Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской СОШ» как фактор здоровьесбережения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.04.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Табачкова, А. С. Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской СОШ» как фактор здоровьесбережения подростков / А. С. Табачкова, С. И. Артеменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68609/ (дата обращения: 03.03.2021).



Последние два десятка лет принесли нам стремительное развитие информационных технологий, а вместе с тем огромное количество информации. В большом разнообразие информационных источников достаточно сложно ориентироваться как детям, так и взрослым.

Данная проблема накладывает свой отпечаток на сферу образования. Дети и подростки очень часто теряют интерес при изучении отдельных предметов, считая полученную на них информацию совершенно ненужной для себя в будущем. А если познавательная активность подрастающего поколения снижается, то это приводит к сужению кругозора.

Ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанно, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у детей элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

Для решения данной проблемы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» учителя-предметники проводят интегрированные уроки, направленные на формирование у подростков навыков сбережения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Интеграционные связи между предметами — это процесс сближения и связи наук [1].

В своей работе Шаталова Е. А., учитель Муниципального автономного образовательного учреждения «Школа № 18" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Пермь» писала: «Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [4].

По мнению А. О Ибраевой: «Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум» [3]. Как считает Н. В. Груздева: «Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать» [2].

На данном этапе развития педагогики, перед педагогическими работниками стоит задача создания условий психологического комфорта на всех этапах образовательного процесса. И только через совместную творческую деятельность обучающихся и учителей можно создать подобные условия.

В нашей школе одной из главных применяемых технология является технология здоровьесбережения обучающихся.

Под здоровьесберегающей технологией понимают систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [4].

Важность интегрирования образовательных предметов в обучении школьников очевидна. Она вызвана достаточно высоким уровнем развития современной науки.

Для выработки межпредметных связей, которые нуждаются в объединении знаний из разных областей науки, интегрированные уроки являются эффективным источником получения знаний.

В своей работе Е. В. Михеева пишет: «В ходе интеграции повышается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей системы. Использование межпредметного интегрирования способствует также целостному восприятию мира и формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся» [4].

В нашей школе в последние годы отработано творческое взаимодействие учителей биологии и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Урок мы проводили в 8 классе.

Тема нашего урока: «Кровотечения. Оказание доврачебной помощи при кровотечениях».

Цель проведения подобных уроков — даль ученикам знания по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, сформировать у них необходимые знание, умения и навыки в данном направлении, научить использовать полученные знания на практике.

Интеграция уроков позволяет школьникам развивать интерес к предметам ОБЖ и биологии, а также познавательную активность и творческие способности через групповую работу на основе биологических понятий.

Урок был выстроен таким образом, чтобы учащиеся смогли изучить теоретические знания, а затем попробовать их на практике.

При изучении материала дети работали как индивидуально, так и группами. Одно из предложенных заданий было групповое, где обучающиеся должны были составить сравнительную характеристику видов кровотечения и способов их остановки. Изучив теоретическую часть, школьники приступили к освоению практической части урока. Выбрав по одному из участников группы, учащиеся под руководством учителей показали, каким образом нужно правильно останавливать те или иные виды кровотечений и как не нужно делать. Один из примеров такого задания:

— Представим, что вы стали свидетелями ситуации, в которой у мужчины началось кровотечение из артерии на ноге. Ваши действия?

Группа учащихся, которые изучали артериальные кровотечения, рассказывает, какими отличительными признаками обладает артериальное кровотечение и наглядно показывает, каким образом нужно накладывать повязку, кое положение должен иметь пострадавший и какие действия необходимо предпринять после оказания первой доврачебной помощи.

Из опыта интеграции уроков можно сделать вывод, что при проведении данных уроков учащиеся имеют замечательную возможность показать свои творческие навыки, приобщиться к работе с целью испытания своих возможностей, развить интерес и познавательную активность к преподаваемым предметам.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего они ему нужны. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

Итак, технологии здоровьесбережения являются одним из важных факторов в образовательном процессе современной школы. Работа с использованием приёмов, форм и методов организации обучения школьников в данном направлении, идет без ущерба для их здоровья, и является качественной характеристикой любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.

Литература:

  1. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Вологда, 1988,-202 с.
  2. Груздева Н. В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. /.-СПб., 1996.- С. 70–80.
  3. Ибраева А. О формировании иноязычных умений и навыков в школьной практике средствами межпредметных.- М., 1989г.
  4. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/ped/2_2.htm
Основные термины (генерируются автоматически): знание, образовательный процесс, познавательная активность, урок, доврачебная помощь, здоровье окружающих, интерес, какой образ, подрастающее поколение, ребенок, собственное здоровье.


Похожие статьи

Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего...

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства.

Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек

Анализ работ выдающегося дидакта позволил установить, что благодаря знаниям анатомии и...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Таким образом, здоровьесберегающая технология «Практические уроки здоровья «Журавлята учатся быть здоровыми», как форма организации образовательного процесса,является наиболее взаимовыгодной для всех участников сетевого взаимодействия, потому что помогает...

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Проблема здоровья подрастающего поколения на сегодня актуальна как никогда, так как отражает уровень цивилизованности общества и

- использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей...

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, которую он не должен

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является

 формирование знаний и представлений дошкольника о здоровье человека, о его здоровых и...

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность...

Укрепление и сохранение здоровья детей — одна из основных задач страны.

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной...

Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным учебным планом ОУ, утвержденными программами. здоровый образ жизни, образовательный процесс, педагогический процесс, студент, образование, знание, здоровье, подрастающее поколение...

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность...

Одним из них-здоровье подрастающего поколения [5]. Это является одним из важных

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер.

Компетентность в области здоровьесбережения...

 актуализация проблемы сопровождения здоровья детей в образовательных учреждениях связана с негативной динамикой здоровья подрастающего поколения. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Похожие статьи

Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего...

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства.

Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек

Анализ работ выдающегося дидакта позволил установить, что благодаря знаниям анатомии и...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Таким образом, здоровьесберегающая технология «Практические уроки здоровья «Журавлята учатся быть здоровыми», как форма организации образовательного процесса,является наиболее взаимовыгодной для всех участников сетевого взаимодействия, потому что помогает...

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Проблема здоровья подрастающего поколения на сегодня актуальна как никогда, так как отражает уровень цивилизованности общества и

- использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей...

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, которую он не должен

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является

 формирование знаний и представлений дошкольника о здоровье человека, о его здоровых и...

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность...

Укрепление и сохранение здоровья детей — одна из основных задач страны.

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной...

Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным учебным планом ОУ, утвержденными программами. здоровый образ жизни, образовательный процесс, педагогический процесс, студент, образование, знание, здоровье, подрастающее поколение...

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность...

Одним из них-здоровье подрастающего поколения [5]. Это является одним из важных

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер.

Компетентность в области здоровьесбережения...

 актуализация проблемы сопровождения здоровья детей в образовательных учреждениях связана с негативной динамикой здоровья подрастающего поколения. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Задать вопрос