Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Богачева, М. Н. Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ / М. Н. Богачева, И. Н. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100044/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается использование учителем на уроках биологии и географии приёмов, средств межпредметной интеграции обучающимися. Также в статье представлены методические рекомендации для проведения интегрированного урока.

Ключевые слова : интеграция, урок, биология, география, единый государственный экзамен, межпредметные связи.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии и географии предусматривает участие в нём выпускников, выбравших биологию и географию в качестве профильного предмета. Экзаменационная работа полностью охватывает обязательный минимум знаний и умений, обозначенный в стандарте биологического и географического образования [1]. В ЕГЭ представлены различные задания по форме предъявления и уровню сложности, позволяющие дифференцированно оценить достижения учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) поставил учителей перед необходимостью использования новых форм контроля и совершенствования материалов в процессе подготовки учащихся по биологии и географии, а также готовность учителя для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии [2].

Интеграция — это объединение дисциплин в одно целое [3]. Особенность структуры интегрированного урока представлены на рисунке № 1.

Особенности структуры интегрированного урока

Рис.1 Особенности структуры интегрированного урока

Интеграция таких дисциплин, как биология и химия позволяет погрузить ученика в глубокое познание окружающего мира, а также найти точки соприкосновения и установить взаимосвязь между изучаемыми объектами и явлениями.

Так, например в заданиях ЕГЭ по биологии часто прослеживаются взаимосвязь с географией.

Задание линии 23. [4].

Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина:

1)картофеля, ананасов

2)риса, сахарного тростника

3)чая, кофе

4)табака, кукурузы

В заданиилинии 31 рассматриваются особенности воздействия на окружающую среду. Помимо географических знаний, необходимы и применения знаний в области экологи, который является одним из разделов экологии. Так например:

Глобальное потепление представляет серьёзную опасность для человечества. Специалисты предлагают различные пути борьбы с глобальным потеплением. Некоторые из них считают одним из эффективных способов борьбы с глобальным потеплением установку на автомобилях электрических двигателей. Другие утверждают, что эффективным способом борьбы с глобальным потеплением является использование на транспорте биотоплива — топлива, получаемого из сырья растительного происхождения. Выберите одну из упомянутых выше точек зрения и приведите рассуждения, подтверждающие эту точку зрения [4].

Развитие познавательной компетентности обучающихся на межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам [5].

Методические рекомендации к организации интегрированного урока:

  1. Чёткое формулирование цели и задач, с точки зрения интегрированного урока. Важно понимать, что цель должна быть направлена на глубокое изучение материала, а также практическое применение особенно на таких предметах, как биология и география.
  2. Педагоги ведущие интегрированный урок должны хорошо знать программу изучаемого материала, взаимосвязь программного и дополнительного изучаемого материала.
  3. Важно! При составлении конспекта урока, распределить временные рамки между педагогами и строго придерживаться прописанному регламенту, что будет способствовать чёткому распределению материала и позволит охватить весь объём информации, который запланирован на уроке.
  4. Продумывая интегрированный урок, используйте современные формы и методы обучения. Начните урок, не с сообщения темы урока, а с подведения самих обучающихся к ней. Например игра: «Чёрный ящик». Суть игры состоит в том, чтобы привлечь внимание обучающихся к уроку, а также активизировать воображение. Учителю, необходимо подготовить и продумать заранее предметы, которые бы помогли обучающимся угадать тему урока и положить в ящик. Очень важно, продумать описание объектов, чтобы обучающиеся смогли отгадать, а если возникают сложности необходимо подготовить наводящие вопросы.
  5. Особое внимание в проведении интегрированных уроков, также стоит уделить время заданиям из ЕГЭ. Возможно, стоит посветить этому отдельно урок и разобрать задания, которые носят межпредметный характер.

Таким образом можно сказать, что развитие познавательный деятельности у обучающихся в рамках интегрированного уроках побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, формируют интегрированные знания из двух используемых нами дисциплин, что способствует.

Литература:

  1. Антонов Н. С. Интеграционная функция обучения / Н. С. Антонов. — М.: Просвещение, 1989. — С.304.
  2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И. Я. Лернер М.: Педагогика, — № 2 — С. 11.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов: 80000 слов и фразеологических выражений. — 2-е изд.; испр. И доп.– Москва: АЗЪ, 1995. — 907 с.
  4. Сайт решу ЕГЭ-Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
  5. Болотов В. А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования. М.: Просвещение, 2018. –114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, глобальное потепление, биология, единый государственный экзамен, урок, география, ЕГЭ, межпредметная интеграция, Особенность структуры, эффективный способ борьбы.


