Особенности проведения муниципального контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Хисайнова, Ф. А. Особенности проведения муниципального контроля / Ф. А. Хисайнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99718/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье анализируются взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры по вопросам проведения проверок в рамках осуществления муниципального контроля. Анализ правоприменительной практики показал активное участие органов прокуратуры в обеспечении законности муниципального контроля.Автором сделан вывод о том, что избыточность прокурорского надзора является следствием недостаточной эффективности работы муниципальных органов.

Ключевые слова: муниципальный контроль, прокуратура, органы местного самоуправления, взаимодействие, проверка, надзор.

The article analyzes the interaction of local self-government bodies with the prosecutor's office on the issues of conducting inspections within the framework of municipal control. The analysis of law enforcement practice showed the active participation of the Prosecutor's office in ensuring the legality of municipal control. The author concludes that the redundancy of prosecutorial supervision is a consequence of the insufficient efficiency of the work of municipal organizations.

Keywords: municipal control, prosecutor's office, local self-government organizations, interaction, verification, supervision.

Одно из важнейших направлений взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере земельных правоотношений связано с привлечением специалистов органов муниципального земельного контроля к участию в прокурорских проверках.

На основании ч. 13 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры при проведении проверок вправе привлекать к участию в проверочных мероприятиях специалистов иных органов государственной власти [2].

Сразу же обратим внимание на то обстоятельство, что данная правовая норма содержит указание лишь на возможность привлечения к проверочным мероприятиям должностных лиц органов государственной власти, органы местного самоуправления при этом не упоминаются.

Обязательность участия специалистов органов муниципального контроля в проводимых прокуратурой проверочных мероприятиях вытекает из ст. ст. 6 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

Таким образом, по нашему мнению, положения ст. ст. 6, 22 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» частично противоречат друг другу.

В этой связи полагаем необходимым и целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», добавив после слов «иных государственных органов» слова «и органов местного самоуправления» [2].

По общему правилу органы муниципального земельного контроля привлекаются прокурорами к проведению проверочных мероприятий в тех случаях, когда проверки осуществляются в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Вместе с тем на практике органы прокуратуры нередко сталкиваются с такой проблемой, как правильное оформление решения о проведении проверки с привлечением специалистов контролирующих органов.

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» регламентирует систему и порядок проведения контрольных мероприятий, а также вводит новые инструменты и институты, направленные на совершенствование государственного и муниципального контроля. В первую очередь, закон конкретизирует сами понятия государственного и муниципального контроля, четко определяет мероприятия, которые не относятся к государственному и муниципальному контролю [5].

При этом следует отметить, что в отличие от определения, закрепленного в действующем ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 26.12.2008 № 294-ФЗ, новый закон иначе расставляет приоритеты и в самой формулировке понятий контроля, и в работе контролирующих органов [3].

Вместо выявления и пресечения нарушений установленных требований, ключевой задачей муниципального контроля названо предупреждение и пресечение вредя жизни и здоровью населения, законным правам и интересам граждан и юридических лиц, нравственности.

Анализ рассматриваемого закона позволяет определить его важнейшие положения, к которым относятся:

– формирование полноценной системы анализа рисков;

– закрепление принципов государственного и муниципального контроля, актуальных в современном правовом государстве;

– создание электронного реестра допустимых видов контроля;

– систематизация возможных контрольных мероприятий;

– систематизация и конкретизация содержания видов контрольных действий;

– увеличение перечня применяемых профилактических инструментов за счет таких новшеств, как стимулирование добросовестности, консультирование и т. п.;

– введение института независимой оценки соответствия деятельности контролируемого лица обязательным требованиям;

– введение механизма обжалования решений контрольного органа и действий его должностных лиц в досудебном порядке;

– установление необходимости согласования выездных мероприятий с органами прокуратуры;

– наделение всех субъектов РФ правом устанавливать виды регионального контроля и утверждать положения о видах федерального контроля в пределах переданных полномочий;

– предоставление прав присутствия при осуществлении контрольных мероприятий Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и региональным бизнес-омбудсменам.

Обновленная система правового регулирования государственного и муниципального контроля имеет ряд преимуществ, которые заключаются в гуманизации подхода, повышении роли профилактики нарушений и поощрения добросовестных действий, усилении защиты прав и законных интересов граждан и организаций, жизни и здоровья населения, расширении использования современных информационных технологий, снижении административных издержек контроля и давления на бизнес [4].

Таким образом, анализ правоприменительной практики свидетельствует об активном участии органов прокуратуры в обеспечении законности муниципального контроля. При этом наведение порядка зачастую сопровождается реализацией прокурорами карательных мер, что связано с наличием у прокурора обширных общенадзорных и уголовно-процессуальных полномочий, а также сложившейся за десятилетия правоприменительной практикой, основанной на доминировании реакционных форм взаимодействия с местными органами власти.

Нельзя не заметить, что избыточность прокурорского надзора является следствием недостаточной эффективности работы муниципальных органов. Однако одна из важнейших государственных задач, а именно обеспечение соответствия муниципального контроля, не может быть решена только усилением прокурорского надзора. Необходим комплексный подход к проблеме правового регулирования деятельности органов местного самоуправления. При этом его основой должно явиться укрепление финансовых и экономических основ местного самоуправления, муниципальных правовых служб, совершенствование учета и систематизации нормотворчества, правового мониторинга на уровне муниципалитетов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 О прокуратуре Российской Федерации / Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249
  4. Подкопаев М. В. Новый порядок ведения государственного и муниципального контроля // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 9. С. 18–23.
  5. Шушняев Д. А. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 35–38
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный контроль, местное самоуправление, Российская Федерация, мероприятие, орган, орган прокуратуры, правоприменительная практика, прокурорский надзор, государственная власть, государственный контроль.


Похожие статьи

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры

В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. Рассмотрена практика органов местного самоуправления в этой сфере и способы по совершенствованию их деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деят...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием

В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия прокурора с органами предварительного следствия. Предложены правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием. Авторы приходят к выводу, что необходимо усилить...

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Похожие статьи

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры

В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. Рассмотрена практика органов местного самоуправления в этой сфере и способы по совершенствованию их деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деят...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием

В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия прокурора с органами предварительного следствия. Предложены правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием. Авторы приходят к выводу, что необходимо усилить...

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Задать вопрос