Демографическая политика Китая: программы «Одна семья — один ребенок» и «Одна семья — три ребенка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 22.01.2023

Статья просмотрена: 1442 раза

Библиографическое описание:

Москальонова, А. А. Демографическая политика Китая: программы «Одна семья — один ребенок» и «Одна семья — три ребенка» / А. А. Москальонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99247/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются особенности и эволюция демографической политики Китая в форме программы «Одна семья — один ребенок» и ее последующих вариантов. Дана оценка последствий жесткого демографического регулирования и рассмотрены попытки китайского руководства исправить кризисную ситуацию.

Ключевые слова: Китай, семья, ребенок, сокращение рождаемости, политика «одного ребенка».

Предпосылки и сущность программы «Одна семья — один ребенок». Политика «одного ребенка» («Одна семья — один ребенок») — это демографический проект, действовавший в КНР в 1979–2015 гг. Исходя из названия, правительство устанавливало жесткие ограничения по количеству детей в семье, исходя из необходимости ограничить бурные темпы рождаемости в стране в 1950-е — 1960-е гг.

Обратимся к комплексу предпосылок введения такой рестриктивной меры. Основной причиной сверхрождаемости в Китае в период с 1949 г. по 1961 г. можно выделить стратегию молодого китайского правительства под руководством Мао Цзэдуна по восполнению человеческих ресурсов в годы после смертоносной гражданской войны. Как отмечает Н. К. Семенова, произошло столкновение между идеологическим и экономическим подходами внутри руководства страны — первые следовали тезису «для революции население может быть настолько большим, насколько это возможно»; вторые выступали за жесткое планирование семьи и ограничение рождаемости с целью гармонизации численности населения и экономических ресурсов по его обеспечению [2, с. 1117]. Роль личной философии Мао Цзэдуна сыграла решающую роль в поражении крыла «экономистов». Лишь масштабная гуманитарная катастрофа («Великий голод» 1959–1961 гг.) наглядно показала необходимость государственного ограничения сверхрождаемости.

Предвестником политики «одного ребенка» выступала стратегия «Позже, меньше, лучше», действовавшая в 1971–1979 гг. Суть стратегии заключается в популяризации более поздних браков и деторождений, ограничении количества детей в семьях, но стимулировании их обеспечения в плане финансов и образования. Ограничительные меры сопровождались активной идеологической обработкой населения [3, c. 2–3]. Стратегию можно назвать успешной, так как рождаемость к началу 1980-х сократилась с 5,72 до 2,61 рождений на одну женщину [7].

Программа «Одна семья — один ребенок» была введения в период правления Дэна Сяопиня в 1979 г. Концептуально она базировалась на мальтузианском принципе экономического распределения ресурсов — природные ресурсы по умолчанию ограничены, и без контроля над численностью населения их на всех не хватит. Основной целью программы «одного ребенка» было сокращение рождаемости, высвобождение за счет этого свободных средств у населения и направление их на улучшение условий жизни и укрепление человеческого капитала. Свою базовую цель программа выполнила — к моменту ее отмены рождаемость зафиксировалась на уровне 1,66 деторождений на женщину — почти в два раза меньше, чем изначально [7]. Однако по совокупности негативных последствий программа считается преимущественно провальной для экономики Китая.

Призыв властей к населению отправлять детей учиться в города способствовал резкому росту урбанизации — с 20 % в начале действия программы до 57 % к 2015 г. [5, c. 51] Тем самым, города столкнулись с проблемой перенаселения, нехватки жилья и рабочих мест для новоприбывших. Пострадала и сельская местность — отток молодежи ускорил вымирание деревень, кроме того, усугубилось неравенство распределения доходов между городскими и сельскими жителями (к 2015 г. оно достигло почти трехкратного размера, а внутри сельского населения дифференциация доходов достигала 13–15 раз) [4]. Еще одной проблемой стало укрепление тренда на малодетность или отказ от деторождения среди жителей китайских мегаполисов, что в целом ухудшило ситуацию с демографическим старением населения Китая. Наконец, одной из наиболее критических проблем реализации программы стал серьезный перекос в половом соотношении китайского населения. Традиционно мальчики ценились в семьях больше, и в условиях невозможности завести более чем одного ребенка учащались случаи абортов, отказов от новорожденных девочек и даже инфантицида. После отмены программы ситуация кардинально не улучшилась — на 2021 г. на 100 женщин приходится 105 мужчин, а мальчиков в возрасте до 14 лет на 16 миллионов больше, чем девочек того же возраста [8].

Демографическая политика Китая в условиях кризиса. Осознавая превосходство негативных последствий от сокращения рождаемости, китайское руководство стало постепенно отказываться от запрета на многодетность для семей. С 1984 г. сельским жителям разрешили заводить второго ребенка без угрозы административного преследования, затем было принято постановление «Один родитель-единственный ребенок — двое детей». С конца 2013 г. под руководством Си Цзиньпина эта норма стала общенациональной (политика «Два ребенка для всех»), а в 2015 г. политика «Одна семья — один ребенок» была официально свернута.

