Методики информационного воздействия на человека, в том числе в Интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 29.01.2023

Статья просмотрена: 1036 раз

Библиографическое описание:

Дворянкин, О. А. Методики информационного воздействия на человека, в том числе в Интернете / О. А. Дворянкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 334-342. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99505/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье представлены методики информационного воздействия на человека, в том числе с помощью информационных технологий Интернета. Исследованы четыре метода и одиннадцать психологических, информационных, аналитических технологий, которые позволяют влиять на человека, как в реальном, так и в виртуальном мире. Представлены положительные и отрицательные стороны, характеристики, виды, проанализированы последствия такого манипулирования и предложены меры защиты (информационная безопасность).

Ключевые слова: Интернет, информационная безопасность, информация, информационные технологии, манипулирование, психология, страх, убеждение, символы, жесты и намеки

The article presents the methods of information impact on a person, including with the help of Internet information technologies. Four methods and eleven psychological, informational, analytical technologies that allow influencing a person, both in the real and in the virtual world, have been studied. The positive and negative sides, characteristics, types are presented, the consequences of such manipulation are analyzed and protection measures (information security) are proposed.

Keywords: Internet, information security, information, information technology, manipulation, psychology, fear, persuasion, symbols, gestures and hints

Последнее время в сети Интернет все чаще обсуждается проблема манипулирования людьми, навязывания чужого мнения и взглядов, превращения общества в бездумную массу.

Цели есть у всех, и эти цели могут сильно отличаться друг от друга и от человека к человеку в зависимости от самых разных факторов. Точно так же есть возможность варьировать методы, используемые для их практического применения. Только действуя независимо, руководствуясь своими этическими ценностями по отношению к ценностям своего окружения и осознавая, какая тактика приемлема, а какая нет, можно надеяться на достижение таких целей. Другой же может оказывать на людей психологическое воздействие и использовать их ради личной выгоды.

Это и называется манипуляцией.

Манипуляция — необходимое зло или наоборот благо, но важно понимать ее природу, методы и когда они требуются.

Человек может извлечь выгоду из обучения манипулированию другими двумя способами: во-первых, он или она может научиться отражать негативное психологическое воздействие других, а во-вторых, он или она может научиться использовать манипулирование в условиях, где это социально приемлемо.

Манипуляция требует знакомства с широким спектром методов формирования убеждений и действий других людей. По сути, это полностью развитая форма искусства, подразумевающая, что манипулирующий человек (манипулятор) понимает сложности человеческого разума и, следовательно, может адаптировать свою технику к любой цели. И он всегда заново изобретает себя, чтобы соответствовать роли, наиболее подходящей для достижения успеха.

Людьми «управляют» практически каждый день с использованием самых разнообразных манипулятивных тактик, хотя многие из них и не подозревают об этом. Это потому, что манипуляция обычно незаметна. Немногие люди способны освоить все методы, однако даже нескольких хватит, чтобы направить действия конкретного человека в нужном направлении.

Манипулятору необходимо знание типов личности и осведомленность об эмоциональных состояниях людей. Правда в том, что любой может попасть под влияние манипулятивного и харизматичного лидера. Однако то, насколько легко нас убеждают, варьируется от человека к человеку в зависимости от ряда факторов. Некоторые люди просто не поддаются убеждению. Часто это исключительно сильные и проницательные личности с уникальными умственными способностями. Манипуляторы избегают их, так как любое взаимодействие с ними раскрывает их истинное лицо.

Поскольку он оценивает «потенциал», сильные стороны, преимущества и недостатки характера и темперамента жертвы, каждый манипулятор является еще и психологом. Кроме того, как только он обнаружит уязвимость (точку, на которую можно «надавить»), он сразу же начнет ее эксплуатировать. Примером может служить эмоциональное состояние, такое как любовь, привязанность, ненависть, любопытство или убежденность.

Основная обязанность манипулятора — определить точку — уязвимость объекта манипуляции. Подобными же принципами руководствуются в своей деятельности СМИ (массовая манипуляция), общественные деятели, политики и другие высокопоставленные лица, действующие из корыстных интересов.

Манипуляция сознанием — сложный навык, требующий понимания возможностей манипулятора. Следовательно, он может начать хвалить кого-то, чтобы добраться туда, куда он хочет. И после того, как он удовлетворен своим прогрессом, следующим шагом будет умолять или принуждать его помочь. И это работает — человек, только что услышавший адресованную ему тираду, чисто психологически будет вынужден выполнить просьбу, чтобы не выглядеть невоспитанным или бестактным.

Запугивание — обычная тактика, используемая манипуляторами, и она часто бывает эффективной, поскольку многие люди парализованы беспокойством и страхом. Здесь манипулятор оказывает влияние на жертву, которая готова пожертвовать своими потребностями ради избежания дальнейшего конфликта. Тем не менее, «мощь» и «сила» манипулятора только кажутся таковыми.

