Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Мавлонов, Ж. С. Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение» / Ж. С. Мавлонов, Л. А. Дурдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100129/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

Ключевые слова: вектор, предельный переход, ускорение, мгновенная скорость, центростремительное ускорение.

Очень часто преподавателю физики приходится ломать голову над объяснением материала, который требует наличия у учеников необходимых математических знаний и навыков. Ярким примером этому могут служить такие понятия, как вектор, лимит, предельный переход, производные и т. д.

Конечно, в любом классе найдутся ученики, которые хорошо владеют математическим аппаратом, но как быть с остальными? В таких случаях приходится идти другим путем и использовать более понятный для учеников язык. К примеру, если введение и объяснение понятия ускорение и не составляет для учителя больших проблем, то с объяснением центростремительного ускорения дело обстоит несколько хуже.

Известно, что в равномерном прямолинейном движении направление вектора скорости совпадает с траекторией движения. Однако, как только траектория движения начинает искривляться, они начинают расходиться и вектор скорости оказывается касательной к траектории в данной точке. Это явление можно наблюдать при заточке ножа во вращающемся точильном камне, при метании диска легкоатлетом и так далее.

Во всех этих случаях тела или частицы тел отлетают со скоростью, которую они имели в момент отрыва [2].

Хотя вращение тел и происходит с постоянной скоростью, то есть, даже если модуль скорости и не меняется, вращательное движение является переменным, то есть, имеет ускорение. И наиболее трудным для учеников в данной теме является правильное восприятие и понимание направления и значения центростремительного ускорения — a n . Эта трудность связана главным образом с использованием таких сложных для понимания учеников понятий, как вычитание векторов и предельный переход.

Для объяснения центростремительного ускорения, необходимо будет освежить знания учеников по операциям над векторами. Пусть скорость тела в точке А равен вектору v 1 . При перемещении в точку В за время Δt, скорость тела изменится на вектор v 2 . Согласно правилу вычитания векторов, изменение вектора скорости будет равен вектору Δ v . Из рисунка 1 видно, что для очень маленького промежутка времени, то есть при Δt →0, этот вектор направлен радиально в центр окружности. При этом, элементарное перемещение ΔS стремится к длине дуги окружности АВ, которая в свою очередь равна v 1 Δt .

Из подобия треугольников АВО и ACD следует, что

Δv/v 1 = АВ/R .

Но так как АВ = v 1 Δt , то можно писать, что

Δv/v 1 = v 1 Δt /R, или Δv/Δt = v 1 2 /R.

Это изменение скорости за промежуток времени Δt и называется центростремительным (или нормальным) ускорением, так как он всегда направлен в центр окружности, то есть,

a n = v 2 /R .

.

Рис. 1.

Можно еще упростить задачу и выразить изменение скорости Δ v следующим образом. На рисунке 2 угол φ определяется отношением длины дуги АВ к радиусу АО.

.

Рис. 2.

Для лучшего понимания, треугольник из векторов скорости потребуется показать отдельно, как на рисунке 3:

.

Рис. 3.

Для малых углов, то есть для малых промежутков времени Δt, длина дуги почти не отличается от хорды АВ (рисунок 3). Следовательно, можем писать:

Δφ = Δv/v 1 ,

или,

Δv = Δφ*v 1 .

Так как

a = Δv/Δt,

подставив вместо Δv его значение, получим

a = Δφ*v 1 /Δt.

Но изменение угла по времени — есть угловая скорость вращения w . Значит,

a = w v 1 .

И наконец, учитывая, что

w = v/R,

получим:

a = v 2 /R .

Эти два варианта подачи материала принципиально не отличаются друг от друга, и учитель может выбрать любой из них для лучшего объяснения темы [1]. При объяснении центростремительного ускорения необходимо подчеркнуть, что и ускорение в прямолинейном движении и центростремительное ускорение определяются как изменение скорости за определенный промежуток времени, однако, в прямолинейном движении меняется только модуль (значение) скорости, а в равномерном криволинейном — только направление. В первом случае направление ускорения совпадает с направлением скорости, а во втором — направлено перпендикулярно к ней [1].

Литература:

  1. Методика преподавания физики в средней школе. Л. И. Резников, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. Москва, «Просвещение», 1974 год.
  2. Учебник физики для 10-классов. К. А. Турсунметов и др., Ташкент, «Ўқитувчи», 2022 год.
Основные термины (генерируются автоматически): центростремительное ускорение, изменение скорости, предельный переход, ACD, вектор скорости, промежуток времени, прямолинейное движение, скорость тела, траектория движения, центр окружности.


Ключевые слова

ускорение, вектор, предельный переход, мгновенная скорость, центростремительное ускорение

Похожие статьи

Урок физики в 9 классе на тему «Первая космическая скорость

(Скорость = первой космической скорости.) − По какой траектории движется корабль? (По условию задачи траекторияокружность). − Как направлено ускорение корабля?

− Укажите на рисунке все параметры движения (направление скорости, ускорение, радиус

Рассчитайте величину скорости, скоторой должен двигаться корабль на заданной высоте.

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе...

Производная — это скорость, это скорость изменения функции.

