Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 14.01.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кравец, Е. А. Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста / Е. А. Кравец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5927/ (дата обращения: 27.01.2021).

Препринт статьи



В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной игры в современной педагогической практике. Данная статья ориентирована на педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: театрализованная игра, игра, ребенок, дошкольный возраст, детский сад.

Модернизации системы образования в Российской Федерации предполагает ориентацию на формирование активной и творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, творчески и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Для решения этой цели были введены федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования.

Стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач, одной из которой является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [9]. В соответствии с этой задачей, организация образовательной деятельности с детьми должна быть направлена, в том числе, «на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [9].

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, в том числе «ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации» [9]. Существуют различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста, один из них – театрализованная игра. Значение театрализованной игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста, безусловно, велико.

В игре у дошкольника формируются личностные качества такие как, самостоятельность, активность, инициативность. Д.Б. Эльконин особо выделял значимость игры для развития социальных отношений, определяя игру как «школу морали». Игра способствует развитию воображения, позволяет ребёнку проявить фантазию, творческие способности. В процессе игры развиваются коммуникативные умения и обогащается эмпатийный опыт детей.

Проблема развития личности детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры нашла своё отражение в работах отечественных педагогов и учёных таких, как А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акуловой, В.А. Деркунской, Э.Г. Чуриловой, Л.В. Артемовой, Н. А. Ветлугиной и других авторов.

Театрализованная игра готовит ребёнка к самопрезентации, он чувствует себя более публичным человеком, чувствует увереннее себя во время презентации какого-то образа или материала, что особенно важно перед школьным обучением и личностным становлением. Именно театрализованная игра создаст условия для успешной социализации, для развития творческих способностей и потенциала каждого ребенка и которое строится на взаимном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в том числе, игровой культуры.

Включение театрализованной игры возможно в другие виды детской деятельности. Например, имеется взаимосвязь театрализованной и изобразительной деятельности: в подготовке игровой среды, создании атрибутов и взаимовлиянии на появление игровых образов (Н.А. Ветлугина, Л.Г. Стрелкова).

Театрализованная игра включает в себя все структурные компоненты, характерные для сюжетно-ролевой игры, которые выделил Д.Б. Эльконин. К таким компонентам относятся: роль, игровое действие, игровое употребление предметов, реальные отношения. Но для организации театрализованной игры необходимо разграничить понятия «роль» и «игровой образ». «Роль» предполагает, например, изображение животного с его характерными типичными проявлениями или человека; для него еще важен вид деятельности. «Игровой образ» передает эмоциональное состояние героя, его чувства и переживания, используя разные средства выразительности [6].

Иногда можем заметить, что театрализованная игра детей строится в рамках сюжетно-ролевой игры, такая игра не предполагает четкое следование сюжету. Здесь дети играют сами для себя, как в обычную сюжетно-ролевую игру. И чтобы определить какой вид игры используют дети, необходимо понимать, что существенным признаком театрализованной игры является литературная основа и наличие зрителей. Именно зрители делают эту игру более выразительной и качественно нового уровня, потому что дети начинают играть не только для себя, но и для другого.

Кроме того, этот вид игры является «рубежным» видом детской деятельности, который тесно связан с художественным и литературным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру, а именно, игру-драматизацию, определяет перенос акцента с самого процесса игры, на ее результат, который должен быть интересен не только участникам этой игры, но и её зрителям. Эту игру можно рассматривать, в том числе как разновидность художественной деятельности, соответственно, развитие театрализованной игры логично осуществлять в её контексте.

Раскроем сущность понятия и особенности театрализованной игры в современной педагогической практике.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общепринятого понятия «театрализованная игра» не существует и авторы, по-разному рассматривают видообразующие признаки данной игры (И.Г. Вечканова, Л.Ф. Фурмина, О.В. Акулова и др.). Таким образом, совокупный анализ различных исследований позволяет выделить в качестве основных следующие характеристики театрализованной игры: она подчинена сюжету – сценарию, который определяется литературным произведением и предполагает игры-представления, в которых выражается образ с помощью специфических средств выразительности.

Также существует множество точек зрения на классификацию театрализованных игр.

Е.Л. Трусова разделяет театрализованные игры на: игры по замыслу, по литературному сюжету и игры по предложенным взрослым обстоятельствам. Автор выделила ещё одну классификацию: по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Л.В. Артемова предлагает свою классификацию. Она разделила театрализованные игры на: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским относит настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, картинок) и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр). К играм-драматизациям отнесены: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация. Однако, данная классификация ошибочна, так как автор не разделяет данные игры по существенным признакам, так как в игре-драматизации ребёнок принимает на себя игровой образ, который самостоятельно создает с помощью средств выразительности, с помощью собственных игровых действий исполнения образа, воспроизводит сюжет с заранее оговоренным сценарием.

Новым видом театрализованной игры в детском саду становится иммерсивный театр. Иммерсивность (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») — это способ восприятия. Иммерсивный театр позволяет зрителям «погрузиться» в сам спектакль и стать его активными участниками. Зрители имеют возможность исследовать окружающие интерьеры и предметы, могут принимать участие игре с артистами – при условии, что их пригласят это сделать [3].

Исходя из вышесказанного, видим, что театрализованные игры не только классифицируют по-разному, но и появляются новые виды, которые начинаю постепенно входить в дошкольные образовательные учреждения. Одни авторы считают, что главным признаком для классификации должно быть наличие предмета, другие считают, что это должны быть средства изображения.

