Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Сохрокова, И. М. Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы / И. М. Сохрокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99492/ (дата обращения: 01.05.2024).



в данной статье отражена проблема становления самодеятельной игры у младших дошкольников. Рассмотрены такие понятия, как «игра», «самодеятельная игра», «театрализованная игра», «игра-драматизация». Особое внимание в статье уделено влиянию театрализованных игр в формировании самодеятельной игры дошкольников.

Ключевые слова: младший дошкольник, игра, самодеятельная игра, театрализованная игра, игра-драматизация.

Все возрастные периоды развития детей имеют общую характеристику: наличие определённой ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяется как деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие основных психических процессов, свойств, осуществляются качественные изменения в психике ребёнка, которые характерны для конкретного возраста.

«Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [5, с.485]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

По мнению Л. С. Выготского, в игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальным уровнем развития [3, с. 66].

С. Л. Новоселовой были выделены три класса игр: игры, возникающие по инициативе взрослого (досуговые, обучающие, дидактические); игры, которые возникают по инициативе самого ребёнка (игры-экспериментирования, самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (традиционные, народные игры). По мнению С. Л. Новоселовой, ведущими являются именно те игры, которые возникли по инициативе детей [6, с. 85].

Я считаю, что для полноценного и гармоничного развития личности каждого дошкольника важна не просто игра, а именно самодеятельная игра. Это игра, которая возникает по инициативе детей, сама по себе, без взрослого. Я уверена, что учить играть ребёнка надо с раннего возраста, чтобы игра смогла возникнуть и развиваться на других ступенях детского развития.

Одним из педагогических приёмов, позволяющих создать условия для становления самодеятельных сюжетных игр, является использование театрализованных игры и игр-драматизаций.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений (например, рассказа, сказки и т. д.)

По мнению И. Г. Вечкановой, театрализованная игра является деятельностью, которая подчинена определённому сюжету и выражается в принятии на себя образа [2, с. 48].

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации ребёнка в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, которая создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [1, с. 98].

У всех детей заложена способность к творчеству, но её дальнейшее развитие напрямую зависит от педагогических условий, которые будут созданы в дошкольной организации. В детском коллективе важно создать атмосферу свободного выражения мыслей, эмоций и чувств, побудить детей к проявлению фантазии, создать условия для развития всех детских способностей [4, с. 55].

Огромное влияние театрализованных игр на становление самодеятельной сюжетной игры дошкольников заключается в том, что они раскрывают для ребёнка механизм реализации игровой деятельности во всей полноте этой реализации (мотив, техника, эмоциональность, специфика речи, специфика изображения и др.).

Театрализованные игры разнообразны по своей тематике, по средствам изображения, что даёт педагогу возможность использовать их в целях обогащения игрового опыта дошкольников, который в будущем станет основой их самодеятельных игр.

Театрализованные игры делятся на две большие группы: игры-драматизации (основаны на собственных действиях исполнителя роли) и режиссерские игры (теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе) [1, с. 15].

От условий, созданных для развития сюжетных игр, зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью.

В 3–4 года продолжается активное действие с предметами: действия разворачиваются более последовательно, появляются роли, которые обозначаются словами. Дети-дошкольники начинают взаимодействовать между собой по два-три человека, пусть и кратковременно, их объединяет, например, общая игрушка. Основные сюжеты игр, по-прежнему, бытовые. Что касается игрушек, то дети чаще всего выбирают «любимые» — одни и те же. На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой.

Для того, что сформировать у детей интерес к играм-драматизациям, умения отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности — мимику, жест, движения; умения принимать на себя роль одного из героев сказки; умения соотносить слова и движения; умения согласовывать действия с другими детьми — героями сказки; а также для воспитания дружеских взаимоотношений, я буду использовать такие приёмы, как:

 Представление театрализованной игры на игрушках (на основе сказки);

 Разыгрывание сюжета на игрушках с передачей инициативы детям;

 Разыгрывание «живой» драматизации с передачей инициативы детям;

 Импровизация-драматизация с предметами (на основе сказки, потешки, колыбельной);

 «Живая» драматизация-импровизация на придуманный совместно с детьми текст и многое другое.

Например, для импровизации-драматизации с предметами я подобрала разнообразные предметы-заместители, которые будут использовать дети (различные кубики, ленточки, бросовый материал, детали конструктора и т.д). С помощью этих предметов дети будут изображать сказку, колыбельную, потешку.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  2. Вечканова И. Г. Технологии театрализованной игры в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. — С. 47–52.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  6. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. — С. 84–87.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, театрализованная игра, ребенок, ведущая деятельность, самодеятельная игра, герой сказки, инициатива детей, основа сказки, передача инициативы, развитие.


Похожие статьи

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития...

Роль сказок разного жанра на развитие ребенка известна уже давно: развитие чувств и эмоций, понимание

Кроме того, театрализованная деятельность направлена на развитие у детей чувств, эмоций, ощущений

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению.

У детей 4–5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей.

- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о...

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Учат малышей вставать на место героев сказки игры, которые носят характер упражнений.

Поощряя инициативу детей, педагог руководит их игрой, включая всех желающих.

Педагог сначала читает детям сказку, а затем проводит беседу по вопросам

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку.

Продолжала работать над развитием речи детей. Так, показывая детям сказку «Курочка ряба», просила детей со

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка,в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры...

Ключевые слова: театрализованная игра, игра, ребенок, дошкольный возраст, детский сад.

Включение театрализованной игры возможно в другие виды детской деятельности.

«Игровой образ» передает эмоциональное состояние героя, его чувства и переживания, используя

Она разделила театрализованные игры на: режиссерские и игры-драматизации.

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей...

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности.

В театрализованной игре используются русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения з

Театрализованные игры способствуют развитию монологической речи.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Театрализованные игры помогают детям приспособиться к разнообразным жизненным ситуациям.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей

Анализируя ответы, выяснилось, что дети остро воспринимают сюжет сказок.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство...

Похожие статьи

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития...

Роль сказок разного жанра на развитие ребенка известна уже давно: развитие чувств и эмоций, понимание

Кроме того, театрализованная деятельность направлена на развитие у детей чувств, эмоций, ощущений

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению.

У детей 4–5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей.

- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о...

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Учат малышей вставать на место героев сказки игры, которые носят характер упражнений.

Поощряя инициативу детей, педагог руководит их игрой, включая всех желающих.

Педагог сначала читает детям сказку, а затем проводит беседу по вопросам

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку.

Продолжала работать над развитием речи детей. Так, показывая детям сказку «Курочка ряба», просила детей со

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка,в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры...

Ключевые слова: театрализованная игра, игра, ребенок, дошкольный возраст, детский сад.

Включение театрализованной игры возможно в другие виды детской деятельности.

«Игровой образ» передает эмоциональное состояние героя, его чувства и переживания, используя

Она разделила театрализованные игры на: режиссерские и игры-драматизации.

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей...

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности.

В театрализованной игре используются русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения з

Театрализованные игры способствуют развитию монологической речи.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Театрализованные игры помогают детям приспособиться к разнообразным жизненным ситуациям.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей

Анализируя ответы, выяснилось, что дети остро воспринимают сюжет сказок.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство...

Задать вопрос