Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Лаптева, И. В. Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет / И. В. Лаптева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100036/ (дата обращения: 01.05.2024).



Ключевые слова: релаксация, ситуативная и личностная тревожность, психологическая коррекция, дыхательная гимнастика, психогигиена, профилактика стресса, телесная терапия.

Актуальность: деструктивное влияние стрессорных факторов, таких как отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками, недостаточное развитие коммуникативных навыков, застенчивость приводит к невротическим реакциям, тревожно-депрессивным и астеническим расстройствам, а зачастую и к социофобии, дезадаптации в образовательных коллективах, к различным формам асоциального и девиантного поведения. Применение методов телесной терапии: дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений в психокоррекции является мощным профилактическим и терапевтическим средством для снижения уровня ситуативной и личностной тревожности и гармонизации эмоционального фона детей и подростков. Необходимость обучения данным навыкам продиктована возможностью их внедрения в повседневный образ жизни как одной из форм пропаганды принципов здорового образа жизни среди детей и родителей в первичном звене здравоохранения — в детской поликлинике — на занятиях с медицинским психологом.

При оценке эффективности использования релаксационных мероприятий не ставилась задача выявления самого эффективного метода, т. к. в большинстве случаев были использованы релаксационные техники в комплексном подходе (дыхательная гимнастика и упражнения релаксационного свойства). Целью данного исследования явилось изучение эффективности данных методик в краткосрочной психологической коррекции повышенного уровня тревожности и невротических проявлений, связанных с ней и вызывающих нарушение сна и адаптивности в целом. Материал и методы исследования. Исследование проводилось в г. Воронеже в 2020–2022 годах. Базой эмпирического исследования явилась детская поликлиника № 7 (БУЗ ВО «Воронежская городская больница № 16»). В исследование были включены 85 пациентов детской поликлиники в возрасте 6–12 лет (38 девочек и 47 мальчиков), не состоящих на диспансерном учете и не имеющих отягощенного психоневрологического анамнеза.

Для психодиагностических процедур и измерения результатов были использованы следующие методики:

  1. Беседа с родителями и ребенком и наблюдения за ним;
  2. Рисуночные проективные методики «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом.Дерево.Человек», «Градусник настроения», «Раскрась фигуру человека»;
  3. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  4. Цветовой тест Люшера.

Программа психологической коррекции:

До начала психокоррекционного взаимодействия: знакомство, беседа, установление контакта, психодиагностика.

Далее психокоррекционные занятия, в среднем 4–6. Затем повторная психодиагностика.

Цели психологической коррекции:

1. Снижение личностного и ситуативного уровня тревожности у пациентов;

2. Обучение приемам релаксации детей и их родителей;

3. Гармонизация психоэмоционального состояния детей, профилактика невротических проявлений.

Состояние тревоги есть эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. В отличие от страха, который возникает в сознании человека как реакция на конкретную угрозу для жизни и благополучия в результате боязни определенных объектов, ситуаций и мыслей, тревога возникает в результате переживания безотчетного, неопределенного беспокойства, негативно сказываясь на психическом состоянии ребенка, препятствуя успешному выполнению им учебных заданий. А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности». По мнению большинства специалистов тревожность бывает двух типов: ситуативная и личностная. Личностная тревожность — это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге, когда множество ситуаций воспринимаются как угрожающие. Она активизируется при восприятии триггерных или стрессорных стимулов, которые расцениваются человеком как опасные для его самооценки, самоуважения, целостности организма.

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка является важной задачей для психолога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком, от семейной модели взаимодействия. В большинстве случаев именно нарушения детско-родительских отношений являются причиной развития повышенного уровня тревожности у детей. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и их родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Тем самым она бессознательно транслирует ему свой паттерн постоянного беспокойства, гиперконтроля, гиперопеки. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки со стороны значимых взрослых, вызывающие обиду и постоянное чувство вины. Нередко причиной развития тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, холодность и фрустрация его потребностей в теплоте и понимании. Вместо этого он получает многочисленные требования и предостережения, которые лишь усугубляют его беспокойное эмоциональное состояние.

По мнению психолога М. Кузьминой, существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье: традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Открытые посылы сопровождаются прямыми угрозами. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я....» Другая причина — недоверие к ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить. Еще одна причина — отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости или отдыхают без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель, тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, как и гиперопека, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить самостоятельно, как ему следует поступить в том или ином случае.

Личностную тревожность как постоянную характеристику предопределяют психогенетические факторы. Так психастеники и сензитивные по психотипу дети имеют предрасположенность к эмоциональной лабильности и гипертревожности. Это можно объяснить слабым типом ЦНС и высоким уровнем нейротизма данных психотипов.

Ситуативная тревожность чаще встречается у детей с недостаточным развитием коммуникативных навыков, у застенчивых и у шизоидных, так как любая ситуация, связанная с выходом в социум или вносящая изменения в их обычный режим, для них является неблагоприятным, стрессирующим фактором. Ситуативная тревожность нивелируется в ходе комплексной психокоррекции с использованием упражнений из коммуникативных тренингов.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

В 70 % всех случаев краткосрочная психокоррекция в виде 4–6 занятий принесла положительную динамику в психоэмоциональное состояние пациентов. Отмечались снижение уровня показателей ситуативной и личностной тревожности, снижение количества жалоб и улучшение сна. В 20 % всех случаев потребовалась более длительная психокоррекционная работа для отреагирования травмирующих психику ребенка ситуаций с использованием методов арт-терапии и сказкотерапии.