Психологи определили несколько типов людей, являющихся потенциальными жертвами манипуляции.

Первая группа состоит из обычных людей, которые просто хотят выжить и в целом разумны, и логичны в своих взглядах. Такие люди в основном контролируются на психологическом уровне.

Вторая группа состоит из тех, кто постоянно находится под давлением: это, как правило, мыслители с богатым воображением, которые также очень восприимчивы к внешним влияниям, поскольку они эмоционально и психологически хрупки, и внушаемы. Эти люди управляются на аффективном и фиктивном уровне.

Третья группа состоит из тех, кто анализирует все на основе логики, разума, фактов и деталей. Этих людей эксплуатируют способами, которые подрывают их чувство справедливости, морали и уверенности в себе.

К четвертой категории относятся те, чьи действия движимы в основном их низменными животными импульсами и чьи основные цели в жизни состоят в удовлетворении этих потребностей. Предоставить таким людям одну из этих радостей проще простого, если вы хотите ими манипулировать [1].

Пятая категория — люди с психическими заболеваниями, действия которых искажены галлюцинациями, составляют пятый тип; этим людям не хватает здравого смысла и критического мышления, что делает их уязвимыми для того, чтобы их легко одурачить. Ими манипулируют с величайшей жестокостью, используя страх и физическую агонию.

С поразительной точностью (после небольшого разговора) манипуляторы могут определить тип жертвы, а затем выбрать подходящий подход или методы воздействия на душевное состояние жертвы.

Манипуляция — это широкое и разнообразное искусство. Некоторые люди всегда прибегают к одним и тем же проверенным стратегиям, в то время как другие всегда работают над улучшением своих способностей.

Кроме того, активно и целенаправленно стали использовать приемы манипуляции и в сети Интернет, которая предоставляет широкие возможности для этих целей.

Наиболее распространенными точками контакта при манипуляции являются:

— эмоциональное состояние;

— профессиональные навыки;

— способ мышления, привычки и стиль поведения;

— мировоззрение и убеждения;

— интересы и потребности [1].

Точная манипуляция требует тщательного исследования цели. Заблаговременное планирование времени, места и обстоятельств манипуляции и создание атмосферы, способствующей внушению, может быть стратегически выгодным. Примеры таких обстановок включают оживленные зоны или, в других обстоятельствах, тихие уголки.

Межличностная связь между людьми также имеет решающее значение. Опытный манипулятор может установить взаимопонимание со своей жертвой посредством разговора, а затем использовать эти доверительные отношения в своих интересах.

Итак, рассмотрим приемы и способы воздействия на человека, которые используются чаще всего как наиболее результативные.

1. Английская технология «схватка бульдогов под ковром».

То есть ожесточенная борьба с минимумом ее внешних проявлений. Для стороннего наблюдателя — мир и благодать, и только самые внимательные могут заметить, что идет драка не на жизнь, а на смерть.

В Российской Федерации, как и практически в любой стране, данная методика нашла свою популярность. Особенно она популярна в силовых структурах и политике. Исключением даже не стали социальные сферы жизнедеятельности человека, такие как медицина, наука и т. д.

В силовых структурах есть негласное правило под названием «ССС», которое переводится как «случай, струя и связи». Так обозначается три пути как можно добиться успехов по службе. «Связи» или «телефонное право» всегда действовало в нашей стране, когда по звонку твоего друга, знакомого, родственника решилась абсолютные любые вопросы, освобождались должности, отпускали нарушителя, находились вип-палаты и т. д.

Подобную картину можно регулярно видеть на экранах телевизора в различные сериалах, когда все решается по одному звонку. Но, чтобы как-то успокоить общество, а Интернет, ТВ и СМИ очень сильно давят на сознание людей, в сериалах показывают жизнь людей, которые имеют обширные связи, влиятельных знакомых и не пользуются всем этим, говоря всем о том, что они хотят всего добиться сами, не используя популярность и высокие должности своих знакомых.

Порой бывает так, что за определенную должность или место борются несколько человек и чьи связи победят зависит только от того, насколько их начальнику (руководителю) в дальнейшем работать и продвигаться по карьерной лестнице. Тут ему приходится довольно сложно и необходимо делать выбор в пользу меньшего зла, либо используя психологические приемы доводить до «покровителей» ту информацию, чтобы они сами перестали просить за своего человека.

Помимо этого, жизненный опыт показывает тот факт, что к высокопоставленным людям можно обратиться лишь пару раз, а порой даже один. Иногда теряется кредит доверия, и кураторы перестают «тащить» тебя по жизни. Человек такое существо, которое легко привыкает к хорошему. Когда человека постоянно продвигают, договариваются, решают его вопросы, он перестает осознавать реальность и чувствует себя безнаказанно, а потом становится героем роликов в социальных сетях и его покровители сразу же отказываются от него.

