Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурмицкая, О. С. Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста / О. С. Бурмицкая, Т. М. Воронова, О. Н. Тихоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99932/ (дата обращения: 27.04.2024).



Двадцать первый век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: телевизоры, телефоны, компьютеры, но, чем теснее современные технологии связаны с нашей повседневной, жизнью- тем больше и больше детей с речевыми нарушениями. Нет нужды искать друзей, учиться взаимоотношениям со сверстниками. Игра в планшете заменяет друга, а время пролетает незаметно.

Обращаясь к историческому аспекту развития речи общества, можно с точностью сказать, что вначале как средство общения были жесты, в дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. Но потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась словесная речь, такая, как мы ее сейчас знаем. Но еще долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Продолжали совершенствоваться движения рук, ведя за собой развитие речи.

Ход развития речи ребёнка мало чем отличается. Первыми развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; последующее совершенствование речевых реакций на прямую зависит от степени тренировки движений пальцев.

Наблюдая за детьми и взрослыми, можно заметить существенную закономерность — «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Иногда трудно подобрать нужные слов, и не только дети, даже взрослые люди помогают себе жестами. Наблюдая за маленькими детьми, увлеченно рисующими, пишущими или играющими- можно заметить, как они помогают себе, непроизвольно высунув язык.

За последние десятилетия, в нашей стране, да и во всем мире замечается тенденция к росту числа детей с отклонениями в развитии речи. Принимая во внимание то, что речевые отклонения появляются в дошкольном возрасте, их необходимо вовремя обнаруживать и корректировать.

У детей с нарушениями в речи замечается проявленная в разнообразной степени совокупная моторная недостаточность, и, кроме того, отличия в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук непосредственно сопряжены с вербальной функцией. Сложности в общении отрицательно влияют на процесс адаптации в ДОУ и социализации в целом.

Систематические упражнения движений пальцев рук- отличная тренировка, способствующая увеличению трудоспособности коры головного мозга.

Уже в младшем дошкольном возрасте формируется умение осуществлять малые движения с объектами, а уже шести-семи годам, в основном, завершается формирование мелких мышц кисти и определенных зон коры головного мозга. Важно, чтобы к этому возрасту, дети были подготовлены к усвоению новых движений и навыков.

Тренировки мелких движений пальцев рук активно применяются при стимулирование речевого развития. В работе с детьми большое значение придаётся использованию игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, при условии своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Этим решаются сразу две задачи: во-первых, это влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит руку к письму, что в будущем помогает избежать трудностей во время школьного обучения.

Для улучшения ручной моторики хорошо подходят физические игры и упражнения. С помощью специальных упражнений дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук. Это- подготовительный этап, перед занятиями по мелкой моторике. С помощью несложных упражнений дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. Задача педагога- следить, чтобы действия выполнялись правильно, без лишнего напряжения.

Важным показателем развития мелкой моторики является овладение навыками самообслуживания. У ребёнка старшего дошкольного возраста не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно участие детей в домашних делах, например, таких как уборка игрушек. Такая повседневная нагрузка имеет не только высокую нравственную ценность, но и является хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Для развития моторики также важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Например, рисование, лепка, аппликация, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, и т. д. Каждая из этих методик — эффективный путь для подготовки детской руки к письму. В старшем дошкольном возрасте умение точно, произвольно выполнять движения возрастает, и дети выполняют сложные задания, требующие точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.

Особое значение для «постановки руки» имеет уровень развития графической моторики. Хорошо подходят упражнения на штриховку, обведение фигур или предметов по трафаретам, при этом можно использовать как простые, так и цветные карандаши. Не надо забывать, что эти упражнения несут большую нагрузку на зрение и время таких занятий не должно превышать пять- семь минут.

Еще, для развития мелкой моторики — можно использовать физкультминутки. Можно предложить физкультминутку, как элемент двигательной активности для переключения с одного на другой вид деятельности, для снятия нагрузки и повышения работоспособности, связанной с малоподвижной деятельностью или настольными играми. Пальчиковую гимнастику лучше проводить стоя, примерно в середине занятия, тогда она выполнит уже две важные цели и не потребует много времени. Во-первых, отвлечет детей и поможет расслабиться, во-вторых, станет хорошим упражнением на развитие мелкой моторики.

Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением дает ряд преимуществ: наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, а речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной.

Если ребенку сложно самостоятельно выполнять движения, то можно включить упражнения в индивидуальные занятия, в процессе их выполнения ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого, затем самостоятельно. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов — потешек, поговорок и скороговорок. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, можно использовать «Театр пальчиков и языка», иначе говоря, в работе с детьми можно применить сопряжённую гимнастику. В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применятся и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Можно создать новые нехитрые сюжеты — это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться высоких результатов. Работая по разным направлениям, привлекая родителей к совместной работе можно создать благоприятную базу для качественной подготовки к обучению в школе.

Литература:

  1. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.
  2. Нищева Н. В. Учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
  3. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000.
  4. Мухина В. С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, упражнение, движение, развитие речи, сопряженная гимнастика, головной мозг, дошкольный возраст, мелкая моторика рук, Театр пальчиков.


Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг...

Мелкая моторика и почему ее так важно развивать

Мелкая моторика: это масса движений, в которых участвуют мышцы кисти руки. Рассмотрим кисть руки как «орган речи». В головном мозге человека, есть два центра

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст]; Эксмо — М., 2013.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины.

Развитие мелкой моторики у детей | Статья в журнале...

Поэтому рекомендуется начинать развитие мелкой моторики как можно раньше.

Заданий и упражнений, нацеленных на формирование мелкой моторики весьма много.

Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

По мере развития движений пальцев рук идет развитие речи ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. [2].

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

Ещё в 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности пальцев рук.

Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг...

Мелкая моторика и почему ее так важно развивать

Мелкая моторика: это масса движений, в которых участвуют мышцы кисти руки. Рассмотрим кисть руки как «орган речи». В головном мозге человека, есть два центра

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст]; Эксмо — М., 2013.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины.

Развитие мелкой моторики у детей | Статья в журнале...

Поэтому рекомендуется начинать развитие мелкой моторики как можно раньше.

Заданий и упражнений, нацеленных на формирование мелкой моторики весьма много.

Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

По мере развития движений пальцев рук идет развитие речи ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. [2].

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

Ещё в 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности пальцев рук.

Задать вопрос