Еще примерно 10 % случаев связаны с неблагополучными семьями, где были нарушены детско-родительские отношения. В этих случаях акцент психотерапии был смещен на работу с деструктивными родительскими установками.

В целом же результаты исследования оцениваются как позитивные и подтверждающие эффективность использования дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений в ходе краткосрочной психокоррекции в условиях детской поликлиники. Необходимо в дальнейшем их повсеместное использование наряду с другими эффективными методами психокоррекции, такими как арт- и сказкотерапия.

Выводы: в ходе проведенного исследования подтвердилась эффективность использования релаксационных мероприятий в целях снижения уровня тревожности у детей и подростков в рамках краткосрочной психокоррекции.

Литература:

1. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста// Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СанктПетербург: Реноме, 2011. — С. 23–25.

2. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.5457.

3. Коломенский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.

4. Киселева М. В. Работа психолога с детьми. СПб., 2008.

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М., изд. «Генезис», 2000.

6. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 № 2 — с.15.

7. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2009.

8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.

9. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А. Я. Варга. М., 2006.

10. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка. М., 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, личностная тревожность, дыхательная гимнастика, детская поликлиника, краткосрочная психокоррекция, психологическая коррекция, недостаточное развитие, ситуативная тревожность, телесная терапия, эмоциональная лабильность.


Ключевые слова

дыхательная гимнастика, релаксация, психологическая коррекция, психогигиена, профилактика стресса, ситуативная и личностная тревожность, телесная терапия

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два

двигательной коррекции (танцы, гимнастика, ЛФК, массаж и т. п.) и телесно-ориентированные психотехники.

руки — ноги — дыхательная система, суставно-мышечная — дыхательная система и т. п

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Изменение собственного самочувствия не влияло на развитие личностной тревожности, это

6. Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Анализ эффективности использования методов арт-терапии...

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в

использования методов арт-терапии впсихологической коррекции страхов удетей 5–9 лет.

арт-терапии в краткосрочной психологической коррекции детских страхов.

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции

По Ч. Д. Спилбергеру личностная тревожность — это устойчивая склонность человека

По Ю. Л. Ханину ситуативная тревожность возникает как реакция человека на различные, чаще...

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый.

Богапова, А. А. Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического

В то же время данный период сопровождается для детей большим количеством трудностей.

для определения уровня школьной тревожности использовался тест Филлипса.

с целью снижение уровня тревожности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности.

Ключевые слова: психокоррекция, диагностика, подросток, тревожность, тренинг.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

ее функций, выделяя тревожность 2 типов: реактивную и личностную, что впрочем.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть

Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении.

 тест на оценку ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

7. Гуров В. А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и

Ключевые слова:тревожность, «ситуативная» и «личностная» тревожность, причины

- сохранение эмоционального благополучия детей; - опора на воображение; - возможность...

Особенности тревожности подростков с задержкой психического...

 В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции. Ключевые слова: тревога, тревожность, задержка психического развития, подростковый возраст, коррекция.

Влияние методов психотерапии на снижение тревожности...

4. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова.

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. 2. Выявление уровня тревожности у студентов на. Психологическая коррекция агрессии у лиц

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности...

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два

двигательной коррекции (танцы, гимнастика, ЛФК, массаж и т. п.) и телесно-ориентированные психотехники.

руки — ноги — дыхательная система, суставно-мышечная — дыхательная система и т. п

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Изменение собственного самочувствия не влияло на развитие личностной тревожности, это

6. Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Анализ эффективности использования методов арт-терапии...

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в

использования методов арт-терапии впсихологической коррекции страхов удетей 5–9 лет.

арт-терапии в краткосрочной психологической коррекции детских страхов.

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции

По Ч. Д. Спилбергеру личностная тревожность — это устойчивая склонность человека

По Ю. Л. Ханину ситуативная тревожность возникает как реакция человека на различные, чаще...

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый.

Богапова, А. А. Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического

В то же время данный период сопровождается для детей большим количеством трудностей.

для определения уровня школьной тревожности использовался тест Филлипса.

с целью снижение уровня тревожности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности.

Ключевые слова: психокоррекция, диагностика, подросток, тревожность, тренинг.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

ее функций, выделяя тревожность 2 типов: реактивную и личностную, что впрочем.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть

Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении.

 тест на оценку ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

7. Гуров В. А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и

Ключевые слова:тревожность, «ситуативная» и «личностная» тревожность, причины

- сохранение эмоционального благополучия детей; - опора на воображение; - возможность...

Особенности тревожности подростков с задержкой психического...

 В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции. Ключевые слова: тревога, тревожность, задержка психического развития, подростковый возраст, коррекция.

Влияние методов психотерапии на снижение тревожности...

4. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова.

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. 2. Выявление уровня тревожности у студентов на. Психологическая коррекция агрессии у лиц

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности...

Задать вопрос