Побудительные речевые акты в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 22.01.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Гришина, А. А. Побудительные речевые акты в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99208/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается определить, какие ПРА, основанные на приоритете говорящего, его высоком статусе и власти являются наиболее частотными в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Ключевые слова: побудительные речевые акты, классификация.

Человек в своей жизнедеятельности довольно часто использует побудительные предложения, чтобы воздействовать на адресата. Это объясняется тем, что социальные отношения в обществе в основном регулируются речевым поведением человека, воздействующим на своего партнера по коммуникации. Согласно высказыванию Дж. Р. Серля, побуждение — это речевой акт, «представляющий собой попытки … со стороны говорящего … от весьма скромных до весьма агрессивных… добиться того, чтобы слушающий нечто совершил» [1, с. 182]. Можно отметить, что данный речевой акт необходим для выражения приказов, советов, просьб или же других содержаний, вынуждающих собеседника действовать.

Многие отечественные и зарубежные исследователи лингвисты в своих работах по-разному описывают ПРА. Так А. В. Бондаренко были разработаны понятия функционально-семантического поля императивности и императивной ситуации, В. С. Храковским и Л. А. Бирюлиным была представлена формулировка трехуровневого содержательного определения побудительного высказывания и прагматических факторов, влияющих на семантическую интерпретацию побуждения. На психологическом же уровне, побуждение рассматривается в качестве «чувственной формы, в которой проявляется намерение к совершению какого-либо поступка. Это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление, направляющее действия человека» [2, с. 13].

Классификация ПРА основана на разных принципах. Это могут быть параметры, которые обозначают специфику побудительно речевых актов в сравнении с другими классами речевых актов и друг с другом. Например, отличие совета от инструкции, мольбы от просьбы. Однако, по мнению исследователей, классификации ПРА должны быть построены на отношении трех аспектов:

1) Коммуникативно-прагматический аспект, связывающий социо-лингвистические и социо-прагматические показатели;

2) Синтаксический аспект, отображающий исследование форм побуждения в различных языках в рамках синтаксиса;

3) Семантический аспект, заключающийся в изучении пропозиционального смысла побуждений.

В основе классификации отечественного лингвиста Е. И. Беляевой лежат три признака: облигаторность действия, приоритетность говорящего, выгодность действия говорящего [3]. По этим основаниям Е. И. Беляева выделила три группы:

1) прескриптивы (приказ, распоряжения, разрешение, инструкция, запрещение, заказ);

2) суггестивы (совет, предложение, предупреждение);

3) реквестивы (просьба, мольба, приглашение) [3].

Основываясь на «базовой» классификации Е. И. Беляевой, Н. И. Формановская выделила отдельные подкатегории побудительных речевых актов, исходя из социального положения участника разговора и его бенефактивности:

1) Инъюнктивы команды, требования, разрешения, приказы, предписания, принуждения. Основываются данные акты на высоком социальном статусе, позволяющем проявлять властные речевые обороты.

2) Реквестивы. Из них можно выделить: просьбы, мольбы и заклинания. В рамках данных актов субъект на кого направлены условные просьбы ощущает себя доминирующим, что «идёт на руку» говорящему.

3) Адвисивы. Характеризуется подвид рекомендациями, положениями, инструкциями. Условия, описываемые такими актами полезны и выгодны человеку, которому направлено обращение.

Проанализировав предложенный вариант Н. И. Формановской, можно отметить, что лингвист в основе своих работ ставит на первое место социальную позицию в обществе у участника разговора. В зависимости от его положения в речи используются инъюнктивы (в том случае, когда говорящий имеет высокий статус перед оппонентом), либо реквестивы (характеризующиеся низким положением в обществе) [4].

В результате, подавляющая часть ученых подразделяют ПРА на такие основные виды: приказы, запреты, требования, предупреждения, рекомендации, разрешения, просьбы, предостережения, мольбы, советы. Однако важно уточнить, что к ПРА не причисляются пожелания и угрозы [5].

