Основные проблемы реализации семейной политики в Оренбургской области и возможные пути ее совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 30.06.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Поповкина, Д. В. Основные проблемы реализации семейной политики в Оренбургской области и возможные пути ее совершенствования / Д. В. Поповкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104615/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются пути совершенствования семейной политики в Оренбургской области.

Ключевые слова : семейная политика, семья, плановый период, Оренбургская область.

Развитие семейной политики и, как следствие, изменение законодательства характеризуют собой комплексное явление, которое требует анализа сложившихся проблем, как на федеральном уровне, так и непосредственно на уровне самого региона. Анализ состояния региональной системы поддержки семей в Оренбургской области свидетельствует о наличии определенных сложностей.

Одной из областных проблем является предоставление услуг семьям, имеющих детей, в проактивном режиме. Современное общество стремится к полной автоматизации информационного процесса с целью ускорения и упрощения процедур, обеспечения надежности хранения, обработки и передачи данных, гарантирования их достоверности и подлинности. В ходе реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в апреле 2020 года был введен термин «проактивный режим» который нашел свое отражение в законодательстве.

Проактивная система подразумевает, что государственные услуги оказываются автоматически, без лишних взаимодействий с гражданами. Заявителю нет необходимости обращаться в многофункциональный центр или иные ведомства, собирать и подавать документы. Особенностью проактивной системы является то, что она строится на взаимосвязанной работе ведомств, которые без участия заявителя, совместно «отрабатывают» поступившие данные.

В рамках реализации постановления Правительства Оренбургской области от 23 ноября 2021 года № 1119-пп «Об утверждении Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты на приобретение школьной формы для детей из многодетных семей в возрасте от 7 до 16 лет включительно» ежегодную денежную выплату в размере 422 рублей на приобретение школьной формы многодетные семьи получают в проактивном режиме — министерство социального развития Оренбургской области получает информацию от Социального фонда России, после чего начисляется причитающаяся выплата.

Органы исполнительной власти Оренбургской области, как участники цифрового процесса, проводят подготовительную работу по предоставлению мер поддержки в проактивном порядке. Так, девять мер социальной поддержки регионального уровня для семей с детьми и отдельных категорий граждан предоставляются без подачи заявлений и документов гражданами.

Для обеспечения эффективного функционирования данного процесса требуется провести большую работу. Содержащиеся в электронных реестрах различных ведомств данные, должны приобрести юридическую значимость, ведь только в этом случае они станут основанием для предоставления требуемой государственной услуги. И здесь возникает вопрос финансирования. Зачастую проблема исходит из недостаточного уровня поступающий от федерального центра средств, что негативно отражается на бесперебойной работе цифровых ресурсов региона.

Еще одной проблемой выступает вопрос реализации регионального материнского капитала и его своевременная индексация.

В соответствии с частью 1.1 статьи 5 Закона Оренбургской Области от 28 июня 2011 года № 249/39-V-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Оренбургской области» — «Размер регионального материнского (семейного) капитала и размер оставшейся части суммы средств регионального материнского (семейного) капитала ежегодно индексируются в соответствии с законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период», однако это противоречит федеральному законодательству по той причине, что еще 12 октября 2021 года на встрече с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации было высказано предложение о переходе на индексацию материнского (семейного) капитала по фактической, а не по прогнозной инфляции. По данным Федеральной службы государственной статистики, инфляция в Российской Федерации по итогам 2022 года составила 11,94 %, в результате чего на федеральном уровне материнский (семейный) капитал был проиндексирован по фактической инфляции.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 года № 1115-пп «О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», одним из основных параметров прогноза является индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года, измеряемый в процентах к декабрю предыдущего года. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, на конец 2022 года индекс потребительских цен на товары и услуги должен был составить 104 %. Однако, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, данный индекс на конец 2022 года составил 112 %, что значительно превысило предполагаемую величину. Инфляция в нашем регионе по итогам 2022 года составила 12 %. В настоящее время в Оренбуржье отмечается неуклонный рост потребительских цен на товары, приобретаемые семьями, имеющими детей (сухие смеси для детского питания, подгузники детские, одежда для детей школьного возраста и иное). Полагаем, что в таких условиях требует внесение поправки, смысл которых заключается в увеличение индексации размера регионального материнского (семейного) капитала и размера оставшейся части суммы средств регионального материнского (семейного) капитала на соответствующую сумму, эквивалентную размеру инфляции, а не законодательно установленной планке в 5,5 % (п. 2 ст. 28 закона Оренбургской области от 15 декабря 2022 года № 636/237-VII-О3 «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». С учетом принятия таких изменений, размер регионального материнского (семейного) капитала мог бы составить 144 988,48 рубля, даже несмотря на незначительное увеличение (а это фактически 8 414,48 рубля), могло повысить уровень материального благосостояния семей, имеющих детей и проживающих на территории Оренбургской области. Однако, с учетом права региона самостоятельного регулирования подобных вопросов, пока плановую индексацию приостановлена.

