у простых задач).

10) Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной.

задача, учащийся, логическое мышление, число, решение, решение задач, общий вид...

Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их

Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.

4.Для развития мышления предлагаются так же провоцирующие задачи, условия которых

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид...

Процесс проявления креативных способностей учащихся через...

Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, да и ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.

Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении.

Блейхер, О.В. Взаимодействие инновационных образовательных процессов как необходимое условие...

Значение математических компетенций при решении задач по...

В настоящей работе рассматривается роль математической компетенции, как учеников, так и учителя физики по теме «Взаимодействие зарядов.

Статья готовится к публикации. математический аппарат, силы взаимодействия, абстрактное мышление.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить: понимать и излагать

При решении любых задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой.

1. Тошпулатова Ш.О. Качественные задачи по физике / Под редакцией ФАН. Ташкент, 2009.

Решение полученной математической задачи. Интерпретация найденного решения.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

...математической грамотности учащихся являются практико-ориентированные задачи.

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения

Лучший тренажер математической грамотности — это решение практико-ориентированных задач.

Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики...

Задать вопрос