Колористические особенности фасадов домов, выходящих на Карповку, в границах от Барочного моста до Карповского моста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, А. Н. Колористические особенности фасадов домов, выходящих на Карповку, в границах от Барочного моста до Карповского моста / А. Н. Матвеева, А. В. Михалычев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100095/ (дата обращения: 05.05.2024).



Рассматриваются цветовые особенности Петроградской стороны, роль цвета в фасадах городской среды. Особое внимание уделяется специфике формирования цветового характера Петроградской стороны. Проведен обзор характерных способов работы с цветом, используемых на фасадах домов, выходящих на Карповку в границах от Барочного моста до Карповского моста для создания комфортной и гармоничной среды жилых районов. Показана важность таких средовых качеств как идентичность, запоминаемость и простота ориентирования. Рассмотрены основные сценарии цветовой организации компонентов среды в разных элементах фасада, в рамках отдельных фрагментов жилых районов или дворов.

Ключевые слова : общественное пространство, цвет, фасад, сценарии цветовой организации, масштаб.

The color features of the Petrograd side, the role of color in the facades of the urban environment are considered. Particular attention is paid to the specifics of the formation of the color character of the Petrograd Side. A review of the characteristic methods of working with color used on the facades of houses overlooking Karpovka within the borders from Barochny Bridge to Karpovskiy Bridge to create a comfortable and harmonious environment in residential areas. The importance of such environmental qualities as identity, memorability and ease of orientation is shown. The main scenarios for the color organization of the environment components in different elements of the facade, within individual fragments of residential areas or courtyards, are considered.

Keywords: public space, color, facade, color organization scenarios, scale.

В XIX и начале XX века колористика Санкт-Петербурга двигалась от жёсткой регламентации, установленной властью в начале века, к большей свободе для архитекторов и владельцев построек. 13 декабря 1817 г. император Александр І издал Указ, данный Управляющему Министерством полиции с приложением «дополнительных правил об устройстве городов и селений». В этом Указе впервые в масштабе империи были, среди прочего, регламентированы цвета отделки домов и других построек: «45. Запрещается пестрить дома краскою, как, например, видел я черные ставни и двери на выбеленных домах. 46. Вообще дозволять красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски и желто-серым. От Министерства Полиции доставлены будут в Губернии досчечки, сими красками выкрашенныя, для показания настоящих цветов» [3].

Попытки регламентации цветовых решений для новой застройки предпринимались при Александре I и до этого, прежде всего с помощью своего рода типовых (образцовых) проектов. Ещё в 1803 г. А. Д. Захаров создал группу таких проектов для казённых зданий, а в 1809–1812 гг. было издано собрание проектов для жилых домов и других частных построек. Это собрание вышло в виде пяти гравированных альбомов под общим названием «Собрание фасадов. Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи». С. С. Ожегов выявил среди сохранившихся альбомов отдельные экземпляры с раскрашенными фасадами, «которые дают представление о рекомендуемых колерах и системе покраски зданий» [2]. На этих фасадах, по его данным, «цоколи окрашивались в серый (дикий) цвет, поле стены в светло-желтый, светло-зелёный, светло-серый или светло-синий цвета. Преобладающим цветом стен был жёлтый различных оттенков. Крыши делались зелёными или красными» [2].

В 1818 г. были введены стандартные цвета для крыш, и чёрная краска, которой они окрашивались ранее, была запрещена. 25 июля 1818 г. при выдаче планов и фасадов на построение домов от хозяев требовалось взять расписку о том, в какой цвет они желают окрасить крыши из трёх дозволенных цветов: дикого(серого), зелёного и красного.

В Петербурге цветовая регламентация соблюдалась очень усердно, с явным преобладанием жёлтых и белых тонов. И уже в 1820-х гг. современники обратили внимание на некоторое однообразие колористики Петербурга.

