Одной из главных проблем современного информационного общества, для которого характерна, с одной стороны, глобализация информационной системы, а, с другой стороны, фрагментация сознания людей, является изучение влияния информационных потоков на становление ценностных ориентиров поведения индивида в обществе, которые во многом зависят от наполнения информации.
Общество представляет собой сложную целостную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны. Это позволяет, воздействуя на определенные социальные процессы оказывать опосредованное, но порой неожиданно сильное влияние на психику и поведение больших масс людей.
Использование социально-психологического метода к исследованию причинно-следственной связи манипулятивного воздействия информации на общество в целом и индивида в частности, основано на изучении интегрального процесса - манипуляции массовым сознанием, как объективных условий влияния информации на общество, так и прямых психологических воздействий на индивида.
Перемены в социальных условиях жизни индивида и общественного существования совершаются при помощи различных форм воздействия на его сознание информации, которая синтезируется на стыке создания и поддержания определенных поведенческих моделей индивида. Таким образом, происходит процесс социализации индивида в нужном манипулятору направлении.
Формирование общественного мнения, посредствам коммуникационных технологий очень эффективно, используя возможности информационно-психологического воздействия, можно с легкостью моделировать реакцию на события определенных социальных групп. В процессе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях организатора манипулятивного воздействия. Для достижения наибольшего эффекта в психологическом подчинении масс посредством передачи информации предпочтительно охватить как можно более широкую аудиторию, этого можно достичь за счет нескольких факторов. Во-первых, за счет технических средств коммуникации. Во-вторых, за счет максимальной доступности и понятности информации.
По мере развития общества, манипулятивные технологии можно выявить на различных этапах его существования. Они имели разные определения и характер, но их появление обуславливалась необходимостью властных структур в управлении обществом. На критических этапах развития общества, к примеру, во время второй мировой войны, важное значение придается пропаганде - одному из видов манипуляции массовым сознанием. Пропаганда играла ключевую роль в создании фашистской Германии, а так же использовалась для сплочения нации на территории Советского Союза и в других странах. Основным по силе воздействия на массовое сознание в то время был такой вид передачи информации как радио. Количество радиослушателей в Германии в 1933 г. составляло 4 миллиона человек, в 1939 г. - 9 млн. а в 1945 г. - 15 млн. человек.[1]
В научных кругах особое внимание феномену манипуляции массовым сознанием стало уделяться во второй половине XX века. Происходили исследования видов, механизмов и методов манипуляции массовым сознанием, а так же последствий скрытого воздействия. В основном, этот круг вопросов изучался в таких науках как: социология, психология и политология.
Однако до сих пор многие ученые указывают на неразработанность определения «скрытое воздействие». В научных кругах, понятия «манипулирование» и «скрытое воздействие» в основном употребляются как синонимичные. Обычно, термин «манипулирование» семантически воспринимается отрицательно и ассоциируется с нарушением прав личности, нанесением ущерба сознанию или жизни индивида, определяется как явление деструктивное и аморальное.
Контент-анализ научных работ по данному вопросу позволяет выявить несколько главных характеристик процесса манипулирования. Манипуляция определяется как: «общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру» [Г. Шишков]; «духовное управление человеком, обусловленное воздействием иррациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике — обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести» [Элвайн]; «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, да которых оно направлено» [Franke]; побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого [Дж. Рудинов]; скрытое принуждение, программирование мыслей и намерений, чувств, установок и поведения [Шиллер]; скрытое применение силы вразрез с предполагаемой волей другого [Шостром].
К примеру, Е.Л. Доценко проведя фундаментальное исследование работ ученых, которые изучали феномен манипуляции с целью определения наиболее подходящей трактовки понятия манипуляции, резюмирует, что «манипуляция - психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им; это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний и намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент».[2]
Б.Н. Бессонов полагал, что под процессом манипулирования «следует понимать специфическую форму духовного воздействия, которое выражается в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого "ненасильственным" методом».[3]
С.Г. Кара-Мурза дает определение манипуляции как « программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции ... способ господства путем духовного воздействия на людей ... воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении».[4]
Социолог Герберт Франке, определял манипулирование как особый метод психического воздействия, который производится скрытно, то есть в ущерб тем индивидам, на которых направлено воздействие. Рекламу товаров и услуг он приводит в качестве простейшего примера.
