Расчет показателей надежности контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения, разработка мероприятий по их повышению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Кулунчаков, И. Ю. Расчет показателей надежности контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения, разработка мероприятий по их повышению / И. Ю. Кулунчаков, Т. Ю. Бростилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99019/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы рассчитали основные показатели надежности контактной сети, определили допустимые значения, по результатам анализа было предложены мероприятия по снижению количества отказов на контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения на конкретном участке.

Ключевые слова: контактная сеть, надежность, электроснабжение, отказ, коэффициент готовности.

Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире.

Системы электроснабжения электрических железных дорог должны обеспечивать высокое качество электроэнергии и заданную степень надежности энергоснабжения тяговых и нетяговых потребителей при наиболее экономичных показателях работы [1].

Обеспечение высокой надежности электроэнергетических объектов и систем является основным требованием, предъявляемым к ним.

В ходе работы были проанализированы показатели надежности электрооборудования контактной сети (КС) и воздушной линии (ВЛ) продольного электроснабжения (ПЭ) на железнодорожном транспорте.

Объект исследования — участок Наугольная — Бужаниново — Сергиев Посад.

Участок Наугольная — Бужаниново — Сергиев Посад относится к Мытищинской дистанции электроснабжения Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД». Длина участка составляет 64,736 км (см.рис. 1). Данный участок введен в эксплуатацию 1988 году после реконструкции, реконструкция линии ВЛ АБ, ПЭ не производилась с 1956 года.

Расположение исследуемого участка

Рис. 1. Расположение исследуемого участка

Система тягового электроснабжения (ЭС) состоит из двух последовательных достаточно сложных подсистем — тяговых подстанций и контактной сети, содержащих большое количество оборудования, аппаратов, деталей, проводов и изделий, от нормального функционирования которых зависит работоспособность как подсистемы, так и системы в целом [3]. При условии соблюдения правил, технических условий и требований других нормативных документов по эксплуатации, ревизии и ремонту, не допускающих наличия элементов, износ которых выше допустимого и размеры которых вышли за пределы допустимых норм, можно сформулировать следующие понятия надежности:

— надежность тяговой подстанции — свойство обеспечивать в расчетных режимах преобразование электрической энергии и питание контактной сети с отклонениями по напряжению в пределах установленных норм;

— надежность контактной сети — свойство обеспечивать передачу электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу и нормальный токосъем при расчетных скоростях движения и любых атмосферных условиях (кроме стихийных бедствий) с минимальным износом контактных проводов и накладок токоприемника;

— надежность системы электроснабжения — суммарное понятие, включающее в себя как надежность тяговых подстанций, так и надежность контактной сети.

Рекомендуемая периодичность выполнения расчетов по [2] составляет:

для расчета фактических показателей надежности — один календарный месяц (фактические показатели рассчитываются на 16 число месяца, следующего за месяцем оценки);

для установления нормативных (допустимых) значений показателей надежности — один год (нормативные показатели на следующий год устанавливаются на 01 декабря текущего календарного года).

В качестве объектов оценки будем использовать объекты железнодорожного ЭС одного вида (нескольких видов), расположенные на заданном полигоне обследования:

— контактная сеть;

— тяговая подстанция;

— ЛЭП.

Надежность линейных устройств ЭС учитываются в составе объектов вида «тяговая подстанция». Надежность трансформаторных подстанций учитываются в составе объектов видов «тяговая подстанция» или «ЛЭП», в зависимости от их функциональной принадлежности [2].

В соответствии со спецификой функционирования объектов железнодорожного ЭС, для оценки их надежности выбрана следующая номенклатура показателей [2]:

1) интенсивность отказов (характеризует безотказность объекта);

2) среднее время до восстановления t (характеризует ремонтопригодность объекта);

3) коэффициент готовности K (комплексный показатель, характеризует сочетание безотказности и ремонтопригодности объекта).

