Библиографическое описание:

Агмалова А. Ф. Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 504-505.

Современный этап развития образования характеризуется постоянным увеличением требований к его качеству, к соответствию образовательных результатов запросам современного общества. Основным критерием оценки качества образования становится формирование мобильной, разносторонне развитой личности, способной адаптироваться к социально — экономическим изменениям и успешно реализовываться в условиях информатизации общества.

В условиях высокой динамичности российской системы образования, ее включения в мировое образовательное пространство качество профессиональной деятельности учителя зависит от уровня сформированности его информационной компетентности, обеспечивающей достижение стратегических задач в профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе массовое использование термина «компетентность», заменившего понятия «квалификация» и «профессионализм», началось сравнительно недавно. Так в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной литературе зародилось специальное направление — компетентностный подход в образовании. В 60–80-е годы в отечественной педагогической мысли разрабатывались научно-педагогические основы подготовки учителя (В. К. Розов, В. А. Сластенин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов). К инфоромационной компетентности специалиста как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 80–90-х годах XX столетия.

Трактовка понятия «информационная компетентность учителя» стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т. д., и до сих пор нет однозначного ее определения.

Так, по мнению О. И. Кочуровой, «информационная компетентность — система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый в конкретной профессии уровень получения, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации». [1]

Т. Б. Захарова характеризует информационную компетентность через эффективность, конструктивность информационной деятельности (внешней и внутренней) на основе компьютерной грамотности, что означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих/поставленных перед человеком задач. [2]Ђ$

Информационная компетентность состоит из двух основных блоков, включающих общие и профессионально-ориентированные знания и умения в области компьютерных технологий:

  • базовые компьютерные знания и умения — едины для всех категорий пользователей, это комплекс знаний и умений в области базовых технических и программных средств вычислительной техники, образующих своеобразный «компьютерный минимум», необходимый для успешного освоения и практического использования любого прикладного программного обеспечения;

  • профессионально ориентированные компьютерные знания и умения — специфический для каждой профессиональной категории пользователей комплекс знаний и умений, соответствующий уровню и содержанию компьютеризации конкретной профессиональной среды.

Изучение динамики информационной компетентности педагога показало, что ее структура и содержание непрерывно развиваются и совершенствуются как в историческом, так и в индивидуально-личностном плане.

В индивидуальном плане информационная компетентность развивается поэтапно, в процессе непрерывного образования человека (обучения, самообразования, повышения квалификации), осуществляемого в предметной области новых информационных технологий.

Специалисты (Ершов А. П. [3], Извозчиков В. А. [4], Каймин В. А., Машбиц Е. И.) выделяют три уровня приобщенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с ЭВМ), компьютерную грамотность и информационную культуру.

Информационную компетентность специалиста исследователи М. А. Винницкая, С. К. Баймухамедова, М. Ж. Дюсемалиева и др. [5] разбили на четыре составляющие: функциональную компетентность, компетентность взаимодействия, компетентность исследования и компетентность открытости. Функциональная компетентность заключается в использовании информации для управления и принятия решений.

Под компетентностью взаимодействия понимается обмен информацией между различными специалистами для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией обо всех видах деятельности производства необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.

Компетентность исследования включает в себя сбор информации о тенденциях развития информационных технологий и услуг, выпуске новых интеллектуальных продуктов и разработку программного обеспечения для эффективного анализа этой информации.

Компетентность открытости позволяет специалисту своевременно приобретать знания для поиска инновационных перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.

Таким образом, осмысление содержания термина «информационная компетентность» в эпоху развития информационных и коммуникационных технологий строится на целом спектре современных педагогических парадигм и подходов: от сциентистских до личностно-ориентированных (Е. В. Иванова, А. О. Ивонин, В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова, Н. Х. Насырова, Э. П. Семенюк, М. А. Холодная, Е. К. Юсеф).

Информационная компетентность рассматривается и как «система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая профессиональный уровень получения, хранения и представления профессионально значимой информации», и как вид деятельности (Л. Д. Васильева, A. B. Вишнякова, Н. В. Кисель); и как совокупность возможностей (Т. Б. Захарова); и как определённый уровень знаний и степень совершенствования специалиста (С. Д. Каракозов, Н. В. Кузьмина и др.).

Уточнив и дополнив обоснование В. Ф. Кочуровым и О. И. Кочуровой, мы сформулировали в качестве рабочего следующее определение «информационная компетентность педагога — есть система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый в педагогической профессии уровень получения, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации».

Таким образом, в нашем исследовании в состав информационной компетентности выделяются такие структурообразующие элементы, как:

  • мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

  • совокупность общественно-гуманитарных и естественно-технических знаний, составляющих информативную основу поисково-познавательной деятельности;

  • способы, операционные действия и позитивный опыт поисково-познавательной деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

  • умения вести полноценный диалог в системе «человек-компьютер».

Для полноценной подготовки учителя информатики к работе в современном информационно-технологическом обществе, необходимо, чтобы процесс обучения в вузе также проходил в новой информационно — коммуникационной образовательной среде, способствующей активации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов, готовности и стремлению к саморазвитию. Таким образом, система подготовки будущего учителя информатики, как компетентного специалиста, должна быть спроектирована и реализована как открытая система, готовая к дальнейшему совершенствованию.

Основой такой системы должна стать ориентация ее на динамично меняющуюся действительность, на постоянное и непрерывное развитие. На каком бы высоком уровне ни была теоретическая и практическая подготовка учителя, современный педагог обязан постоянно и непрерывно повышать свою профессиональную и информационную компетентность. Подготовка учителя информатики к работе в условиях современной информационной среды должна быть ориентирована не только на решение тех задач, которые сегодня возникают перед педагогом, но и на готовность решать задачи, которые пока ему не знакомы, но могут появиться в будущем. Поэтому цели, задачи, средства, формы, механизмы и способы взаимодействия педагога вуза со студентами надо определять таким образом, чтобы рассмотренное понятие профессиональной компетентности стало важным и ценным, если не для всех, то хотя бы для большинства будущих специалистов.


Литература:

  1. Винницкая М. А. Основные составляющие информационной компетентности будущих специалистов / М. А. Винницкая, С. К. Баймухамедова, М. Ж. Дюсемалиева и др.// Материалы международной научно-практической конференции. — Алматы, 2005. — 467 с.

  2. Ершов А. П. Программирование — вторая грамотность. — Новосибирск, 2001.-293 с.

  3. Захарова Т. Б.,Филатова Л. О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования / Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. — С. 26–29.

  4. Извозчиков В. А., Слуцкий A. M. Межпредметные связи и информатика. — СПб., 2002.-51 с.

  5. Кочуров В. Ф. Информационная компетентность взрослых: содержание, структура, уровни / В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова // Новые знания. — 2003. — № 3. — С. 33–35.

Основные термины (генерируются автоматически): информационной компетентности, будущих учителей, компетентности будущих учителей, информационной компетентности будущих, Информационная компетентность, «информационная компетентность, будущих учителей информатики, подготовки будущих учителей, формирования информационной компетентности, информационную компетентность, профессиональной компетентности, применению технологий компьютерной, технологий компьютерной визуализации, профессиональной компетентности будущих, будущих учителей начальных, система компьютерных знаний, система подготовки будущих, «информационная компетентность учителя», условия формирования информационной, учителя информатики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос