Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 14.02.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры / Е. И. Угрюмова, Н. В. Митин, Р. Е. Мартынов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99943/ (дата обращения: 02.05.2024).



Нарушения организационного, методического и санитарно-гигиенического характера на уроках физической культуры влекут за собой травмирование обучающихся. Низкая эффективность работы по профилактике травматизма, связанна с отсутствием систематического воспитания обучающихся. Следствием этого является отсутствие у обучающихся навыков правильного поведения на уроках физкультуры. Составной частью работы педагога является отсутствие травматизма и соблюдение главного правила «не навредить здоровью обучающихся». С целью профилактики травматизма в образовательных организациях необходимо проводить мероприятия по формированию у школьников культуры правильного поведения, направленные на предупреждение получения травм. В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители образовательных организаций, классные руководители и обучающиеся, но основная роль отводится учителю физической культуры.

Педагог осуществляет системный технический уход за спортивным инвентарем и оборудованием, периодически смазывает трущиеся детали спортивного оборудования, проводит контроль за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений. Для предупреждения травматизма учитель проводит проверку прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу. Спортивное оборудование и снаряды должны быть надежно закреплены и опробованы. Проверка надежности установки и результатов испытаний инвентаря и оборудования фиксируются в специальном журнале регистрации результатов испытаний.

Занятия на спортивном оборудовании необходимо проводить под непосредственным контролем. Спортивный зал и размещенное в нем оборудование, должны соответствовать требованиям по электробезопасности и пожаробезопасности. Особые требования в спортивном зале предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции, наличию раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита. Педагог проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов и посторонних лиц в зале. Перед началом урока учитель проверяет готовность зала, чистоту пола и инвентаря, наличие освещения и вентиляции, температурный режим и защитные приспособления.

Физическая помощь, страховка и самостраховка обучающихся на спортивных снарядах имеет важное значение для безопасной работы. Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимися в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого элемента. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием. Для профилактики спортивного травматизма учитель строго соблюдает правила рациональной методики обучения в дозировании нагрузок, последовательности овладения двигательными навыками, индивидуального подхода и контроля за выполнением упражнений. Перед основной частью урока нужна достаточная разминка для предотвращения травмирования. Строгая дисциплина на занятии должна быть законом для обучающихся. Следуя общепринятым нормам и стандартам, школьники должны четко соблюдать инструкцию по технике безопасности. Не допускать к занятиям обучающихся, не прошедших инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях. В начале каждого урока с обучающимися проводиться обязательная беседа по технике безопасности.

При проведении урока педагогу следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие обучающихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, не допускать к занятиям больных детей. Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления школьника в процессе учебного занятия. Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью обучающихся. Перед началом урока педагог проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников, отсутствие у них часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм.

Для сохранения здоровья и быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Учитель должен уметь определять характер травм, знать их признаки и владеть приемами оказания первой помощи. Не оставлять школьников без присмотра во время урока; грамотно чередовать нагрузку и отдых; вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю; уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам; при плохом самочувствии освободить школьника от занятий; не допускать входа и выхода в зал без разрешения педагога до, во время, и после занятий; требовать от обучающихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя; на подвижных играх дети обязаны четко соблюдать правила, избегать столкновений, толчков и ударов; при обнаружении обстоятельств, которые могут нанести вред здоровью детей, немедленно прекратить занятие и сообщить об этом администрации школы, а обучающихся вывести в безопасное место; при получении школьником травмы немедленно остановить занятие, пригласить медработника и оказать первую доврачебную помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям; после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение; проводить детей в раздевалку, напомнить учащимся о соблюдении правил дорожного движения.

При правильно организованных физкультурных занятиях, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами занятия не только интересовали школьников, но и закладывались элементы формирования творчества. В разработку данной темы серьёзный вклад внес профессор медицины, заслуженный врач России Велитченко Виталий Кондратьевич, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактике.

Литература:

  1. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М. 2010. — 109 с.
  2. Квартовкин К. К., Мандриков В. Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 2010.- с. 16.
  3. Муравьев В. А., Созинова Н. А. Техника безопасности на уроках физической культуры. — М., 2001. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивное оборудование, техник безопасности, занятие, начало урока, правильное поведение, предупреждение травм, предупреждение травматизма, спортивный зал, учитель, физическая культура, физическая помощь.


Похожие статьи

Обеспечение безопасности на уроках физической культуры...