Подводя итог данного метода, стоит отметить то, что иметь кураторов по жизни — это чувствовать свою определенную защищенность, а жить без них — постоянно бороться и доказывать всем окружающим, что ты сильнее всех тех, кто имеет связи.

2. Методика «прямое воздействие на человека», т. е. прямое общение и показ человеку, как и что с ним можно сделать.

2.1. Мнимая ущербность.

Манипулятор использует иллюзорную неполноценность, кажется слабым и ожидает подчиненной реакции. Если жертву удастся убедить в этом, она станет менее осторожной, более расслабленной и с меньшей вероятностью увидит в манипуляторе угрозу, поскольку больше не будет видеть в нем конкурента или кого-то более могущественного.

Признание тех, кто рядом с вами, влиятельными людьми, может помочь вам не стать жертвой манипуляций любого рода (серьезных соперников).

2.2. Прямое убеждение.

Это эффект убедительных аргументов в пользу точки зрения, которую мы хотим навязать. Тем не менее, человек, на которого действует манипулятор, осознает влияние на него. Убеждения являются ключом к изменению чужого поведения во всех его проявлениях, включая их цели, стратегии и оценки [2].

2.3. Заражение.

Термин «заражение» относится к распространению настроения или взглядов человека на окружающих. Вероятно, лучшей иллюстрацией является акт смеха. Термин «заразительный смех» использовался для описания его распространения. Однако он применим к любым другим состояниям.

Человек, к примеру, может «заразиться» нормами и ценностями культуры, если живет в ней длительное время.

2.4. Самопродвижение.

Самореклама подразумевает чистоту в своих намерениях и демонстрацию конкретных примеров своих способностей.

Это происходит, например, когда человек утверждает, что его следует повысить до начальника отдела из-за его превосходных знаний в области управления людьми.

Таким образом у человека, на которого направлено влияние, не успевает опять же осознать, что его «обвели вокруг пальца», повлияв на его выбор, навязав мнение [2].

2.5. Притворная спешка.

Так же, как хорошо известно умение манипулировать, известна и техника притворной поспешности. Здесь манипулятор «заговаривает зубы» с жертвой, делая вид, что торопится и говорит быстро. В результате жертва не успевает осмыслить, чтобы критически относиться к аргументу, и в конечном итоге они соглашаются с манипулятором (например, чтобы выполнить его просьбу).

2.6. Немотивированный гнев

Гнев без видимой причины используется как инструмент манипуляции, при этом агрессор действует гневно и жестоко в надежде, что объект манипуляции в конце концов успокоится и сдастся.

Самый простой способ справиться с этой «яростью» — не обращать на нее внимания, отказываться умиротворять манипулятора и держаться твердо. Равнодушие всегда останавливает агрессоров. Достаточно легко в данном случае противостоять этому приему манипуляции в виртуальной сети.

2.7. Неправдивая глупость.

Ложные обвинения в неграмотности и невежестве — обычная тактика, используемая манипуляторами, чтобы сбить с толку свои цели. Подстрекатель манипулирует жертвой, заставляя ее задавать вопросы и сомневаться в себе, чтобы она могла укрепить свою позицию или продвигать свои собственные планы.

Чтобы не попасться на эту уловку, нужно верить в собственную грамотность, рассудительность и самообладание.

2.8. Имитация предвзятости.

Когда манипулятор обвиняет жертву в предвзятости, на жертву оказывается давление, чтобы она отвергла обвинение. Беспомощный человек начинает оправдывать свое поведение, превознося достоинства собеседника и подчеркивая его или ее преимущества. Это помогает манипулятору удовлетворить какое-то желание, например, тщеславие, или достичь какой-то другой цели.

Опровержение заявлений манипулятора о предвзятости с помощью доказательств и отказ играть по его правилам — это простой способ противостоять их попыткам манипулировать вами, чтобы они поверили в свою предвзятость [3].

2.9. Навешивание ярлыков.

Предполагается, что манипулятор, обсуждая третье лицо с жертвой, использует унизительный язык при обсуждении жертвы. Даже если манипулируемый человек, вероятно, не знает третье лицо, негативное отношение манипулируемого лица к нему или к ней приводит к тому, что у жертвы развиваются негативные чувства к этому человеку (если этот человек знаком, доверие к нему может быть просто потеряно). В результате есть как прямые, так и косвенные жертвы. Часто в сети Интернет можно встретить данный способ манипулирования людьми на различных форумах, чатах

Понимание того, что вы ни на что не можете положиться, поможет вам сопротивляться манипуляциям. Естественно, информацию необходимо учитывать, но только после того, как она будет проверена на достоверность.

2.10. Принцип вертикали.