Полученные значения показателей, применительно к системе железнодорожного ЭС исследуемого участка, позволят дать оценку эксплуатационной надежности объекта и обосновать принятые управленческие решения о текущем состоянии системы железнодорожного ЭС.

На основании результатов сравнения значений эксплуатационных (фактических) и соответствующих им нормативных показателей надежности и была получена информация о состоянии надежности объекта.

Расчет проводился для следующих исходных данных.

Интервал наблюдения: T Н = 8760 ч (1 год).

Коэффициенты ответственности [2,табл. 13]: k = 0,65; k = 0,2; k = 0,15.

Данные по количеству отказов и суммарному времени до восстановления по объектам различных видов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество отказов и суммарное время до восстановления для объектов видов 1, 2 и 3 по ЭЧ-4

Вид объекта, i

n i

T В i , ч

1 «контактная сеть»

12

18,43

2 «тяговая подстанция»

1

0,72

3 «ЛЭП»

5

9,52

Фактическое среднее время до восстановления объекта оценки (виды объектов 1, 2, 3) рассчитывается по формуле [2] с применением данных таблицы 1:

Для объектов всех видов ( i = 0) по объекту оценки фактическое среднее время до восстановления получают путем интеграции. Сначала выполняют интеграцию количества отказов с применением коэффициентов ответственности [2]:

Затем находят среднее время до восстановления:

Коррекция фактического суммарного времени неготовности выполняется в два этапа. На первом этапе определяется параметр неготовности:

На втором этапе, т. к. все рассчитанные значения φ меньше, чем b , то получаем ε 1 = ε 2 3 = ε 0 =1.

Фактическая интенсивность отказов объекта оценки:

Фактический коэффициент готовности объекта оценки:

На этом расчет фактических (эксплуатационных) показателей надежности объекта оценки завершен. Аналогично был проведен расчет допустимых и проектных показателей. Построим диаграмму допустимой, проектной и фактической интенсивности отказов (рис. 2).

График интенсивностей отказов

Рис. 2. График интенсивностей отказов

Анализируя график интенсивностей, видим, что λ доп ≥ λ пр ≥ λ ф .

Показатели эксплуатационной надежности объекта:

— поддерживаются на допустимом уровне;

— соответствуют требованиям проекта.

Однако все еще наблюдаются значительное число отключений (рис. 3), поэтому было рекомендовано заменить старотипные опоры и старые провода АС на провода СИП.

Количество отказов на исследуемом участке

Рис. 3. Количество отказов на исследуемом участке

Проведены соответствующие работы, число отключений снижено (см.рис. 3, год 2022), надежность КС и ВЛ ПЭ повышена. Рекомендовано продолжить мониторинг технического состояния объекта в штатном режиме.

Литература:

1. Алексаньян, И. М. Основы теории надёжности: Учебное пособие / И. М. Алексаньян, И. А. Нахимович; ФГБОУ ВО РГУПС. — Ростов н/Д, 2017. — 116 с. — Библиогр.: с. 116. — Текст: электронный // УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/1214/253878/

2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 декабря 2019 г. N 2762/р «Методика расчета и нормирования показателей надежности объектов железнодорожного электроснабжения».

3. Эксплуатация и ремонт электроподвижного состава магистральных железных дорог: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Иньков, В. П. Феоктистов, Н. Г. Шабалин; под общей редакцией докт. техн. наук, проф. Ю. М. Инькова. — М.: Издательский дом МЭИ, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): контактная сеть, железнодорожное ЭС, вид, исследуемый участок, надежность, оценка, воздушная линия, железнодорожный транспорт, продольное электроснабжение, Сергиев Посад.


Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным...

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, внедрение новых технологий, доля продаж.

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт...

Система мониторинга и анализа состояния искусственных...

Одной из основ транспортной системы Российской Федерации является сеть железных дорог

1. Надежность работы. 2. Простота развертывания. 3. Минимальные требования к

нагрузок; газоанализаторы CO2, H2 и др.; датчики обнаружения воздушных загрязнений; датчики

– Т.2. 5. Лябах Н.Н., Шабельников А.Н. Техническая кибернетика на железнодорожном транспорте.