При правлении Николая I в 1832 г. появился «Свод Законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленный». В томе XII были собраны «Уставы Государственного Благоустройства», в том числе и «Свод Уставов Строительных», где были собраны и систематизированы указы по строительным прошлых лет. Николай I повторил здесь указания о цвете Александра I, данные в 1817 г. Некоторые цвета для окраски зданий не нравилась Николаю І, и он, оставив их из соображений этикета в Уставах, но убрал позже их в «Урочных положениях», и добавил то, что ему нравилось. Например, среди цветов наружной известковой окраски по штукатурке отсутствовали термины: палевый, желто-серый и сибирка, а «дикий» был предусмотрен только для окрашивания панелей. Но при этом в урочные положения с 1832 до 1869 гг. были включены такие «неуставные» цвета, как «зелёный сероватый», «зелёный изжелта» и песчаный. Всего по известковой окраске в этих положениях были указаны также 8 цветов, но в другом наборе: желтый; серый; зелёный; зелёный сероватый; зелёный изжелта; розовый; песчаный и «дикий» для панелей. Цвет крыш Уставом не регламентировался, а в урочных положениях для масляной окраски как деревянных, так и железных крыш были предусмотрены такие цвета: красный, зеленый, чёрный и серый, или «дикий». В 1900 г. пункт устава о цвете фасадов был отменен полностью.

При Александре II регламенты застройки в стране стали либеральнее. Например, уже в 1856 г. царь издал указ, где установил, что «воспрещение... красить железные крыши медянкой и черлядью……не считать обязательным» [3]. В том же году он отменил и обязательное нечетное количество окон на фасадах.

В это время в Петербурге расцвела и господствовала эклектика с её декоративизмом, множеством и широтой использования фасадных элементов различных эпох, что стало своего рода отражением и воплощением большей общественной свободы. Однако если не считать некоторых ярких представителей фольклорного направления «русского» стиля, то в новой застройке это был период своего рода цветовой анемии.

В Ленинграде в 1933 году была создана Группа окраски фасадов во главе с М. В. Эндер, а далее с Е. С. Хмелевской. Эта группа занималась разработкой колористических решений фасадов, зданий, улиц, кварталов и площадей. Их проекты разрабатывались в виде цветовых разверток и согласовывались на Художественных советах. В 1953 году Е. С. Хмелевская и Б. Д. Аменицкий формулируют общие принципы цветовой организации города, изложенные в книге «Наружная окраска зданий». При написании данной книги авторы старались учесть и обобщить опыт работ по массовой окраске фасадов зданий в городе Ленинграде.

На основе послойных расчисток штукатурок, выполненных на зданиях разных периодов постройки Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда, группе Е. С. Хмелевской совместно с Инспекцией по охране памятников удалось восстановить первоначальные колера зданий. Вычленяя и систематизируя наиболее типичные колера различных исторических эпох и стилей, Е. С. Хмелевская из трехсот образцов оставляет всего 40 и на их основе разрабатывает цветовую карту для зданий города Ленинграда — унифицированный каталог — эталон для производителей краски (ныне «Традиционные цвета Санкт-Петербурга»). Эта колерная карта была утверждена 05.03.1966 на заседании Градостроительного Совета Главного архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленсовета города Ленинграда и на протяжении многих десятков лет не имела аналогов в СССР.

Расколеровка цветовой палитры «Традиционные цвета Санкт-Петербурга»

Рис. 1.Расколеровка цветовой палитры «Традиционные цвета Санкт-Петербурга»

Эти же цвета использовались и на Петроградской стороне. Если мы внимательно посмотрим на все эти цвета, то они все серо-пастельные и сдержанные для того чтобы сочетаться с пасмурным питерским небом, если делать яркие и насыщенные фасады, то они будут только усиливать и подчеркивать серость неба.

Схема расположения фасадов

Рис. 2. Схема расположения фасадов

Таблица 1

Адрес, архитектор, год постройки, стиль, функция

Колористические особенности

Фотографии объекта

1

Набережная р. Карповки, 45

Архитектор: Никонов Н. Н.

Год строительства: 1900–1902.

Стиль: византийский.

Церковь

Первый этаж выполнен из лицевого кирпича светло-коричневого цвета.

