Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Диде, А. А. Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции / А. А. Диде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99408/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развитияхудожественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу условий дошкольной образовательной организации для развития художественно-творческих способностей детей, описана программа, направленная на развитие творчества старших дошкольников посредством интеграции.

Ключевые слова: развитие художественное творчество, средство, интеграция, развитие, старший дошкольный возраст.

Развитие художественного творчества дошкольников — одна из ведущих педагогических задач, поскольку творчество выражает глубинные потребности личности в самореализации и самовыражении и является насущной необходимостью в жизни каждого человека и общества в целом.

На современном этапе решения задачи развития художественного творчества детей дошкольного возраста раскрыты теоретические вопросы определения сущности художественного творчества, его компонентов, этапов, условий, методов развития в дошкольном возрасте, раскрыта взаимосвязь творчества с обучением. Однако практический аспект развития художественного творчества детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования творческих способностей детей, происходит смена детских поколений с выделением характерных особенностей и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

Для развития художественного творчества современных дошкольников применяются как традиционные, так нетрадиционные средства. Среди нетрадиционных средств высокую эффективность показывает интеграция разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных видов деятельности позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явления жизни, а педагогу углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства.

В этом мы убедились в ходе практического исследования, проведенного на базе одного из детских садов города Архангельска, при участии 15 воспитанников возрасте 5–6 лет, педагогов старшей группы и родителей. Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующей и контрольный.

На первом констатирующем этапе исследования нами были определены уровни развития художественного творчества старших дошкольников, а также проведен анализ педагогических условия развития творчества у детей в дошкольной образовательной организации.

На основе исследований Н. В. Шайдуровой была осуществлена диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 53 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 40 % — низкий уровень, 7 % — высокий уровень.

Кроме того, мы применили методику диагностики развития основ художественно-творческих способностей Т. С. Комаровой, которая показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 60 % старших дошкольников, 40 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень не продемонстрировал ни один воспитанник.

Такие результаты подтверждаются недостаточностью проведенной педагогической работы по развитию художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и дома. Несмотря на широкую наполненность предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации у детей, занятия приводятся в традиционной форме, согласно сетке ведения непосредственно-образовательной деятельности, а интегрированные средства обучения не применяются. В домашних условиях родители отмечают необходимость развития творческих способностей детей, но при этом считают, что для этого необходимы только предметы для творчества: альбомы, краски, карандаши и др. Они забывают, что важнейшим фактором формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда, в которой он живет, занимается, отдыхает.

На формирующем этапе исследования нами был разработан проект, направленный на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Он включал в себя проведение различных мероприятий для педагогов, дошкольников и их родителей. В ходе реализации проекта была отмечена тенденция повышения интереса дошкольников и их родителей к изобразительной деятельности, его связи с яркими эмоциями и нацеленностью на результат. Педагоги получили возможность получить новые методические рекомендации по эффективной организации своей работы, направленной на развитие изобразительных навыков детей.

На контрольном этапе была вновь осуществлена диагностика развития творчества детей старших дошкольников с применением методик, представленных на констатирующем этапе. Диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 67 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 0 % — низкий уровень, 33 % — высокий уровень. Методика Т. С. Комаровой показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 87 % старших дошкольников, 0 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень продемонстрировал 13 % воспитанников.

Таким образом, мы видим, что проведение формирующей работы с применением интеграции оказало влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста. Мы наблюдаем положительную динамику в освоении знаний основ художественной культуры, формировании изобразительных навыков и умений детей, а также повышение показателей оценки развития художественно-творческих способностей детей. Полученные данные убеждают нас в том, что использование интегрированных занятий является эффективным средством формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. — М.: Кафедра-М, 2000.
  2. Дыбина, О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-синтез, 2012.
  3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
  4. Погодина, С. В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С. В. Погодина. — М.: Академия, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, высокий уровень, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, пейзажная живопись, художественное творчество, художественное творчество детей, развитие, уровень развития, изобразительная деятельность.


Ключевые слова

развитие, средство, интеграция, старший дошкольный возраст, развитие художественное творчество

Похожие статьи

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Похожие статьи

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Задать вопрос