Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Ляднов, Н. Д. Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки / Н. Д. Ляднов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99383/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня ёё сформированности.

Ключевые слова: педагогика, информационные технологии, дистанционное обучение.

XXI век отличается активным внедрением IT-технологий в сферу образования, массовой компьютеризацией, развитием современных информационных технологий. В связи с этим в современной сфере образования и обучения все чаще требуются высококвалифицированные сотрудники, обладающие способностью профессионально использовать высокотехнологичное оборудование и современные технические средства в своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день нет достаточно четкого, устоявшегося определения понятия «информационная компетентность». Развитие современного технологического общества постоянно вносит изменения в понимание информационной составляющей нашей жизни.

Понятие «компетентность» и«компетенция» в научных источниках, посвящённых образованию, изучают, анализируют и обосновывают авторы педагогической науки на протяжении многих лет [1,5]. B своих исследованиях через понятие «компетентность» они описывают процесс обучения, интегрируют типовые признаки и устанавливают связь c различными дидактическими положениями. A. B. Xyтopcкoй, Л. H. Xyтopcкaя в своих трудах, раскрывая понятие «компетентность», пришли к заключению, что его «характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция — некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, a компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [2]. B научно-педагогических исследованиях решать задачу объяснения понятий «компетентность» и «компетенция», классификации компетентностей будут ещё долгое время, так как понятие — это результат некоторого этапа в развития наших знаний и представлений o педагогических явлениях в новой ветви образования.

Исследуемая компетентность педагога сегодня стала центром особого внимания. Проблема формирования информационно-компетентного специалиста, обладающего высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда, касается, в первую очередь, педагога, его собственных достижений и способностей в этой области, так как он является первоисточником, управляющим, куратором в деле формирования информационный компетентности будущих специалистов различных областей.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определить его на современном этапе развития педагогических наук остается затруднительно. В литературе встречаются два подхода к определению информационной компетентности в наше время. Первый из них базируется только на использовании компьютерных средств во время работы с информацией. Второй характеризирует информационную компетентность как одно из ключевых качеств личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, переработки, усвоения, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [8]. Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более правильный для современного общества, т. к. существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств, но компьютерные технологии занимают все большее значение в процессах обработки, передачи и хранения информации.

Изучив литературы, можно выделить следующие компетенции, которые являются неотъемлемыми частями информационной компетентности в целом:

1) когнитивная компетенция — включает в себя ход рассмотрения, обработки, извлечения, передачи, моделирования, предоставления, отбора и сохранения данных. Другими словами — правильное использование данных в профессиональной деятельности;

2) мотивационная компетенция — формирование мотивационных ценностей, выражение заинтересованности к овладению и применению данных, содействующее расширению познаний, самосовершенствованию личности, а в следствии и передаче средства познаний;

3) технологическая компетенция выражается в деятельности с данными с помощью информативных технологий. Информационные технологии становятся основным орудием работы с данными;

4) рефлексивная компетенция это — понимание и оценка персоны, воздействие на суждение остальных. Данный элемент содействует осознанию собственного направления в информативном мире, происходит саморегулирование профессиональной работы — многосторонний анализ итогов [4].

Анализ различных трактовок понятия «информационная компетентность» позволил рассмотреть и сформулировать основополагающее для нашего исследования понятие «информационная компетентность будущего педагога» , которое мы трактуем как сложное непрерывное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных информационных технологиях и особенностях их применения в образовательном процессе, формирование профессионально-личностных качеств педагога, готовность специалиста к рефлексии.

«Развитие информационной компетентности будущего педагога» будем рассматривать как специально организованный непрерывный педагогический процесс формирования знаний, умений и профессионально-личностных качеств, для решения профессиональных задач.

Таблица 1

Уровни сформированности информационной компетентности

Уровень

Характеристика уровня информационной компетентности

Когнитивный

блок

Мотивационный

блок

Технологический

блок

Рефлексивный

блок

Низкий

Педагог не видит необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ

Мотивация — отсутствует

Уровень работы на компьютере — нулевой

Отсутствует способность к рефлексии в области информационной компетентности

Начальный

Технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных затрат

Педагогам данной группы необходимо повышение мотивации, она либо отсутствует, либо находится на низком уровне

Уровень работы на компьютере — начальный. Способен выполнять простые задачи при помощи компьютера

Не склоны к критическому осмыслению применения информационных технологий в профессиональной деятельности

Достаточный

ИКТ позволяют реализовать свой индивидуальный стиль преподавательской деятельности и личный профессиональный рост

Мотивация — высокая. Существует потребность в непрерывном развитии информационной культуры

Уровень работы на компьютере — базовый. Есть успешные попытки внедрения технологий в воспитательно-образовательный процесс

Достигнув определенного уровня информационной компетентности, склонны не замечать те проблемы, которые могут нарушить состояние спокойствия и мнимой устойчивости их деятельности

Высокий

Существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем информационной компетентности педагога

Мотивация — высокая. Педагог готов постоянно к самообучению и следит за актуальными средствами информатизации

Уровень работы на компьютере — уверенный пользователь. ИКТ является постоянной частью педагогической работы

Характеризуются высокой степенью осмысления трудностей педагогической деятельности с использованием ИКТ. Он понимает требования к информационному уровню подготовки. Реально оценивает систему собственных знаний, умений и навыков

Деятельность педагога имеет особую специфику, связанную с профессионально-педагогическим характером. Подготовка такого рода специалистов должна базироваться не только на освоении стандартных программ и программных пакетов для повседневной жизни, участия в общении, в различных социальных группах, проведения занятий с использованием ИКТ, но и на изучении прикладных продуктов информационных технологий, позволяющих грамотно проектировать образовательную среду и наполнять ее современным содержанием. Речь идет о подготовке будущих педагогов и к компьютерному моделированию, которая основана на деятельности, объединяющей как проектирование образовательного пространства, так и моделирование производственных процессов с применением информационных технологий.