Церковь облицована горизонтальными, чередующимися, контрастными полосами кирпича в два цвета — светло-коричневого и бежевого. Пять куполов собора и звонница имеет коричневый цвет.

Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь, Санкт-Петербург: лучшие советы перед посещением - Tripadvisor

2

Набережная р. Карповки, 32

Архитектор: Рошефор де К. Н.

Год строительства: 1910–1911.

Стиль: модерн

Доходный дом М. Ф. Трифахина

Здание терракотового цвета, с выкрашенным в серо-розовый цвет первый этаж, который сверху имеет темно-терракотовую однородную горизонтальную полосу шириной 1/3 этажа.

Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники.часть 5 - По России-матушке... - Новости путешествия - Личный сайт Пирожковой Юлии

3

Карповки наб., 34

Архитектор: Рошефор де К. Н.

Год строительства: 1911–1912

Стиль: модерн

Общежитие ЛЭТИ N 6

Колер здания светлый беж по всему периметру, имеет одинаковые вытянутые вертикально окна.

4

Карповки наб., 36

Архитектор: Берлин А. Л.

Год строительства: 1912

Стиль: модерн

Доходный дом

Здание окрашено в темно-бежевый цвет по всему периметру, имеет одинаковые вытянутые вертикально окна, украшен двумя эркерами посередине здания.

Наб. р. Карповки, 34 и 36 | Mapio.net

5

Профессора Попова ул., 38Р

Архитекторы: Сосков А. П. Петров А. Г.

Год строительства: 1965

Стиль: современный

Аккумуляторная компания «Ригель». Цех по производству аккумуляторов

Квадрат, прореженный одинаковыми окнами. Колер здания светлый беж.


6

Чкаловский проспект, 46 лит С

Архитектор:

Год строительства: 2014–2021

Стиль:Современный

Концерн «Океанприбор». Производственный корпус

Здание окрашено квадратами и прямоугольниками с определенным ритмом и динамикой в белый, терракотовый, бежевый, темно-коричневый колер. Цоколь выложен облицовочным кирпичом темно-вишневого цвета.


7

Даля ул., 10А

Карповки наб., 53х

Архитекторы: Сосков А. П. Петров А. Г.

Год строительства: 1985

Стиль:Современный

Аккумуляторная компания «Ригель». Производственное здание

Два здания в 4 этажа желтого цвета со светло-оранжевым межоконным пространством, соединенные темно серым зданием в 8 этажей с бежевыми полосками, проходящими под окнами по всему зданию.


8

Чкаловский проспект, дом 46, литера Г.

Архитектор:

Год строительства: 1970

Стиль: современный

Концерн «Океанприбор». Производственный корпус

Здание с чередующимися полосами сплошных окон и светло-бежевыми полосами самого здания.


9

Газовая, 10 лит З Архитектор: Фон Пирвиц Фёдор Карлович

Год постройки:1966- 1887

Стиль: модерн

Газовый завод для освещения Петербургской и Выборгской сторон -

Балтийская лифтовая компания — АО Стилкон. Цех. (В мае 2021 года здесь открылся скалодром «Северная стена».)

Здание имеет желтый колер. Над окнами первого этажа есть дугообразные белые вставки, а над окнами второго квадратные белые вставки.


10

Барочная ул., 7Д

Левашовский пр., 11Д

Архитектор: Белинский А. Ю.

Год постройки:2012–2016

Стиль: современный

Спортивный комплекс ОАО «Метрострой»

Первый этаж имеет коричневый колер, остальное здание окрашено в светлый беж.


11

Барочная, 9 ст1

Год постройки:2020

Стиль: современный

Россети Ленэнерго

Карповская подстанция

Здания разделено на два цветовых блока верхний — ярко-желтого цвета с мелкими полосками цветов радуги, нижний — фиолетовый с такими-же полосами.