Одной из важных проблем является снижение статуса семьи, семейных ценностей.

Сегодня, несмотря на то что семья трансформируется, испытывая влияние всех происходящих процессов, она продолжает оставаться самым активным социальным институтом [1]. Поэтому необходимо найти пути и методы регулирования этого уникального института, способного выполнять функции воспроизводства населения и социализации новых поколений. Появление одного ребенка в семье не требует особого влияния со стороны государства. А вот решиться на рождение второго ребенка, тем более третьего, заставляет задуматься в выборе правильных мер, способных помочь сделать такой выбор родителям.

Среди приоритетных задач как демографической, так и семейной политики, должно быть повышение авторитета семьи, и как следствие — создание различных условий для ее поддержки [2]. Поэтому в рамках реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» организована работа, в ходе которой создан ежегодный охват не менее 65 % населения Оренбургской области средствами массовой информации (телевизионные и радиопрограммы, телевизионные документальные фильмы, Интернет-сайты), размещаются материалы, направленные на сохранение семейных ценностей, поддержку материнства и детства, а тиражи периодических печатных изданий направлены на сохранение семейных ценностей. Наряду с этим, проводится активная работа специалистов социальной сферы и образования, в рамках которой осуществляется патронаж семей, социальное консультирование и иные мероприятия по поддержке семей с детьми.

Все сказанное свидетельствует о том, что несмотря на проведение в Оренбургской области серьезной работы в сфере реализации семейной политики, встречаются проблемы, которые требуют обдуманного решения. Анализируя пути разрешения отмеченных проблем, мы думаем, что существует необходимость продолжают сохраняться проблемы, требующие своего первоочередного решения. И ориентиры региональных властей должны определяться выработкой долгосрочной перспективы, направленной на укрепление и развитие семьи, обеспечение внимания к формированию традиционных семейных ценностей.

Литература:

  1. Салтыков К. Г. Терминологические основы государственной семейной политики Российской Федерации. — Е.: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2014.
  2. Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. — М.: Московская государственная юридическая акад. им. О. Е. Кутафина, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, семейная политика, плановый период, проблема, ребенок, семья, государственная статистика, ежегодная денежная выплата, социально-экономическое развитие, Федеральная служба.


Ключевые слова

семья, семейная политика, Оренбургская область, плановый период

Похожие статьи

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Особенности развития молодежной политики в России

В статье уделяется внимание актуальным проблемам молодежной политики. Проведен анализ развития молодежной политики на основе законодательных актов в четырех регионах Уральского федерального округа: Челябинской, Курганской, Свердловской и Тюменской об...

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда

В данной статье приводится анализ рынка труда и проводимой миграционной политики Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области

В настоящей статье на основании анализа исследуются особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Автор выявляет причины для инвестирования в проекты на территории Оренбургской области, правовые меры для разв...

Стратегические направления промышленной политики Республики Башкортостан

В данной работе проведен обзор теоретических аспектов промышленной политики и организационно-правовые основы регулирования промышленной политики в России и Республике Башкортостан. Дана характеристика стратегических направлений промышленной политики ...

Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области

В статье исследованы актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области. Предложены пути совершенствования законодательства Брянской области в части реализации прав граждан на социальное обеспеч...

Проблемы реализации государственной семейной политики

В статье рассмотрены некоторые проблемы семейной политики государства. Проанализировано семейное законодательство в отношении прав ребенка на семью.

Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития

В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики...

Похожие статьи

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Особенности развития молодежной политики в России

В статье уделяется внимание актуальным проблемам молодежной политики. Проведен анализ развития молодежной политики на основе законодательных актов в четырех регионах Уральского федерального округа: Челябинской, Курганской, Свердловской и Тюменской об...

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда

В данной статье приводится анализ рынка труда и проводимой миграционной политики Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области

В настоящей статье на основании анализа исследуются особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Автор выявляет причины для инвестирования в проекты на территории Оренбургской области, правовые меры для разв...

Стратегические направления промышленной политики Республики Башкортостан

В данной работе проведен обзор теоретических аспектов промышленной политики и организационно-правовые основы регулирования промышленной политики в России и Республике Башкортостан. Дана характеристика стратегических направлений промышленной политики ...

Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области

В статье исследованы актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области. Предложены пути совершенствования законодательства Брянской области в части реализации прав граждан на социальное обеспеч...

Проблемы реализации государственной семейной политики

В статье рассмотрены некоторые проблемы семейной политики государства. Проанализировано семейное законодательство в отношении прав ребенка на семью.

Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития

В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики...

Задать вопрос