Учитывая вышесказанное, формирование информационной компетентности на современном этапе развития образования следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.

Литература:

1. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования /Открытое образование, 2013. № 6.

2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Армавир, 2002. — 169 с.

3. Пашенцева И. Т. Формирование профессионального сознания в рамках учебного процесса (естественно-гуманитарный подход): монография. — Курск: КГУ, 2016. — 407 с

4. Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. No 3 (16). С. 11–14.

5. Монахова Л. Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве // Человек и образование. –2019. — No 1 (58).–С.42–46.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, уровень работы, профессиональная деятельность, будущий педагог, ИКТ, педагогическая деятельность, средство, уровень.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной...

На государственно-правовом уровне необходимость формирования информационной

Таким образом, неоспорима необходимость формирования ИКТ-компетентности будущего

Система критериев уровня сформированности информационной компетентности должна

СПб., 2006. Кюршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций...

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области

4. Технические программные средства ИКТ. Базовый инструментарий.

Исходя из обозначенных в данной статье возможностей использования ИКТ в деятельности ДОУ и

М, Сфера, 2008. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в...

Формирование и развитие профессиональной компетенции...

Успешное владение ИКТ формирует профессиональную компетентность педагога.

В ответ студенты оставляют учителю обратную связь о своей деятельности.

определенные действия в будущей деятельности, решать управленческие и профессиональные задачи.

– спроектировать уровень усвоения учащимися знаний и умений на разных типах уроков

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения

Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности

Поисковый уровень – подготовить и защитить проблемное выступление (по специальности).

Информационно-компетентностный подход...

...и будет определять уровень профессиональной компетентности будущих педагогов.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога

Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности...

ИКТ-компетентность педагога как необходимое условие при...

– участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность...

Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного.

Организационно-педагогические условия развития...

...возрастает значимость (ИКТ-компетентности) будущего педагога, осуществляющего свою профессиональную

Систему непрерывного формирования ИКТ-компетентности определим как совокупность

Исходя из содержания информационно-коммуникационной компетентности педагога, в ее

ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития...

Формирование информационной компетентности будущих...

Изучение динамики информационной компетентности педагога показало, что ее структура и

На каком бы высоком уровне ни была теоретическая и практическая подготовка учителя

Подготовка учителя информатики к работе в условиях современной информационной

Поэтому цели, задачи, средства, формы, механизмы и способы взаимодействия педагога вуза...

ИК-технологии как инструмент деятельности современного...

Существует множество точек зрения касательно ИКТ-компетентности педагогов, но

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной...

На государственно-правовом уровне необходимость формирования информационной

Таким образом, неоспорима необходимость формирования ИКТ-компетентности будущего

Система критериев уровня сформированности информационной компетентности должна

СПб., 2006. Кюршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций...

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области

4. Технические программные средства ИКТ. Базовый инструментарий.

Исходя из обозначенных в данной статье возможностей использования ИКТ в деятельности ДОУ и

М, Сфера, 2008. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в...

Формирование и развитие профессиональной компетенции...

Успешное владение ИКТ формирует профессиональную компетентность педагога.

В ответ студенты оставляют учителю обратную связь о своей деятельности.

определенные действия в будущей деятельности, решать управленческие и профессиональные задачи.

– спроектировать уровень усвоения учащимися знаний и умений на разных типах уроков

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения

Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности

Поисковый уровень – подготовить и защитить проблемное выступление (по специальности).

Информационно-компетентностный подход...

...и будет определять уровень профессиональной компетентности будущих педагогов.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога

Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности...

ИКТ-компетентность педагога как необходимое условие при...

– участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность...

Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного.

Организационно-педагогические условия развития...

...возрастает значимость (ИКТ-компетентности) будущего педагога, осуществляющего свою профессиональную

Систему непрерывного формирования ИКТ-компетентности определим как совокупность

Исходя из содержания информационно-коммуникационной компетентности педагога, в ее

ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития...

Формирование информационной компетентности будущих...

Изучение динамики информационной компетентности педагога показало, что ее структура и

На каком бы высоком уровне ни была теоретическая и практическая подготовка учителя

Подготовка учителя информатики к работе в условиях современной информационной

Поэтому цели, задачи, средства, формы, механизмы и способы взаимодействия педагога вуза...

ИК-технологии как инструмент деятельности современного...

Существует множество точек зрения касательно ИКТ-компетентности педагогов, но

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система...

Задать вопрос