Все великие тираны в истории убеждали своих подданных, даже не произнося ни слова. Они овладели искусством позиционирования тела до такой степени, что казались собеседнику «живым аргументом».

Во-первых, они постоянно стояли на уровень выше людей, к которым обращались. Причина этого может быть найдена в человеческой психологии. Правда в том, что те, у кого больше старшинства, автоматически воспринимаются подсознанием как авторитеты. Оба наших родителя всегда считали себя выше своих детей. Однако долгое время они были нашими лидерами. Это объясняет, почему многие руководители размещают свои столы и сиденья таким образом, чтобы смотреть на своих сотрудников сверху вниз [4].

Подсознание придает больший вес и авторитет тому, кто занимает много места. Широкие размашистые движения, Т-образная форма рук на спинке стула и частое хождение по комнате во время презентации — все это способы охватить как можно больше помещения и казаться больше.

2.11. Ложное представление выгодных условий.

Манипулятор будет использовать как явные, так и скрытые сигналы, чтобы внушить жертве, что обстоятельства более благоприятны, чем они есть на самом деле. Если жертва верит в историю манипулятора, ее можно убедить совершить действия, которые в конечном итоге принесут пользу манипулятору.

Вы можете противодействовать этой стратегии, зная свои сильные и слабые стороны и контекст. Самое главное — не поддаваться на провокации и не делать того, чего, как вы знаете, делать не следует [5].

3. Методика «влияние с помощью намеков, символов, знаков».

Мы живем в век эмодзи, мемов, сообщений из 280 символов и постов в социальных сетях, мессенджерах, видеохостингах, т. е. в Интернете. Темпы развития технологий восхищают. Возможности, которые предоставила нам глобальная сеть Интернет, восхищают! Однако эти самые технологии и создали условия, в которых люди разучились наблюдать за собеседником.

В этой связи возникает ряд вопросов: «Что связывает между собой самые различные сообщества? Людей из самых разных стран и эпох? Людей с различным культурным уровнем? Людей с различными ценностями и приоритетами?»

Это «что-то» является самым основным и широко используемым языком в мире. Язык символов и жестов.

Хотя сами символы развиваются, значения, которые они представляют, широко известны многим различным группам людей.

Символ — это любой знак, объект или понятие, которые используются для быстрой передачи эмоционального значения от одной группы людей к другой. Символы — это глобальный язык, который при правильном использовании может заставить человека чувствовать то, что вы хотите. Вот почему символы стали важным манипулятивным инструментом.

Примеров манипуляций с символами великое множество. Однако из-за индивидуальности большого числа различных символов всерьез используются две технологии.

Первая технология — работа с символами мертвых, столь активно использующаяся, скажем, при пропаганде.

Вторая технология — массовый пиар определенного продукта, который наделяется характеристиками, несвойственными ему.

С первой технологией все просто. Смерть — абстрактная, абсолютная и автономная метафора, сильнее которой нет ничего. Он непознаваем, так как ни один живой человек еще не умер. Это заманчиво, потому что у людей есть врожденное любопытство к будущему. Понятия «вечной жизни», воскресения и вечного возвращения сильны в религиозных и философских концепциях, и эти представления были мифологизированы [6].

Мы создаем памятники, списки почета, шествия и парады, чтобы показать наше уважение, благоговение и даже страх перед мертвыми. Эти действия, по сути, являются ритуалами по своей природе, поскольку они выполняются из-за нелогичной смеси страха и почитания неизвестного. Государства часто делают аллюзии на эти символах, говоря о национальном долге, Родине, готовности идти на личные жертвы. Та же Могила Неизвестного Солдата и другие военные мемориалы успешно используются в пропаганде. Другой прекрасной эмблемой является героическое жертвоприношение, высокие идеалы которого резко контрастируют с его ужасным внешним видом. Эта непоследовательность является обращением к иррациональному, а не к логическому. Иисус на распятии, самый мощный и многогранный символ христианства, мученик от всего человечества, опутавшего пороками. Вы можете вызвать у человека бесконечную радость и вдохновить его на самопожертвование, используя этот полумифический пример.

Страх — самая сильная человеческая эмоция. В результате страх является эффективным мотиватором. Эта идея служит основой для рекламной индустрии. Любопытно, сколько тонн химикатов для удаления накипи было закуплено, когда люди увидели печально известную рекламу и представили изображенное на ней кладбище стиральных машин. Точно так же в страховой отрасли используются те же методы. Если вы недостаточно напугаете клиента, он не купит у вас страховку. И единственный способ убедить его в этом — показать ему цифры: сколько домов взломано, сколько сожжено, сколько машин угнали. Ведь если существует возможность оградить себя от потери плюс избавиться от ненужного стресса, зачем отказываться от помощи?