Впрочем, как отмечают ученые, отмена жестких ограничений не спровоцировала всплеск рождаемости. Ю. А. Куприянова полагает, что это связано со сформировавшимся нежеланием населения к деторождению — за первые 9 месяцев после введения политики «Два ребенка для всех» лишь 800 тыс. из 11 млн супружеских пар подали соответствующее заявление. Кроме того, порядка 60 % женщин, которые получили право на второго ребенка, были в возрасте от 35 лет и старше; для них деторождение осложнено физиологическими особенностями и внешними факторами: стрессами, плохой экологией и пр. [1, c. 56–57]. Коэффициент рождаемости с 1995 г по настоящее время стабилизировался на уровне 1,6–1,7 деторождений на женщину [7].

Политика «трех детей» . Весной 2021 г. китайское правительство выпустило указ, позволяющий семьям заводить до трех детей. Сущностно новый подход заключается не только в однобокой работе над количественными показателями (темпы рождаемости), но и акцентирует внимание на сопутствующих причинах малодетности. В частности, новый закон предлагает семьям с детьми дополнительные стимулирующие выплаты, женщины получают право на законный отпуск по беременности и пособия, законодательно обеспечивается равенство оплаты труда для женщин и не допускается несправедливое увольнение после отпуска по беременности. Государство сокращает расходы для семей с детьми и предоставляет им льготы по улучшению жилищных условий, обеспечению трудоустройства родителей и образования детей.

Тем не менее, исследователи со скепсисом относятся к инициативе китайских властей. Учитывая прошлый опыт, сохраняется риск того, что государство вернется к принудительным мерам по повышению рождаемости. Под этим подразумевается резкий поворот рестриктивных мер — если ранее преследовались и наказывались семьи с детьми, то сейчас под угрозой финансовых санкций или общественного осуждения находятся люди, сознательно отказывающиеся от деторождения. Кроме того, новое законодательство никак не адресует послабление контроля, который может осуществляться над семейными парами [6, c. 7]. Впрочем, пока что новая политика еще не успела показать какого-либо существенного влияния на демографическую ситуацию, поэтому необходимо дальнейшее изучение и мониторинг ситуации с народонаселением КНР.

Литература:

  1. Куприянова Ю. А. Новая демографическая политика в Китае: «Одна семья — два ребенка» / Ю. А. Куприянова, А. И. Янишевская // Демографическое обозрение. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 53–64.
  2. Семенова Н. К. Демографическая политика КНР и проблема старения населения // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2022. — № 5–1. — С. 1117–1122.
  3. Babiarz K. S. The Limits and Consequences of Population Policy: Evidence From China’s Wan Xi Shao Campaign / K. S. Babiarz, P. Ma, G. Miller, S. Song // National Bureau of Economic Research Working Paper 25130. — 2020. — 62 p. — URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w25130/w25130.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
  4. China Statistical Yearbook 2015 // National Bureau of Statistics of China. — 2016. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm (дата обращения: 19.01.2023).
  5. Choukhmane T. The One-Child Policy and Household Saving / T. Choukhmane, N. Coeurdacier, K. Jin // Sciences Po Publications. — 2019. — 77 p. — URL: https://personal.lse.ac.uk/jink/pdf/onechildpolicy_ccj.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
  6. Tatum M. China’s Three-Child Policy / M. Tatum // Lancet. — 2021. — Vol. 397, № 10291. — P. 1–15.
  7. The World Bank Data // The World Bank. — 2022. — URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 20.01.2023).
  8. 第七次全国人口普查公报(第四号)——人口性别构成情况 (Бюллетень седьмой Всекитайской переписи населения — гендерный состав) // 国家统计局 (Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики). — 2021. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rkpcgb/qgrkpcgb/202106/t20210628_1818823.html (дата обращения: 20.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, сокращение рождаемости, демографическая политика Китая, деторождение, женщина, Китай, китайское руководство, один, политик.


Ключевые слова

семья, ребёнок, Китай, сокращение рождаемости, политика «одного ребенка»

Похожие статьи

Анализ демографической политики Китая

В статье представлен анализ подхода Китайской Народной Республики к реализации демографической политики. Дана оценка этапам формирования и текущему состоянию демографии в стране, описаны перспективы развития ситуации в средне- и долгосрочной перспект...

Социальная политика Красноярского края в программах «4Д»

В статье автор рассматривает приоритетные программы Красноярского края «4Д» и оценивает ход их реализации.

Китайская концепция прав человека и её международное продвижение

В статье рассматриваются факторы, которые определили понимание прав человека руководством Китая, а также цели, задачи и механизмы «дипломатии прав человека» в стране.

Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая

В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Похожие статьи

Анализ демографической политики Китая

В статье представлен анализ подхода Китайской Народной Республики к реализации демографической политики. Дана оценка этапам формирования и текущему состоянию демографии в стране, описаны перспективы развития ситуации в средне- и долгосрочной перспект...

Социальная политика Красноярского края в программах «4Д»

В статье автор рассматривает приоритетные программы Красноярского края «4Д» и оценивает ход их реализации.

Китайская концепция прав человека и её международное продвижение

В статье рассматриваются факторы, которые определили понимание прав человека руководством Китая, а также цели, задачи и механизмы «дипломатии прав человека» в стране.

Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая

В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Задать вопрос