Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет

Педагогика
18.01.2023
114
Поделиться
Библиографическое описание
Кирпиков, А. Р. Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет / А. Р. Кирпиков, О. И. Крючкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99054/.


В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения. В данной статье отражено использование психогимнастических игр в коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Ключевые слова: агрессивное поведение, психогимнастика.

В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Исходя из этого, было проведено научное исследование в области коррекции агрессивного поведения. Объектом исследования стало агрессивное поведение детей 5–6 лет. Предмет исследования — коррекция агрессивного поведения детей 5–6 лет посредством психогимнастических игр.

Чтобы найти решение проблемы, была определенацельисследования: разработать комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Исходя из цели исследования, были поставлены задачи :

– Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам агрессивного поведения и условиям его преодоления,

– подобрать методики и провести диагностику агрессивного поведения детей дошкольного возраста,

– разработать и апробировать комплекс психогимнастических игр по коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Теоретико-методологическими основаниями исследования были взяты работы И. А. Фурманова в вопросах агрессивного поведения детей, работы Е. К. Лютовой, А. А. Романова — в вопросах диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, работы Чистяковой М. И., Хрящёвой Н. Ю. в теоретических и практических вопросах психогимнастики с детьми дошкольного возраста.

Исследование теоретически значимо конкретизацией понятий «агрессия» и «агрессивность»; выявлением психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Разработанный комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет может быть использован на практике психологами дополнительного образования, педагогами-психологами дошкольных учреждений, психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. [6,7]

Изучая агрессивное поведение дошкольников, было выяснено, что в каждом периоде агрессия проявляется по-разному, в зависимости от особенностей возраста.

Также был установлен тот факт, что дошкольный возраст — это наиболее сензитивная фаза для коррекции их психологических и поведенческих установок. [5]

В ходе исследования проведен эксперимент, в котором была проверена эффективность разработанного комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, по результатам которых был проведен анализ динамики агрессивного поведения детей, участвовавших в эксперименте.

В качестве диагностических методик по выявлению уровня агрессивного поведения нами был выбран метод наблюдения, результаты которого фиксировались по методике А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» [3] и проективная методика «Несуществующее животное», разработанная М. З. Дукаревич. Эти диагностические методики наиболее подходят в нашем исследовании, так как они показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики отражены в рис. 1.

Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

Рис. 1. Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

На основании результатов диагностики мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей. [7]

Чтобы реализовать правильную и положительную коррекцию агрессивного поведения дошкольников, были соблюдены основные принципы, которыми должны руководствоваться действующие педагоги во время организации коррекционной работы:

Принцип первый

– единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй

– единство возраста и индивидуальности в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип третий

– единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый

– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Принцип пятый

– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Эксперимент проводился на базе детского сада села Уром Удмуртской Республики. В нем принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Дети были условно разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. Подгруппы были максимально равны по социальному статусу, поведению, возрасту, половому составу.

На формирующем этапе было реализовано включение специально подобранных психогимнастических игр в деятельность детей дошкольного возраста, способствующих снижению уровня агрессивного поведения. За основу для подбора игр были взяты рекомендации М. И. Чистяковой и Хрящёвой Н. Ю. Игры проводились в свободное время в естественной жизнедеятельности детей в ДОО раз в неделю в течение трех месяцев.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, продемонстрировали, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень агрессивных проявлений в поведении. Дети научились выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, овладели приемлемыми методами разрядки своего гнева и агрессии, начали проявлять эмпатию к своим сверстникам и взрослым, узнали приемы адекватного взаимодействия с окружающими, улучшилось эмоциональное состояние. Динамика приведена в рис. 2.

Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Рис. 2. Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Таким образом, внедренные психолого-педагогические условия действительно стали эффективным средством коррекции агрессивного поведения.

Литература:

  1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. Просвещение, 2003. 192 с.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми. СПб.: Речь, 2002.
  3. Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. М.: Плэйт, 2002. 112 с.
  4. Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 25–27.
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: 1996.
  6. Хрящева Н. Ю., Макшанова С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб: 1993.
  7. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
агрессивное поведение
психогимнастика
Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 253-256):
Часть 4 (стр. 225-299)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 253-256стр. 299

Молодой учёный