С другой стороны, можно использовать страх, чтобы мотивировать кого-то уйти с работы, например коллегу или сотрудника. Таким образом, эффективные лидеры знают, как использовать негативную эмоцию страха. Распространенная тактика: «Мы рассматриваем вашу кандидатуру на повышение, но пока, к сожалению, вы не выполняете план…», что играет на естественном отвращении людей к неудачам. Человек с большей вероятностью будет следовать инструкциям, если вы объясните, какие расходы он может понести. Одно исследование показало, что люди в два раза чаще поддаются давлению непосредственно перед тем, как столкнутся с потенциальной потерей [7].

Вторая технология — создание симулякров — предметов, чье значение симулятивно.

Симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует.

Делая покупки в витринах, большинство людей не задумываются о практичности обувных брендов высокого класса.

Он решил, что эти туфли — стоящая инвестиция, так как он слышал отличные отзывы об этом бренде и считает, что они будут стильно смотреться на его ногах. Когда он видит рекламу с бегуном в кроссовках «Nike», он автоматически думает о спортсмене, о человеке с сильной волей и решимостью, который может преодолеть любое препятствие на своем пути. В рекламе продукт часто изображается с характеристиками, совершенно не связанными с его реальной сущностью. Правда ли, что ношение этой обуви не сделает человека волшебным образом мускулистым халком? Именно это и делает реклама: она оказывает влияние. Кто-то склонен подсознательно придавать бренду больший вес, чем он того заслуживает, будь то с точки зрения статуса, репутации или уникальных черт, которых просто не хватает другим товарам. Подобно практике идолопоклонства, когда неодушевленные предметы, такие как глиняные статуи, наделяются божественными атрибутами.

Общество потребления полностью симулятивно, так как существует оно вокруг вымышленной иерархии вещей. Взаимодействие потребителя и рекламодателя и динамика покупатель-продукт являются самовоспроизводящимися примерами гиперреальности. Постоянно развивающиеся представления, представляющие и повторно представляющие объекты и их атрибуты. Средства массовой информации, Интернет являются постоянным пусковым механизмом в этом процессе, создавая как новые традиции, так и новую моду. Они используют психологические манипуляции, чтобы поддерживать культуру потребления. Все бренды основаны на обманчиво элементарных манипуляциях. Будучи символами, бренды и их товары задействуют скрытую потребность потребителей в самосовершенствовании без усилий. Реклама может влиять на решения потребителей о покупке, используя для этого символический язык. Эти линии не прерываются, создавая непрерывный замкнутый круг [8].

Манипулятивные символы чаще всего используются как призыв, так сказать, «красная тряпка для быка». Просто необходимо сохранить ценность памятников и гробниц в глазах народа, чтобы вести человека на новую битву.

Увидев символ, человек начнет действовать, а не размышлять о правильности именно такого знака. Деревянный крест не имеет собственного значения; это всего лишь одно звено в огромной паутине значений и ассоциаций. В результате манипуляторы пытаются ограничить время обработки своих целей. В результате манипулятивные символы часто используются в тандеме с другими манипуляциями, такими как использование силы масс для распространения определенных идей (поскольку массами легче манипулировать).

Как правило любой знак становится отсылкой к другому знаку или символу, они начинают визуализировать все, что окружает человека, и стараются как можно сильнее привлечь его внимание для того, чтобы передать какую-либо информацию. Рекламный щит вдоль шоссе — хорошая иллюстрация. Это правда, что на первый взгляд кажется, что этот баннер содержит только надпись и выставленное изображение, но человеческий мозг действительно воспринимает гораздо больше вторичной информации, чем кажется на первый взгляд [9].

Рисунок, надпись, шрифт, цветовая схема, второстепенные аспекты рисунка, номер телефона и слоган, составленные опытным дизайнером и маркетологом, особенно в Интернете, могут экспоненциально увеличить требования, предъявляемые к когнитивным способностям человека. Таким образом, можно создать раздражитель, который заставит человека обязательно обратить на него внимание.

Наличие четко определенной семиотической парадигмы — набора знаков и символов — имеет решающее значение во время революционных движений, шествий и митингов, поскольку она влияет на внимание людей различными способами, включая бессознательные аспекты.

Из термина «цветная революция» видно, что фундаментальным компонентом ее символизма является использование визуальных представлений различных оттенков. Правильное использование цвета в разных аспектах жизни общества, от цвета шрифта на рекламном щите до цвета флага государства, не только приносит визуальное удовольствие, но и позволяет осуществлять четко направленное психологическое воздействие.

Возвращаясь к истокам, мы обнаруживаем, что немецкий поэт и политик Иоганн Вольфганг фон Гёте разработал одно из первых представлений о цвете.