Для определения скорости движения точки в момент времени t (её в механике часто называют мгновенной скоростью) поступим так: возьмём отрезок

Итак, при вычислении производной функции мы совершаем предельный переход.

Методика изучения вращательного движения твердого тела...

Методика проведения урока физики на тему...

Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

От кинематических законов Галилея и Кеплера к динамическим...

Радиус-вектор планеты в равные промежутки времени описывает равные площади.

Для поддержания равномерного прямолинейного движения сила не нужна (Галилей).

Предположим, что эта сила не зависит от скорости движения тел.

Из (22) получим формулу угловой скорости (ω) движения спутника по круговой орбите

Изучение движения квадрокоптера в вертикальной плоскости

Схема движения квадрокоптера в вертикальной плоскости приведена на рис.3. Управление

Определим радиус-вектор центра масс корпуса устройства: (3).

Пусть в начальный момент времени летающий робот имеет нулевую скорость: , а координаты центра масс заданы

Рис. 5. Графики проекции перемещений и угла поворота квадрокоптера от времени.

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка...

— Дайте определение импульса тела, укажите, как он обозначается

−Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с.

Момент импульса твердого тела это вектор, направленный по оси вращения так, чтобы видеть с его

Свойство относительности механического движения заключается в различии его.

Метод диагностики подвески грузового автомобиля колесным...

В том случае, когда ограничения скорости не указаны, ее предельные значения могут быть

Для возможной скорости и допустимой скорости ускорение движения в сочленении i в

интервал, можно определить скорости движения в остальных степенях подвижности в точке k как

Далее по полученным значениям перемещений, скоростей и ускорений вычисляются...

Пространственные векторы в асинхронном двигателе...

Не меньшую роль в ускорении процессов математических преобразований играет

2. Переход от мгновенных значений напряжений к пространственному вектору.

Связь между скоростью вращения в об/мин с циклической частотой в рад/с следующая

; ; ; ; . Для перехода к системе относительных единиц введем базовые величины [5, с. 117]

Робот для нанесения бетона на внутренние поверхности...

Представлен процесс обучения дискретных по времени линейных систем робота.

от времени положений, скоростей и крутящих моментов звеньев манипуляционного робота, которые

, где — начальный момент времени, — конечный момент времени, — промежуток. На рис. 4 и рис. 5 представлены траектории движения точек робота в инерциальной системе координат.

Похожие статьи

Урок физики в 9 классе на тему «Первая космическая скорость

(Скорость = первой космической скорости.) − По какой траектории движется корабль? (По условию задачи траекторияокружность). − Как направлено ускорение корабля?

− Укажите на рисунке все параметры движения (направление скорости, ускорение, радиус

Рассчитайте величину скорости, скоторой должен двигаться корабль на заданной высоте.

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе...

Производная — это скорость, это скорость изменения функции.

Для определения скорости движения точки в момент времени t (её в механике часто называют мгновенной скоростью) поступим так: возьмём отрезок

Итак, при вычислении производной функции мы совершаем предельный переход.

Методика изучения вращательного движения твердого тела...

Методика проведения урока физики на тему...

Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

От кинематических законов Галилея и Кеплера к динамическим...

Радиус-вектор планеты в равные промежутки времени описывает равные площади.

Для поддержания равномерного прямолинейного движения сила не нужна (Галилей).

Предположим, что эта сила не зависит от скорости движения тел.

Из (22) получим формулу угловой скорости (ω) движения спутника по круговой орбите

Изучение движения квадрокоптера в вертикальной плоскости

Схема движения квадрокоптера в вертикальной плоскости приведена на рис.3. Управление

Определим радиус-вектор центра масс корпуса устройства: (3).

Пусть в начальный момент времени летающий робот имеет нулевую скорость: , а координаты центра масс заданы

Рис. 5. Графики проекции перемещений и угла поворота квадрокоптера от времени.

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка...

— Дайте определение импульса тела, укажите, как он обозначается

−Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с.

Момент импульса твердого тела это вектор, направленный по оси вращения так, чтобы видеть с его

Свойство относительности механического движения заключается в различии его.

Метод диагностики подвески грузового автомобиля колесным...

В том случае, когда ограничения скорости не указаны, ее предельные значения могут быть

Для возможной скорости и допустимой скорости ускорение движения в сочленении i в

интервал, можно определить скорости движения в остальных степенях подвижности в точке k как

Далее по полученным значениям перемещений, скоростей и ускорений вычисляются...

Пространственные векторы в асинхронном двигателе...

Не меньшую роль в ускорении процессов математических преобразований играет

2. Переход от мгновенных значений напряжений к пространственному вектору.

Связь между скоростью вращения в об/мин с циклической частотой в рад/с следующая

; ; ; ; . Для перехода к системе относительных единиц введем базовые величины [5, с. 117]

Робот для нанесения бетона на внутренние поверхности...

Представлен процесс обучения дискретных по времени линейных систем робота.

от времени положений, скоростей и крутящих моментов звеньев манипуляционного робота, которые

, где — начальный момент времени, — конечный момент времени, — промежуток. На рис. 4 и рис. 5 представлены траектории движения точек робота в инерциальной системе координат.

Задать вопрос