В данной статье, опираясь на классификацию Н. И. Формановской, мы рассмотрим побудительные речевые акты, которые основаны на приоритете говорящего, его высоком статусе и власти. Рассмотрим наиболее частотные побудительные речевые акты на примере первого и второго действий пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

1) Инъюктивы

а) приказ: «Варя. Я приказала его не будить » [6], «Гаев. Помолчи , Фирс» [6];

б) требование: «Лопахин. Решайтесь же!» [6], «Варя (сердито). Да уходите уже наконец!» [6], «Лопахин . Надо окончательно решить — время не ждет… Ответьте одно слово: да или нет?» [6];

в) команда: «Любовь Андреевна. Желтого вугол ! Дуплет всередину !» [6];

г) распоряжение: «Лопахин. И квасу мне принесешь » [6], «Варя. Дуняша, кофе поскорей » [6];

д) наставление: «Варя. Тебе пора спать , душечка» [6];

е) запрещение: «Варя. Нельзя же тебе одной ехать, душечка» [6], «Пищик. Не надо принимать медикаменты, милейшая» [6];

ж) разрешение: «Любовь Андреевна. … Смейтесь надо мной, я глупая» [6].

2) Реквестивы

а) просьба: «Яша (подает Любови Андреевне лекарство). Может, примете сейчас пилюли» [6], «Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!» [6], «Варя. Не говорите, дядечка , ничего лишнего» [6], «Варя. Пойдем, родная, пойдем » [6], «Варя. Вы, Петя, расскажите лучше о планетах» [6];

б) мольба: «Варя ( сквозь слезы ). Не говори, не говори » [6], «Любовь Андреевна (испуганно). Нет, не уходите , останьтесь , голубчик. Прошу вас» [6].

3) Адвисивы

а) совет: «Яша. Идите домой, будто ходили на реку купаться, идите этой дорожкой» [6];

б) рекомендация: «Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать рублей в год за десятину» [6], «Лопахин. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… снести все старые постройки» [6];

в) предложение: «Лопахин… вырубить старый вишневый сад» [6];

г) приглашение: «Лопахин. Едут, в самом деле. Пойдем встречать» [6].

Таким образом исследуя текст, мы выявили, что наиболее частотными и повторяющимися в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» являются инъюктивы в значении требования и адвисивы в значении рекомендации, а некоторые подтипы либо вовсе утратили свое значение в пьесе, либо являются менее частотными.

Литература:

  1. Серль Дж.Р.Классификация иллокутивных актов / Джон Серль // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII: Теория речевых актов. — С. 170–187.
  2. Побуждение // Словарь по этике / под ред. И. Кона, 1981 [Э/р]. — Р/д: http://terme.ru/dictionary/522/word/pobuzhdenie
  3. Беляева Е. И. Грамматика и прагматика побуждения: английский язык / Е. И. Беляева. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1992. — 168 с.
  4. Формановская Н. И. Прагматика побуждения и логика языка / Н. И. Формановская // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 5–6. — С. 34–40.
  5. Серль Дж.Р.Классификация иллокутивных актов / Джон Серль // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII: Теория речевых актов.
  6. Чехов А. П. «Вишневый сад». URL: https://ilibrary.ru/text/472/p.1/index.html (дата обращения 14.11.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ПРА, акт, высокий статус, Чехов, мольба, просьба, речевой акт.


Ключевые слова

классификация, побудительные речевые акты

Похожие статьи

Сложноподчиненные предложения с темпоральной семантикой...

Чеботарева, К. В. Сложноподчиненные предложения с темпоральной семантикой в языке рассказов А. П. Чехова / К. В. Чеботарева.

Приведенное выше временное сложноподчиненное предложение отличается от конструкции типа: «Когда был уже вечер, фон Зайниц проснулся».