Выводы

Проведен обзор характерных способов работы с цветом, используемых на фасадах домов, выходящих на Карповку в границах от Барочного моста до Карповского моста. Цветовая палитра Санкт-Петербурга постепенно складывалась с 1703 и в итоге в 1953 были вычленены и систематизированы наиболее типичные колера города, на основе этой информации была создана таблица с колерами «Традиционные цвета Санкт-Петербурга».

На фасадах Петроградской стороны от Барочного моста до Карповского моста эти колера активно применяются, за исключением Карповской подстанции «Россети».

Литература:

  1. Ефимов А. В. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990.
  2. Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVII-XIX веках. — М.: Стройиздат, 1984.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Все собрания — СПб., 1830–1916; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=263 (дата обращения: 22.10.2022).
  4. Свод Законов Российской Империи, повелением государя Императора Николая Павловича составленный. Уставы Государственного благоустройства, т. 12, части IV, V. Книга вторая. Свод Уставов строительных. — Спб.: В типографии Второго отдел. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1832
  5. Свод Законов Российской Империи, повелением государя Императора Николая Павловича составленный. Устав Строительный (издания 1842 г.). — Спб.: В типографии Второго отдел. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1842.
  6. Урочные положения на все вообще работы, производящиеся при крепостях, гидротехнических сооружениях и гражданских зданиях. — Спб.: В типографии Врем. Департ.
  7. Устав строительный (св. зак. т. ХП, ч. 1. Изд. 1900 г. и по прод. 1906 г.). — М.: Издание книжного магазина «Правоведение» И. К. Голубева, 1908.
  8. Устав строительный, измененный по продолжениям 1863–1872 г. и дополненный. — Спб.: Типография М. О. Эттингера, 1874. Часть 1. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный и пожарный. Свод учреждений и уставов строительных. — Спб.: В типографии Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1857.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, архитектор, здание, Петроградская сторона, стиль, Барочный мост, Ленинград, строительство, фасад, Российская Империя.


Ключевые слова

цвет, общественное пространство, масштаб, фасад, сценарии цветовой организации

Похожие статьи

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм

Горчичный цвет придает величественность зданию, оправдывающий его предназначение.

Русский ампир особенно ярко проявился в строительстве общественных сооружений.

В фасаде здания присутствуют элементы модерна, но они не ярко выражены.

Рыбинск-городок — Петербурга уголок | Статья в журнале...

Рис. 4. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон.

Здание, построенное в псевдо-русском стиле, опирается на монументальный каменный цоколь во всю высоту крутого в этом

Дом являлся частью богатой купеческой усадьбы, выполненной в стиле позднего классицизма.

Собор был основан в 1838 году. Строительство продолжалось 13 лет.

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших

Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади

В конце XVII в. в архитектуре Москвы утверждается стиль, получивший название

рода, в чьих московских имениях строились барочные церкви (отсюда второе название стиля — московское барокко).

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

...в столице империи в стиле «северного модерна» творили Ф. Лидваль, А. Шульман, Н

Не без участия предпринимателя Я. Е. Макарова архитектор получает подряд на

В проекте Константиновского приюта (рис. 5) раскрылся талант и любовь зодчего к стилю

Похоронен С. А. Пец на территории тайного могильника НКВД Левашовской пустыни Ленинграда.

Стиль модерн в архитектуре губернского Ставрополя

...предполагающего повторение ранних архитектурных стилей при строительстве зданий.

керамики на фасаде здания: фасад перед входом с боковых сторон отделан голландской.

Так, в пазухах фасада синематографа Биоскоп (1908 г.) [4] архитектор А. П. Булыгин

плитки ярких цветов при украшении фасада здания находит отражение и в итальянском модерне.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Еще в 1851 г. СУ переведено в первый разряд учебных заведений Российской империи.

Бернгард Рудольф Богданович — инженер, архитектор, профессор архитектуры.

Через его руки прошли едва ли не все строившиеся в то время в Империи церкви, проекты

в 1870 г. — дом Евангелического госпиталя, в готическом стиле, с величественным кирпичным же фасадом.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

В отделке фасадов использованы розовато-серый и чёрный гранит.

Разработку проекта параллельно с идущей стройкой закончил ростовский архитектор Л. Эберг.