Задачи и содержание организации театрализованных игр также раскрываются разными авторами по-особому. В настоящее время существует большое количество парциальных программ и технологий организации театрализованной игры и деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Э.Г. Чурилова разработала программу по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия». Автор делает акцент на том, что педагог может использовать разделы программы по своему усмотрению, но при этом ориентирует педагога создавать условия формирования у детей эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Программа направлена на развитие эстетических способностей детей средствами театрального искусства, цель программы заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром [9]. Это позволяет ребёнку лучше социализироваться. Реализация программы предполагает наличие у педагога специальных качеств, компетенций, необходимых для организации творческой деятельности.

Программа «Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр» представлена Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович. Авторы этой программы ориентируют педагогов на всестороннее развитие личности ребёнка и поддержку его индивидуальности. В программе представлены методы и средства театрально-игровой деятельности, которые подобраны в соответствии возрастными особенностями детей дошкольного возраста [5].

Программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» предполагает реализацию театрализованных игр через новые формы общения с детьми, ориентирует педагога на использование индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Ориентируясь на интересы и способности детей, автор предлагает организовать работу следующих студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. [4].

Коллектив педагогов Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова представляют авторскую педагогическую технологию «Театрализованные игры в детском саду». Технология содержит игры, которые ориентируют педагога на предоставление детям возможности для творчества, на развитие его психофизических ощущений, а также раскрепощение. Авторы убеждены, что организация театрализованной игры должна организовываться в комфортной среде. Педагогу необходимо создавать условия для раскрепощения детей, развитие их творческой активности, снимая стрессообразующие факторы [7].

Представленные в данной статье программы и технологии направлены на раскрытие, развитие творческого потенциала и коммуникативных компетенций ребёнка через театрализованную игру.

На основании обобщенного анализа выбраны приоритетные условия организации театрализованных игр:

− включение элементов театрализованных игр в разные формы организации педагогического процесса (Л.В. Артемова);

− сотрудничество детей со сверстниками и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры (Л.В. Артемова) [1];

− синтез театрализованной игры с разными видами искусства и художественной деятельности детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется приобщению к театральной культуре (О.В. Акулова);

− создание особой атмосферы между взрослым и ребенком, основу которой составляют поощрение детской инициативы и самостоятельности, использование косвенных приемов руководства для поддержки у детей стремления к самовыражению в театрализованной игре (О.В. Акулова);

− в игре-драматизации участвуют все дети, в том числе в изображении деревьев, кустов, ветра, солнца и т.д. (Р. Калинина);

− для того, чтобы ребенку легче было проигрывать новую роль, необходимо ее проговорить и обсудить; а затем после проигрывания произведения проходит ее обсуждение (Р. Калинина).

Согласно современным требованиям к организации взаимодействия с дошкольниками важно учитывать индивидуальные особенности, возможности и способности каждого ребёнка. Это можно рассматривать еще одним условием. На основании этого исследователи А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Машевская, О.В. Акулова и В.А. Деркунская классифицировали игровые позиции дошкольников в организации игры-драматизации: ребёнок-«режиссёр», ребёнок-«артист», ребёнок-«зритель», ребёнок-«декоратор».

Ребёнок-«режиссер» в основном является инициатором игры, он уверенно распределяет, определяет сцену и сценографию в соответствии с выбранной литературной основой. Он руководит игрой-драматизаций, её развитием, контролирует и направляет деятельность других детей, доводит игру до её логичного завершения.

Ребёнок-«артист» быстро включается в театрализованную игру, в процесс игрового взаимодействия между всеми участниками. Он с легкостью примеряет на себя образ литературного героя, не испытывая трудности в передаче необходимых средств выразительности, готов к импровизации. В процессе создания образа он умеет подобрать необходимые атрибуты, которые могут помочь войти в выбранный образ. Ребёнок-«артист» умеет следовать её сюжету, довести игру до конца, а это значит, что у него имеется навык самоконтроля.

Ребёнок-«зритель» имеет устойчивое внимание, что позволяет ему наблюдать за игрой-драматизацией сверстников. Он умеет адекватно воспринимать то, что происходит на «сцене» и анализировать её результаты. А также он умеет выразить своё отношение и чувства, которые испытал в процессе просмотра игры через доступные средства выразительности (рисунок, поделку, коллаж, слово или игру).

Ребёнок-«декоратор» владеет художественно-изобразительными умениями. Он с удовольствием принимает участие в оформлении спектакля через создание необходимых атрибутов, костюмов, реквизита. Этот ребёнок выражает свои впечатления через рисунок, где чувствуется смысловая передача образа героя или произведения в целом [2].

Таким образом, понимание педагогом особых потребностей ребёнка позволяет сделать взаимодействие субъектно-ориентированным, более направленным на поддержку возможностей и склонностей детей. А включение игры- драматизации в различные виды детской деятельности даст больше возможности для самовыражения ребенка, чем другие виды театрализованной игры. Такая игра создает условия для общения, она позволяет детям перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими детьми совершенно другим человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Именно поэтому игра-драматизация более любима детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: Просвещение, 1991. - 127 с.
  2. Бабаева, Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-192.
  3. Кайдановская, А. А. Современный театр: иммерсивные постановки (перформанс, променад, интерактивность) и их влияние на преобразования театрального пространства // AMIT. 2018. №1 (42)
  4. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва: ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16, 76-121.
  5. Мигунова, Е. В. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации театрализованной деятельности с детьми // Вестник НовГУ. 2014. № 79.
  6. Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. – 2-е издание, исправленное, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 172 с.
  7. Петрова, Т. И., Петрова, Е. С., Сергеева, Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. Издательство Школьная пресса, 2001. – 128 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (правовая библиотека образования).
  9. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
Задать вопрос