В статье рассмотрена проблемная диагностика осуществления функций надзора и контроля в деятельности Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.
Ключевые слова: контроль и надзор, внутренний контроль, Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан, коррупция, противодействие коррупции.
В ходе изучения и анализа деятельности Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан выявлены проблемы и недостатки, которые разбиты по направлениям: организационные, кадровые, технологические, нормативно-правовые.
В министерстве контрольными мероприятиями занимаются несколько отделов, но не взаимосвязанных друг с другом. Отсутствие взаимосвязи и дополнений между отделами искажает представленную информацию.
В этой связи возникают организационные проблемы — отсутствие единого отдела внутреннего контроля и аудита, позволяющего анализировать и представлять министру более качественную, полную информацию.
Оценка результатов сотрудников — это не просто одно из направлений работы в процессе контроля за сотрудниками, это ключевое направление, задающее основные принципы и ориентиры нового подхода к управлению персоналом.
Эффективное использование оценки результатов работы сотрудников как инструмента повышения отдачи от персонала компании возможно лишь в том случае, если будет обеспечен высокий уровень подготовки специалистов и руководителей кадровых служб по вопросам управления персоналом вообще и по вопросам оценки результатов работы персонала, в частности.
В здании министерства установлена система «Электронных пропусков» с помощью магнитных карт для учета рабочего времени. В настоящее время журнал учета рабочего времени недостаточно эффективно контролируется, то есть система «Электронных пропусков» основной задачей, которой является контроль учета рабочего времени сотрудника. Показатели данной системы должны быть включены в параметры эффективности сотрудника.
В данный момент внутренний контроль выполняется начальниками отделов. Как правило, начальники отделов не в полном объеме ведут внутренний контроль своих сотрудников, так как не обучены данному контролю.
В следствие чего, проявляется в нарушении дисциплинарного поведения сотрудниками, профессионального поведения, несвоевременного и некачественного выполнения поручений.
Основным нормативно-правовым актом деятельности Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан является «Положение о Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан». Для того чтобы внутренний контроль осуществлялся в министерстве, необходимо отражение его в каком-либо нормативно-правовом акте. Анализируя «Положение о Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан», автором выявлено отсутствие методов, инструментов осуществления внутреннего контроля и аудита в деятельности министерства [2].
Главным плюсом полной автоматизированной системы являлась бы корректировка процессов на этапе формирования, что уменьшит нецелевые затраты.
Рассматривая вопросы контрольно-надзорной деятельности, нельзя выводить из системы деятельность органов государственной власти по противодействию коррупции. Именно коррумпированность отдельных органов или группы лиц создает целый ряд проблем не только в получении государственных услуг гражданами, а целиком вся система перестает качественно работать, теряется уровень доверия граждан, а значит именно коррупция, существуя на любом этапе, разрушает государственный устрой.
Многие граждане нашей страны считают, что борьба с коррупцией в РФ является бесполезной и она неискоренима. К сожалению, коррупция проникла во все сферы государственного управления. Многие государственные служащие используют свои полномочия для совершения запрещенных законом действий. Считается за норму использование личных связей. Выполнение важных и ответственных дел считают необходимым оплачивать дополнительно, вне установленных заработных плат.
Экономические кризисы сильно влияют на организации, поскольку спад производства, сокращение объемов выпускаемой продукции, ухудшение экономического состояния приводят к тому, что распространяются кредитная система. При оформлении кредитов и дотаций появляется необходимость собирать пакеты документов и обращаться в государственные органы к ответственным лицам, что увеличивает распространение коррупции.
Нормативно-правовое регулирование хоть и с каждым днем все дополняется и актуализируется, но требует еще большего рассмотрения. Необходимо привлечение к созданию НПА практиков, сталкивающихся с проявлениями коррупции, с выявлением коррупциогенных факторов, а также специалистов психологов, психиатров. Подобный комплексный подход поможет сформировать рабочую нормативную базу и уменьшить нерабочий объем информационной базы в НПА.
Лучшие зарубежные практики показали, что наиболее действенно работает система, где созданы независимые специализированные органы по борьбе с коррупцией. В Российской Федерации ввиду неполноценности законодательной базы не разработана система противодействия коррупции, не отработано взаимодействие этих органов и населения.
Неполнота законодательного регулирования вывела лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, лиц, работающих в подведомственных организациях из нормы о конфликте интересов. Хотя и внесли далее поправки, вместе с тем не все вопросы остались решенными. Например, на практике чиновники передают имущество в доверительное управление женам, родственникам и другим лицам, поэтому довольно сложно установить, урегулирован конфликт интересов или нет. В зарубежной практике используют в данном случае «мнимый интерес», который бы в нашей практике мог тоже прижиться, когда конфликт интересов существует, но это невозможно доказать.
Борьба с коррупцией ведется на низших уровнях, максимально контролируются простые государственные служащие, а чиновники высших рангов зачастую уходят от всех наказаний и проверок.
Оттого и высокий процент латентности в России по вопросам коррупции. Согласно исследованиям ученых, доля выявленных правоохранительными органами коррупционных правонарушений не более 1 % от реально совершенных.
Среди граждан нашего государства не принято говорить о случаях коррупции, касающихся их самих или знакомых. Большинство, даже если знают о ее наличии — молчат по разным причинам и многих устраивает тако положение дел, поскольку считают, что данный способ помогает ускорить принятия решений госорганов в их пользу.
Важно изменить именно отношение граждан РФ к данному вопросу. Понятно, что определенные маргинальные социальные группы заинтересованы в существовании коррупции. Однако основное население нашей страны предпочитают жить и работать в нормальном правовом, социально здоровом обществе. Для преодоления коррупции, как негативного явления необходимо разработать широкий спектр мер, направленных на снижение уровня коррупции в государственных органах России.
Литература:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2023).
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2013 № 8 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан» — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2023).
- Указ Президента Республики Башкортостан от 17.05.2013 № УП-131 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2023).
- Приказ Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан от 28.02.2022 № 47 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан на 2022 год» [Электронный ресурс] / — Уфа, 2022. — Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/documents/active/409592/ (дата обращения: 20.01.2023).
- Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/, свободный — (дата обращения 20.01.2023).
- Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа http://static.government.ru/media/files/456GUn3X9kLxBeVGPfkn7EC5SCIqKALu.pdf (дата обращения: 20.01.2023 г.).