Взаимосвязь между коррупцией и правами человека и обратная корреляция, которая существует между ними, все чаще признается деловыми практиками, а также правозащитными организациями и экспертами в этой области.
В то время как руководящие принципы сосредоточены на рисках для правообладателей, нарушения прав человека также представляют ряд рисков для компаний. Они часто схожи с рисками, с которыми сталкиваются компании в результате коррупции. Через в своих глобальных операциях компании могут оказаться в регионах мира, которые являются зонами повышенного риска как для коррупции, так и для нарушений прав человека, либо в результате их собственной деятельности, либо деятельности их деловых партнеров.
Связь с предполагаемой коррупцией или нарушениями прав человека (независимо от фактической юридической ответственности) может также привести к аналогичным репутационным и деловым рискам для компаний, таким как негативное освещение в средствах массовой информации, публичные протесты, бойкоты и кампании. Они могут, в свою очередь, это приводит к остановке производства, упущенным инвестиционным возможностям, повреждению связей с общественностью и ослаблению поддержки и привлечения со стороны текущих и потенциальных клиентов, деловых партнеров и сотрудников.
С другой стороны, успешное управление рисками в области прав человека и борьбы с коррупцией может продемонстрировать подлинную корпоративную приверженность борьбе с коррупцией и правам человека, предоставить компаниям социальную лицензию на деятельность и предоставить им право на получение инвестиционных фондов, государственных закупок, контрактных возможностей и долгового финансирования.
Как и борьба с коррупцией, права человека стали корпоративной заботой. Растущий свод законов, нормативных актов и инициатив требует, чтобы компании знали и демонстрировали, что они уважают права человека с помощью мер, аналогичных тем, которые уже используются для борьбы с коррупцией, таких как должная осмотрительность, оценка рисков и саморегулирование. Такие требования к прозрачности являются частью того, что способствует управлению коррупционными рисками и последствиями для прав человека на основе соблюдения требований законодательства. Корпоративная ответственность за соблюдение прав человека, как она определена в Руководящих принципах, сегодня упоминается в международных стандартах и инструмента, а также в частных контрактах между деловыми партнерами.
Принятие за последние несколько десятилетий отраслевых, национальных и международных антикоррупционных стандартов в сочетании со значительными мерами правоохранительных органов по борьбе с корпоративной коррупцией побудило компаниям разрабатывать и внедрять надежные программы по соблюдению требований законодательства о борьбе с коррупцией.
Программы антикоррупционного комплаенса варьируются от компании к компании. Тем не менее, сформировался консенсус в отношении наилучшей практики, во многом благодаря руководству, опубликованному правительствами и международными организациями, предоставляющими компаниям официальные руководящие принципы и описания эффективной борьбы с коррупцией корпоративные программы соответствия требованиям.
Цель этих программ состоит в том, чтобы выйти за рамки снижения рисков и помочь компаниям внедрить этические ценности в корпоративную культуру, способствуя позитивным изменениям в поведении, сделав соблюдение требований по борьбе с коррупцией моделью того, как усилия, направленные на соблюдение требований, могут помочь в создании подхода к корпоративному управлению, основанного на ценностях.
Подобно соблюдению требований по борьбе с коррупцией, Руководящие принципы призывают предприятия учитывать соблюдение прав человека во всей своей деятельности посредством практических мер, соответствующих их размеру и обстоятельства. Эти меры представляют собой три набора основополагающих стратегий и процедур, которые в совокупности составляют то, что можно рассматривать как систему выполнения корпоративной ответственности за соблюдение прав человека.
Система, предписанная Руководящими принципами, имеет поразительное сходство с системами соблюдения требований наилучшей практики в области борьбы с коррупцией, хотя отдельные элементы, такие как должная осмотрительность в области прав человека, заметно отличаются. Несмотря на то, что это другой процесс по сравнению с традиционной должной осмотрительностью, права человека комплексная проверка может быть интегрирована в существующие корпоративные системы управления рисками при условии, что она выходит за рамки выявления рисков для самой компании, а также учитывает интересы правообладателей.
Другие процессы в области прав человека, такие как отслеживание, должны быть интегрированы в существующие процессы внутренней отчетности, и компании могут использовать существующие инструменты, такие как аудиты, для отслеживания эффективности их реагирования на неблагоприятные последствия для прав человека.
Кроме того, результаты оценок воздействия на права человека необходимо интегрировать в соответствующие внутренние функции и процессы. Эта горизонтальная интеграция может быть эффективной только в том случае, если приверженность компании политике в области прав человека будет внедрена во все соответствующие отделы и функции компании. Подобно стратегиям соблюдения требований по борьбе с коррупцией, руководящие принципы призывают к тому, чтобы права человека в качестве конечной цели были встроены в саму суть компании, подчеркивая правила и ценности таким образом, чтобы влиять на позитивные изменения в поведении и способствовать этической корпоративной культуре.
В целом, поддерживая идею о необходимости комплексного восприятия и оценки уголовно-правовых рисков в сфере антикоррупционного комплаенса на протяжении всего цикла их существования, считаем необходимым отметить, что указанное определение не является в полной мере удачным ввиду того, что при установлении содержательного элемента антикоррупционного комплаенса в уголовно-правовой сфере ученые оперируют понятиями, выработанными в рамках существующей системы противодействия коррупции, которая практически полностью ориентирована на сферы государственной и муниципальной службы. В частности, не вполне удачным в этом контексте кажется упоминание про «ответственность за коррупционные преступления». Представляется, что таким образом с одинаковым успехом вместо содержательного элемента антикоррупционного комплаенса в уголовно-правовой сфере можно было бы определить содержательный элемент противодействия коррупции средствами уголовного права.
Полагаем, что создание комплексных карт уголовно-правовых и криминологических рисков в сфере антикоррупционного комплаенса в рамках дальнейшей разработки средств их снижения должно стать одной из задач исследований в контексте уголовно-правовой доктрины и криминологии. Вместе с тем такую карту весьма сложно представить без понимания системы преступлений в сфере антикоррупционного комплаенса.
Как известно, в настоящее время используются понятия коррупционных преступлений для целей статистического учета, определяются признаки и перечень преступлений коррупционной направленности, однако о преступлениях в сфере антикоррупционного комплаенса речь не идет даже в доктрине уголовного права.
Резюмируя сказанное, в этом контексте применительно к российской доктрине и правоприменительной практике необходимо отметить, что в идеале требуется устранение терминологической полифонии и введение разграничения между понятиями «преступления коррупционной направленности» и «коррупционные преступления». На наш взгляд, первое из них следует рассматривать в качестве родового понятия, охватывающего все преступления, представляющие собой проявление коррупции как в публичной сфере (коррупционные преступления), так и в частном секторе или так называемой коммерческой коррупции (преступления в сфере антикоррупционного комплаенса).
Обособление соответствующих преступлений в рамках самостоятельной группы наряду с преступлениями коррупционной направленности (коррупционными преступлениями) позволит глубже исследовать механизмы их совершения, выработать специальные меры их предупреждения, детально проанализировать криминологические характеристики, что в целом будет способствовать совершенствованию системы противодействия коррупции.
Литература:
- Индекс восприятия коррупции // Центр Антикоррупционных исследований и инициатив. — URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 15.02.2022).
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ// КонсультантПлюс = URL:] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 15.02.2022).
- Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».
- Что такое комплаенс // Национальная Ассоциация Комплаенс — URL: http://compliance.su/novosti/chto-takoe-komplaens-voprosi-i-otveti (дата обращения: 15.02.2022).
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 15.02.2022).