В целях совершенствования уроков физической культуры, в частности, профилактики травматизма

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке

- малые спортивные залы (а с введением третьего урока в неделю – проведение урока с двумя

5.Разработать меры профилактики травм на уроках физической культуры.

Условия для безопасных занятий физкультурой

лица, не имеющие медицинские противопоказания для занятий физической культурой

Спортивный зал открывается не менее чем за 20 мин до начала занятий.

Перед началом занятий по физической культуре необходимо выполнить следующее [5, c.318]

Изучить Инструкцию по технике безопасности при занятиях физической культурой

Методические рекомендации по профилактике травматизма на...

Причины спортивного травматизма. Основными причинами травматизма являются

Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом. Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом

Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма.

Профилактика травматизма на занятиях по физической...

 В статье рассматривается травматизм на занятиях физической культуры — явление

Ключевые слова: физкультура, профилактика, травматизм, упражнение, программа.

Правильная форма выполняемых упражнений — один из ключей к предотвращению травм.

5. Начинайте заниматься спортом медленно, и с каждым разом прибавляйте себе нагрузку.

Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами...

Библиографическое описание: Сандимиров, С. А. Профилактика травматизма у детей при занятиях

 Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества

Анализ большого количества травм у школьников при занятиях спортом в течение 30 лет

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики...

Формирование умений безопасного поведения у младших...

...поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М. А. Вовк.

школьные курсы физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности [2].

Цель спортивно-оздоровительной работы - охрана и укрепление здоровья детей, коррекция

гигиенических навыков учащихся, работе по предупреждению детского травматизма.

Травмы при занятиях физической культурой, их причины...

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, травма. Спортивные травмы — это травмы, возникающие при занятиях спортом или физическими упражнениями.

Использование правильного оборудования и техническое обслуживание оборудования

Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения.

Травмы и несчастные случаи на уроках технологии

 Ключевые слова: травмы, несчастные случаи, безопасность, инструктаж, урок технологии.

3 несформированностью необходимых навыков поведения; 4 физической слабостью

Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке...

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

Ключевые слова: школьный травматизм, система профилактики школьного травматизма, безопасное поведение.

- несоблюдение техники безопасности; - общее состояние здоровья ребенка

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке

Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание.

Похожие статьи

Обеспечение безопасности на уроках физической культуры...

В целях совершенствования уроков физической культуры, в частности, профилактики травматизма

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке

- малые спортивные залы (а с введением третьего урока в неделю – проведение урока с двумя

5.Разработать меры профилактики травм на уроках физической культуры.

Условия для безопасных занятий физкультурой

лица, не имеющие медицинские противопоказания для занятий физической культурой

Спортивный зал открывается не менее чем за 20 мин до начала занятий.

Перед началом занятий по физической культуре необходимо выполнить следующее [5, c.318]

Изучить Инструкцию по технике безопасности при занятиях физической культурой

Методические рекомендации по профилактике травматизма на...

Причины спортивного травматизма. Основными причинами травматизма являются

Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом. Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом

Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма.

Профилактика травматизма на занятиях по физической...

 В статье рассматривается травматизм на занятиях физической культуры — явление

Ключевые слова: физкультура, профилактика, травматизм, упражнение, программа.

Правильная форма выполняемых упражнений — один из ключей к предотвращению травм.

5. Начинайте заниматься спортом медленно, и с каждым разом прибавляйте себе нагрузку.

Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами...

Библиографическое описание: Сандимиров, С. А. Профилактика травматизма у детей при занятиях

 Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества

Анализ большого количества травм у школьников при занятиях спортом в течение 30 лет

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики...

Формирование умений безопасного поведения у младших...

...поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М. А. Вовк.

школьные курсы физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности [2].

Цель спортивно-оздоровительной работы - охрана и укрепление здоровья детей, коррекция

гигиенических навыков учащихся, работе по предупреждению детского травматизма.

Травмы при занятиях физической культурой, их причины...

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, травма. Спортивные травмы — это травмы, возникающие при занятиях спортом или физическими упражнениями.

Использование правильного оборудования и техническое обслуживание оборудования

Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения.

Травмы и несчастные случаи на уроках технологии

 Ключевые слова: травмы, несчастные случаи, безопасность, инструктаж, урок технологии.

3 несформированностью необходимых навыков поведения; 4 физической слабостью

Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке...

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

Ключевые слова: школьный травматизм, система профилактики школьного травматизма, безопасное поведение.

- несоблюдение техники безопасности; - общее состояние здоровья ребенка

Практическое значение связано с разработкой мер профилактики травматизма на уроке

Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание.

Задать вопрос