Т.С. Кабаченко объясняет, что скрытое воздействие изменяет психологические характеристики личности, групповые нормы, общественное мнение или настроение при помощи использования , социально-психологических закономерностей.
Давая определение скрытому воздействию, Г.А. Ковалев понимает под ним процесс, который происходит при взаимодействии двух или более равно структурированных систем, в результате которого появляются изменения в пространственно-временных параметрах состояния одной из этих систем.
При рассмотрении определения понятия «манипуляция», анализ литературы показал, что в основном, учеными используется метод, при котором выделяются главные признаки, которые в дальнейшем формируются в критерии, которые позволяют сформулировать рабочее понятие.
Результаты исследования, которое провел Е.Л.Доценко, позволяют раскрыть основные характеристики определения «манипуляция».
Для наглядности главные характеристики манипуляции, которые выделяются различными авторами, скомпилированы в группы признаков и объединяются в несколько интегральных категорий, которые можно использовать для обозначения термина манипуляции:
1) родовой признак - психологическое воздействие;
2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения собственных целей;
3) стремление получить односторонний выигрыш;
4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и его направленности);
5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости);
6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование "искусственных" потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного воздействия);
7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.[5]
Таким образом, индивид формирует свое сознание, отталкиваясь не от своих действий, а на основе самопозиционирования, то есть своих представлений о том, кем он является. В этом случае следует учитывать что, информационная система, селективно воздействует на индивида, периодически подключая его сознание к нужной манипулятору информации. Чем активнее происходит процесс трансформации способности восприятия индивидом информации, тем больше увеличивается глубина ее воздействия на сознание человека.
Отметим, что впервые в истории человечества сознание является реальной производственной силой, а не простоглавным элементом процесса производства товаров и услуг. Информационная система манипулирования - коммуникационные и компьютерные системы — все это используется для усиления и расширения возможностей индивида и общества в целом. Следовательно, можно сделать вывод о том, что индивид думает и то как он думает, находит отражение в производстве интеллектуального и материального продукта, будь то телекоммуникационные системы или используемые в СМИ образы.
Следует подчеркнуть, что само по себе скрытое воздействие на массовое сознание не содержит оценочного компонента, т.е. его нельзя рассматривать ни как гуманное, ни как антигуманное действие, невозможно судить о нем ни как о моральном, ни как аморальном акте. Манипуляции пронизывают все сферы человеческого общения и являются естественным элементом как массовой, так и межличностной коммуникации. Фактически везде, где существует передача информации от одного объекта к другому, существует осознанное или неосознанное манипулирование как вид информационно-психологического воздействия. Скрытое влияние СМИ на массовое сознание — лишь инструмент для достижения целей, и только от направленности этих целей будет зависеть, послужит ли инструмент гуманным, конструктивным идеям или же станет мощным оружием разрушения и насилия (история богата примерами, когда результатами деструктивного воздействия на сознание большого количества людей были массовые погромы, мятежи, кровавые войны и революции).
Подводя некоторые итоги, мы можем констатировать, что сфера манипуляции - это рациональные, волевые и эмоциональные компоненты массового сознания. Искажение каналов коммуникации недостоверными или фрагментарными сообщениями способствует увеличению манипулятивного воздействия. Внешние факторы (экономические, политические, информационные и др.) усиливают данные тенденции. Изменение социально-политической ситуации в России, коммерциализация политической сферы требуют переосмысления тех областей деятельности, которые связаны с общественной деятельностью. В условиях агрессивной информационной среды, созданной крушением прежних общественных идеалов снижается критическое и рациональное отношение к миру, создаются препятствия к самоактуализации творческого потенциала личности. Также возникают новые способы манипулирования сознанием, которые способствуют социальной деградации.
Библиографический список:
1. Ю. Я. Орлов. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. - М.: Изд. МГУ, 1985, с. 126
2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.С, 52
3. Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. С. 704
4. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2003. С. 16, 32.
5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. C. 58