Похожие статьи

Межпредметные связи школьного курса биологии

Библиографическое описание: Васильева, Т. С. Межпредметные связи школьного курса

Предлагаем список тем, наиболее подходящих для интеграции физики и биологии человека

Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов.

Однако интегрированные уроки — это не единственный способ объединения...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России.

- умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Типы уроков географии и особенности их структуры

Библиографическое описание: Гакаев, Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры / Р. А. Гакаев, Л. Д

Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества

Различают основные структурные и дидактические особенности типов уроков [6,8].

Такой тип урока является достаточно распространенным в географии.

Интеграционный метод обучения в школах и его особенности

Интеграция в обучении ориентируется на развитие и на саморазвитие личности школьника.

Межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более

«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе.

Интегрированные уроки как средство формирования...

Реализация межпредметных связей явление в педагогике не новое.

образования станет более взаимосвязанным, значит и более целостным, единым.

Третий этап — планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями

«Причины глобального изменения климата». Интегрированный...

Интегрированный урок информатики и экологии в 10 классе / Н. В. Турганова.

Ход урока. Причины и последствия глобального потепления.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели вопросы экологии, и каждый смог вычислить какой ущерб наносит

Сжигание ископаемого топлива (угля, нефти, газа) — самый распространённый способ производства энергии.

Проект «Глобальное потепление. Чем грозит оно человеку?»

Конечно, они смотрят телевизор, слышат новости о том, что «к экологическим проблемам относится тенденция глобального потепления на земле». Но вот что такое глобальное потепление они не знают. Ученые считают, что «мир на грани природной катастрофы».

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы...

Библиографическое описание: Пашина, Т. С. Интегрированный урок как один из аспектов реализации

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, ученик, современный урок.

Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным» [3].

межпредметная — синтез фактов, понятий двух и более дисциплин

Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской...»

Библиографическое описание: Табачкова, А. С. Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской

По мнению А. О Ибраевой: «Интегрированные уроки должны отвечать следующим

Из опыта интеграции уроков можно сделать вывод, что при проведении данных уроков

Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Вологда, 1988,-202 с.

Похожие статьи

Межпредметные связи школьного курса биологии

Библиографическое описание: Васильева, Т. С. Межпредметные связи школьного курса

Предлагаем список тем, наиболее подходящих для интеграции физики и биологии человека

Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов.

Однако интегрированные уроки — это не единственный способ объединения...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России.

- умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Типы уроков географии и особенности их структуры

Библиографическое описание: Гакаев, Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры / Р. А. Гакаев, Л. Д

Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества

Различают основные структурные и дидактические особенности типов уроков [6,8].

Такой тип урока является достаточно распространенным в географии.

Интеграционный метод обучения в школах и его особенности

Интеграция в обучении ориентируется на развитие и на саморазвитие личности школьника.

Межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более

«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе.

Интегрированные уроки как средство формирования...

Реализация межпредметных связей явление в педагогике не новое.

образования станет более взаимосвязанным, значит и более целостным, единым.

Третий этап — планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями

«Причины глобального изменения климата». Интегрированный...

Интегрированный урок информатики и экологии в 10 классе / Н. В. Турганова.

Ход урока. Причины и последствия глобального потепления.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели вопросы экологии, и каждый смог вычислить какой ущерб наносит

Сжигание ископаемого топлива (угля, нефти, газа) — самый распространённый способ производства энергии.

Проект «Глобальное потепление. Чем грозит оно человеку?»

Конечно, они смотрят телевизор, слышат новости о том, что «к экологическим проблемам относится тенденция глобального потепления на земле». Но вот что такое глобальное потепление они не знают. Ученые считают, что «мир на грани природной катастрофы».

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы...

Библиографическое описание: Пашина, Т. С. Интегрированный урок как один из аспектов реализации

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, ученик, современный урок.

Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным» [3].

межпредметная — синтез фактов, понятий двух и более дисциплин

Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской...»

Библиографическое описание: Табачкова, А. С. Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской

По мнению А. О Ибраевой: «Интегрированные уроки должны отвечать следующим

Из опыта интеграции уроков можно сделать вывод, что при проведении данных уроков

Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Вологда, 1988,-202 с.

Задать вопрос