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе...

Чехова интересует учитель как профессионал, процесс речевого общения

действенность, теряет высокий статус, но сам акт говорения сохраняет самодостаточное значение.

[3. с. 309]. Чехов фиксирует момент чудом состоявшегося коммуникативного события в ситуации, когда студент приходит к Николаю Степановичу с просьбой поставить ему удовлетворительно.

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах...

Библиографическое описание: Кольцова, С. С. Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах А. П. Чехова / С. С. Кольцова.

Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки и в которых нашли себе место все возрасты...

Компаративный анализ средств выражения отказа в русском...

Отказ — речевой акт, который существует во всех языках и используется в повседневной жизни.

— м.:аст, 2010. 3 Симонова С. О. Коммуникативно-когнитивные особенности выражения косвенных и имплицитных речевых актов отказа в диалогическом дискурсе.

Филологический анализ текста на примере произведения...

Библиографическое описание: Свириденко, Е. Р. Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника» / Е. Р. Свириденко, А. А. Курасова.

А. П. Чехов причину несчастий героя видит не в социальном статусе, а в нищете их духовного мира.

Способы выражения согласия/несогласия в русском языке на...

В жизни людей важное место занимает культура общения, некоторые правила, которые должны быть соблюдены для успешного проведения коммуникативных актов. Составной частью этой культуры общения, культуры речевого поведения, является речевой этикет.

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе...

...в медицинском дискурсе, представляют собой последовательность иллокутивных актов.

Так, из произведений писателей-врачей конца XIX — первой четверти XX века А. П. Чехова, В. В

Речевой жанр мольбы характеризуются в основном как спонтанные, обусловленные

Появляющийся вслед за РЖ просьбы, речевой жанр отказа в большинстве случаев...

Похожие статьи

Сложноподчиненные предложения с темпоральной семантикой...

Чеботарева, К. В. Сложноподчиненные предложения с темпоральной семантикой в языке рассказов А. П. Чехова / К. В. Чеботарева.

Приведенное выше временное сложноподчиненное предложение отличается от конструкции типа: «Когда был уже вечер, фон Зайниц проснулся».

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе...

Чехова интересует учитель как профессионал, процесс речевого общения

действенность, теряет высокий статус, но сам акт говорения сохраняет самодостаточное значение.

[3. с. 309]. Чехов фиксирует момент чудом состоявшегося коммуникативного события в ситуации, когда студент приходит к Николаю Степановичу с просьбой поставить ему удовлетворительно.

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах...

Библиографическое описание: Кольцова, С. С. Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах А. П. Чехова / С. С. Кольцова.

Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки и в которых нашли себе место все возрасты...

Компаративный анализ средств выражения отказа в русском...

Отказ — речевой акт, который существует во всех языках и используется в повседневной жизни.

— м.:аст, 2010. 3 Симонова С. О. Коммуникативно-когнитивные особенности выражения косвенных и имплицитных речевых актов отказа в диалогическом дискурсе.

Филологический анализ текста на примере произведения...

Библиографическое описание: Свириденко, Е. Р. Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника» / Е. Р. Свириденко, А. А. Курасова.

А. П. Чехов причину несчастий героя видит не в социальном статусе, а в нищете их духовного мира.

Способы выражения согласия/несогласия в русском языке на...

В жизни людей важное место занимает культура общения, некоторые правила, которые должны быть соблюдены для успешного проведения коммуникативных актов. Составной частью этой культуры общения, культуры речевого поведения, является речевой этикет.

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе...

...в медицинском дискурсе, представляют собой последовательность иллокутивных актов.

Так, из произведений писателей-врачей конца XIX — первой четверти XX века А. П. Чехова, В. В

Речевой жанр мольбы характеризуются в основном как спонтанные, обусловленные

Появляющийся вслед за РЖ просьбы, речевой жанр отказа в большинстве случаев...

Задать вопрос