Он предположил, что цвета не только глубоко влияют на наши эмоциональные состояния, но и сами по себе производят отчетливое впечатление, независимо от каких-либо предварительных знаний или предвзятых представлений о предмете. Каждый оттенок и цвет должен иметь цель и вызывать уникальный эмоциональный отклик. Все темные оттенки успокаивают, а все яркие заряжают энергией. Например, существует связь между синим цветом и ощущением холода [10].

Цвет сначала воспринимается глазом, а затем обрабатывается органами и, наконец, ощущается через кожу. Артериальное давление увеличивается, когда человек движется от синего к зеленому, от желтого к красному, и снижается, когда человек движется в другом направлении. Важно обращать внимание на форму, так как одни цвета отражают ее, а другие (например, желтый и белый) ее поглощают. Согласно теории Гете, есть хорошие цвета и плохие цвета. По его мнению, «негативная» группа состоит из синего, красного и их сочетаний, вызывающих негативный или критический эмоциональный фон, тогда как «позитивная» группа состоит из желтого, оранжевого и желто-красного, которые он считает вызвать у человека приятное эмоциональное состояние [11].

Оглядываясь назад на историю, становится ясно, что символизм играл важную роль почти во всех революциях. Но в современных войнах использование мягкой политической силы посредством манипулирования человеческим сознанием с помощью знаков, символов и цвета, и особенно информационных технологий Интернета, стало нормой с разрушительными и жестокими последствиями, которые слишком предсказуемы.

Кроме того, нередко в данном методе используется такой прием как «использование специфической терминологии», что прекрасно действует при манипуляции сознанием человека. В ходе диалога манипулятор использует жаргонизмы и понятия, чуждые адресату. Поскольку он сейчас находится в неловком положении, он хранит молчание и избегает любых расспросов. Манипулятор выходит на первое место и умеет использовать обстоятельства в свою пользу.

Лучше спросить о чем-либо дважды, чем предполагать, что вы все правильно поняли с первого раза, поэтому, если есть что-то неясное, не бойтесь просить разъяснений [12].

4. Методика «действие чужими руками», т. е. воздействовать посредством действий других людей.

В данном случае, происходит воздействие через людей, которых очень часто используют «в темную».

Как правило, людей, которые воздействуют на других с помощью «чужих рук» называют тактиками.

Тактик — тип личности, уходящий от прямого влияния и использующий во влиянии силу обстоятельств и возможности других людей, выстраивающий ситуацию для достижения своей цели [13].

У многих язык или руки чешутся сказать или сделать все самому. Тактик спокойнее и мудрее. Не надо самому делать то, что могут сделать другие. Если нужно сделать что-то непопулярное, он лучше попросит того, кому своей репутацией рисковать не страшно.

Тактик умеет ждать, использовать третью силу, добиваться своих целей «чужими руками».

Рассмотрим достаточно интересные приемы, в которых люди-тактики используют для влияния силу обстоятельств, тем самым воздействую на мнения людей.

4.1 Social Proof или принцип социального доказательства.

В Советском Союзе на первом месте стояла очередь, а затем вопрос о том, куда она ведет. Все предполагали, что продукт должен быть превосходным, если так много людей готовы его ждать. Тот факт, что за товаром стояла очередь, был хорошим показателем его желанности. Благодаря этому в советском обществе заработала концепция социального доказательства. Наша способность приспосабливаться к действиям большинства основана на стадном инстинкте и служит защитной цели, освобождая наш мозг от бремени обработки ненужных данных. Здесь можно обнаружить характер культуры большинства.

Когда человек находится в условиях ограниченного времени, когда он не может найти время, чтобы полностью понять последствия проблемы, социальное доказательство может быть весьма полезным. Столкнувшись с непостижимым, лучше последовать их примеру. Всякий раз, когда мы ищем на рынке новое электронное устройство, но не можем выбрать между многими вариантами, оценки и рейтинги предыдущих покупателей обычно оказываются решающим фактором. Социальное доказательство — краеугольный камень современной корпоративной культуры. Если вы хотите убедить покупателя в том, что ваш продукт стоит того, все, что вам нужно сделать, это указать, что подавляющее большинство людей уже верит в это [14].

Прекрасными примерами использования концепции социального доказательства являются пародии и комедийные программы. Фоновый смех после каждой шутки является распространенным источником раздражения зрителей. Однако на эффективность метода это не влияет. Люди иногда реагируют не на саму шутку, а на смех за кадром, чтобы оценить, находят ли они ее забавной.

Кстати, развитие некоторых профессий не могло произойти без социальных подтверждений. Традиционный пример — скорбящие, которые «задают тон» во время похорон в Бразилии или на Филиппинах; этим людям платят за то, чтобы они прибыли на похороны пораньше и «задавали настроение», клакёр — человек, который за определенную плату приходит на выступление, громче всех аплодирует и кричит «Браво!».

4.2 Метод группового подкрепления.