Здание закончено строительством к 15-й годовщине пролетарской революции.

По замыслу архитектора проекта Дворца Л. Мисожникова, 28-этажное здание должно было быть в стиле Советского...

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Стиль барокко связывается в нашем сознании с чем-то избыточным, слишком

могли быть использованы при строительстве здания церкви, фасада замка или композиции площади.

жизни, так и фасад здания обращен к зрителям с целью произвести на них впечатление или

шуты и комедианты отпускали свои грубоватые шутки и являли собой оборотную сторону...

Символизм в советской архитектуре 20-30гг. ХХ века

Настроения революционного подъёма были сильны и среди архитекторов.

В речи на открытии Петроградских свободных художественно-учебных мастерских в 1918 г

построение плана несколькими годами ранее было реализовано в одном из зданий Ленинграда.

Спортивный зал вынесен в небольшой блок с отдельным входом с тыльной стороны здания.

Похожие статьи

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм

Горчичный цвет придает величественность зданию, оправдывающий его предназначение.

Русский ампир особенно ярко проявился в строительстве общественных сооружений.

В фасаде здания присутствуют элементы модерна, но они не ярко выражены.

Рыбинск-городок — Петербурга уголок | Статья в журнале...

Рис. 4. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон.

Здание, построенное в псевдо-русском стиле, опирается на монументальный каменный цоколь во всю высоту крутого в этом

Дом являлся частью богатой купеческой усадьбы, выполненной в стиле позднего классицизма.

Собор был основан в 1838 году. Строительство продолжалось 13 лет.

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших

Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади

В конце XVII в. в архитектуре Москвы утверждается стиль, получивший название

рода, в чьих московских имениях строились барочные церкви (отсюда второе название стиля — московское барокко).

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

...в столице империи в стиле «северного модерна» творили Ф. Лидваль, А. Шульман, Н

Не без участия предпринимателя Я. Е. Макарова архитектор получает подряд на

В проекте Константиновского приюта (рис. 5) раскрылся талант и любовь зодчего к стилю

Похоронен С. А. Пец на территории тайного могильника НКВД Левашовской пустыни Ленинграда.

Стиль модерн в архитектуре губернского Ставрополя

...предполагающего повторение ранних архитектурных стилей при строительстве зданий.

керамики на фасаде здания: фасад перед входом с боковых сторон отделан голландской.

Так, в пазухах фасада синематографа Биоскоп (1908 г.) [4] архитектор А. П. Булыгин

плитки ярких цветов при украшении фасада здания находит отражение и в итальянском модерне.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Еще в 1851 г. СУ переведено в первый разряд учебных заведений Российской империи.

Бернгард Рудольф Богданович — инженер, архитектор, профессор архитектуры.

Через его руки прошли едва ли не все строившиеся в то время в Империи церкви, проекты

в 1870 г. — дом Евангелического госпиталя, в готическом стиле, с величественным кирпичным же фасадом.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

В отделке фасадов использованы розовато-серый и чёрный гранит.

Разработку проекта параллельно с идущей стройкой закончил ростовский архитектор Л. Эберг.

Здание закончено строительством к 15-й годовщине пролетарской революции.

По замыслу архитектора проекта Дворца Л. Мисожникова, 28-этажное здание должно было быть в стиле Советского...

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Стиль барокко связывается в нашем сознании с чем-то избыточным, слишком

могли быть использованы при строительстве здания церкви, фасада замка или композиции площади.

жизни, так и фасад здания обращен к зрителям с целью произвести на них впечатление или

шуты и комедианты отпускали свои грубоватые шутки и являли собой оборотную сторону...

Символизм в советской архитектуре 20-30гг. ХХ века

Настроения революционного подъёма были сильны и среди архитекторов.

В речи на открытии Петроградских свободных художественно-учебных мастерских в 1918 г

построение плана несколькими годами ранее было реализовано в одном из зданий Ленинграда.

Спортивный зал вынесен в небольшой блок с отдельным входом с тыльной стороны здания.

Задать вопрос