Этот метод имеет некоторое сходство с только что рассмотренным, но его основная цель — изменить мировоззрение людей, а не их действия. Этот принцип гласит, что члены группы примут утверждение за истинное, если оно повторяется часто и таким же образом теми, кто находится в группе. В своих трудах американский ученый и писатель Роберт Кэрролл подчеркивает, что часто повторяемый трюизм не обязательно должен быть точным. Какими бы убедительными ни были теоретические или практические доказательства, люди все равно будут в них верить [14].

Кроме того, утверждается, что, если человек идентифицирует себя с определенной группой и не хочет, чтобы его называли изгоем, он примет ценности, взгляды и доктрины организации на веру, не оценивая их критически.

СМИ часто используют этот метод; она служит мощным оружием в информационной сфере. СМИ тонко манипулируют фактами и используют различные языковые приемы, чтобы заставить нас думать определенным образом, а затем постоянно укрепляют эти идеи. В ответ на это несколько стран включили обучение медиаграмотности в свои учебные программы с целью поощрения критического мышления у учащихся всех возрастов.

Очень часто метод группового подкрепления «работает» в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах, где можно увидеть количество «лайков» и «дизлайков», количество «репостов» и просмотров, количество покупок товара и его рейтинг… Все это дает возможность «принять решение», не разбираясь в сути предмета.

Арсенал человека-тактика будет включать в себя выравнивание обстоятельств, скрытый выбор без выбора, скрытое внушение, вовлеченность, соблазнение, отвлечение и эмоциональное заражение, делающее даже тайного актера манипулятором.

В целом, они являются наиболее часто используемыми манипулятивными приемами. Доступно гораздо большее разнообразие манипуляторов, но мы не будем вдаваться в подробности.

Манипулирование человеческим разумом стало настолько обычным явлением, что немногие из нас замечают, когда мы становимся его жертвой. И чтобы стать более восприимчивым (а также, чтобы самим повысить свое мастерство), нужно знать несколько секретов манипуляции.

Можно назвать четыре таких секрета:

— Людьми, которые от природы добродушны, сострадательны и бескорыстны, легче всего манипулировать. Хотя эти качества достойны восхищения, они могут сделать человека незащищенным.

— Страх быть покинутым и одиночество — два примера лежащих в основе тревог, которые используются манипуляторами. Оказывая здесь давление, вы легко можете повлиять на поведение и даже на мышление окружающих вас людей.

— Большинство людей чувствительны и хотят избежать плохих эмоций и конфронтации, и манипуляторы знают об этом. Не прибегая к вышеперечисленным способам, человек может регулировать банальное повышение голоса или изменение тона.

— Люди, которые не могут сопротивляться, являются главной мишенью для манипуляций. Если манипулятор знает, что его целью является именно такой человек, он может ожидать от этого человека 80-процентной уступчивости [15].

К сожалению, практика современной действительности такова, что люди любят, когда ими манипулируют. И это на 100 % правда.

Средний нормальный человек довольно несамостоятелен по жизни. Многим людям не хватает какой-то сильной фигуры, им нравится, когда кто-то говорит им, как жить, что делать. Но не всегда, а только когда это происходит красиво и незаметно, и человек сам на это согласен.

В этой связи подумайте о своей личной безопасности и особенно в Интернете, где в настоящее время значительное количество людей проводит большую часть своей жизни.

Литература:

  1. Манипуляция людьми. [Электронный источник]. URL:https://4brain.ru/blog/манипуляция-людьми/ (дата обращения: 12.01.2023).
  2. 10 видов психологического влияния. [Электронный источник]. URL:https://4brain.ru/blog/виды-психологического-влияния/?ysclid=lc577qiyxu509309137 (дата обращения: 12.01.2023).
  3. Манипуляция людьми. [Электронный источник]. URL:https://4brain.ru/blog/манипуляция-людьми/ (дата обращения: 12.01.2023).
  4. 11 способов манипуляции людьми и как не стать ее жертвой. [Электронный источник]. URL:http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206831-manipulation (дата обращения: 12.01.2023).
  5. Манипуляция людьми. [Электронный источник]. URL:https://4brain.ru/blog/манипуляция-людьми/ (дата обращения: 12.01.2023).
  6. Символы манипуляции. [Электронный источник]. URL:https://dzen.ru/media/escapist/simvoly-manipuliacii-5bf3189e2610c300aacd867f/ (дата обращения: 12.01.2023).
  7. 11 способов манипулирования людьми. [Электронный источник]. URL:https://dzen.ru/media/id/5ac3f5b9482677d85ca90960/11-sposobov-manipulirovaniia-liudmi-5ac4bac07ddde812024843f1 (дата обращения: 12.01.2023).
  8. Символы манипуляции. [Электронный источник]. URL: https://dzen.ru/media/escapist/simvoly-manipuliacii-5bf3189e2610c300aacd867f/ (дата обращения: 12.01.2023).
  9. Рыбакова М. Г. Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. [Электронный источник]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/simvoly-i-znaki-kak-faktor-myagkoy-politicheskoy-sily-v-protsesse-vozdeystviya-na-obschestvennoe-soznanie (дата обращения: 24.01.2023).
  10. Занимательная цветопсихология. [Электронный источник]. URL:https://proza.ru/2017/12/16/2138/ (дата обращения: 12.01.2023).
  11. Рыбакова М. Г. Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. [Электронный источник]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvoly-i-znaki-kak-faktor-myagkoy-politicheskoy-sily-v-protsesse-vozdeystviya-na-obschestvennoe-soznanie (дата обращения: 24.01.2023).
  12. Манипуляция людьми. [Электронный источник]. URL:https://4brain.ru/blog/манипуляция-людьми/ (дата обращения: 12.01.2023).
  13. Основные стили влияния. [Электронный источник]. URL:https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/3937883149/221?ysclid=lc57gq2dtg327659978 (дата обращения: 12.01.2023).
  14. 11 способов манипуляции людьми и как не стать ее жертвой. [Электронный источник]. URL:http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206831-manipulation (дата обращения: 12.01.2023).
  15. Что такое манипуляция? [Электронный источник]. URL:https://hardshopmarket.ru/the-hair-problem/chto-takoe-manipulyaciya-manipulyativnoe-vozdeistvie-kak-manipulirovat/ (дата обращения: 12.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): манипулятор, жертва, манипуляция, символ, социальное доказательство, влияние, действие, Интернет, Страх, том.


Похожие статьи

Искусственный интеллект и возможности его применения в разных сферах жизни

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современного мира, существенно влияя на информационные системы в различных областях. Эта научная статья рассматривает ключевые аспекты и роль искусственного интеллекта в развитии информационных систем,...

Вопросы внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики

Данная научная статья посвящена исследованию внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики. Автор рассматривает применение различных методов и технологий искусственного интеллекта, таких как машинное обучение, анализ больших данных и к...

Правовые аспекты клонирования человека

В статье представлены правовые аспекты клонирования человека, которое заключается в процессе создания генетически идентичных копий уже существующих индивидуумов в лаборатории. Проанализировано действующее российское законодательство в этой сфере, а т...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Голосовой помощник в интернете. Куда ведут нас информационные технологии

В статье представлена информация о новой информационной технологии в Интернете — голосовой помощник. Исследованы формы, виды, особенности и характеристики голосовых помощников, представляемые разными компаниями. Определен голосовой помощник, как нова...

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Языковые реалии как средство манипуляции общественным мнением (на основе иранских и российских информационных текстов)

В рамках языкового механизма воздействия на общественность в статье рассматривается такое явление как реалии. Реалии, используемые в текстах информационного характера, играют огромную роль в формировании единого мнения в отношении того или иного собы...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Интеграция искусственного интеллекта в сферу образования

Статья рассматривает влияние интеграции искусственного интеллекта (ИИ) на сферу образования. Обсуждаются новые возможности, которые предоставляет ИИ, такие как персонализированное обучение, автоматизация процессов и улучшенный анализ данных. Вместе с...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Похожие статьи

Искусственный интеллект и возможности его применения в разных сферах жизни

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современного мира, существенно влияя на информационные системы в различных областях. Эта научная статья рассматривает ключевые аспекты и роль искусственного интеллекта в развитии информационных систем,...

Вопросы внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики

Данная научная статья посвящена исследованию внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики. Автор рассматривает применение различных методов и технологий искусственного интеллекта, таких как машинное обучение, анализ больших данных и к...

Правовые аспекты клонирования человека

В статье представлены правовые аспекты клонирования человека, которое заключается в процессе создания генетически идентичных копий уже существующих индивидуумов в лаборатории. Проанализировано действующее российское законодательство в этой сфере, а т...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Голосовой помощник в интернете. Куда ведут нас информационные технологии

В статье представлена информация о новой информационной технологии в Интернете — голосовой помощник. Исследованы формы, виды, особенности и характеристики голосовых помощников, представляемые разными компаниями. Определен голосовой помощник, как нова...

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Языковые реалии как средство манипуляции общественным мнением (на основе иранских и российских информационных текстов)

В рамках языкового механизма воздействия на общественность в статье рассматривается такое явление как реалии. Реалии, используемые в текстах информационного характера, играют огромную роль в формировании единого мнения в отношении того или иного собы...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Интеграция искусственного интеллекта в сферу образования

Статья рассматривает влияние интеграции искусственного интеллекта (ИИ) на сферу образования. Обсуждаются новые возможности, которые предоставляет ИИ, такие как персонализированное обучение, автоматизация процессов и улучшенный анализ данных. Вместе с...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Задать вопрос