Разветвленность и протяженность линии как критерий выбора...

Ключевые слова: надежность электроснабжения, показатели надежности, ВЛ 10 кВ, линейное ответвление

За исследуемый период (2014–2019 гг.) выявлено 373 зарегистрированных аварийных

Как видно из рисунка 1.а, наибольшее число исследуемых линий (30 линий или 32,6

Автоматическое секционирование воздушных линий 10 кВ может быть экономически...

Использование железнодорожной инфраструктуры...

Трамвай — экологичный вид транспорта, не загрязняет атмосферу, как автобусы и автомобили, что важно

Система железнодорожного тягового электроснабжения постоянного тока 3 кВ [1] должна

Напряжение в контактной сети и дополнительной линии противоположны по знаку друг другу

Рис. 2. Напряжение в контактной сети в зависимости от расстояния до подстанции.

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Проблема надежности на транспорте является одной из актуальных тем нашего времени, и это относится не только к техническим

Рис. 4. Пример необходимости наличия резерва на участке однопутной линии.

1440 мин. — количество минут в сутках; - наличие технологических окон на участке.

Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте.

Дистанционные методы обследования линий электропередач

...точные пространственные данные о параметрах состояния ЛЭП в электронном виде, позволяют

Два снимка, содержащих один и тот же участок ЛЭП, образуют стереопару.

Применение дистанционных методов при обследовании воздушных линий электропередач

отдельных из них достигает 40–50 км, поэтому сети линий электропередачи (ЛЭП) в.

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта.

Дистанция пути обслуживает определенный участок железнодорожной линии.

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных

Подержание надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), существенно.

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростные железные дороги.

В этой стране большая часть железнодорожной сети узкоколейная (ширина колеи 1067 мм), что не

Линия предназначалась как для пассажирского, так и для грузового движения.

подтвердил прогнозировавшиеся высокие эксплуатационные качества и надежность пути на балласте.

Блуждающие токи и методы борьбы с ними в системах...

Ключевые слова: транспорт, электрические сети, блуждающие токи, коррозия, тяговая сеть.

в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода.

В результате таких процессов в участках выхода токов из рельсов и трубопровода

ГОСТ 32895–2014 «Электрификация и электроснабжение железных дорог».

Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным...

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, внедрение новых технологий, доля продаж.

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт...

Система мониторинга и анализа состояния искусственных...

Одной из основ транспортной системы Российской Федерации является сеть железных дорог

1. Надежность работы. 2. Простота развертывания. 3. Минимальные требования к

нагрузок; газоанализаторы CO2, H2 и др.; датчики обнаружения воздушных загрязнений; датчики

– Т.2. 5. Лябах Н.Н., Шабельников А.Н. Техническая кибернетика на железнодорожном транспорте.

Разветвленность и протяженность линии как критерий выбора...

Ключевые слова: надежность электроснабжения, показатели надежности, ВЛ 10 кВ, линейное ответвление

За исследуемый период (2014–2019 гг.) выявлено 373 зарегистрированных аварийных

Как видно из рисунка 1.а, наибольшее число исследуемых линий (30 линий или 32,6

Автоматическое секционирование воздушных линий 10 кВ может быть экономически...

Использование железнодорожной инфраструктуры...

Трамвай — экологичный вид транспорта, не загрязняет атмосферу, как автобусы и автомобили, что важно

Система железнодорожного тягового электроснабжения постоянного тока 3 кВ [1] должна

Напряжение в контактной сети и дополнительной линии противоположны по знаку друг другу

Рис. 2. Напряжение в контактной сети в зависимости от расстояния до подстанции.

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Проблема надежности на транспорте является одной из актуальных тем нашего времени, и это относится не только к техническим

Рис. 4. Пример необходимости наличия резерва на участке однопутной линии.

1440 мин. — количество минут в сутках; - наличие технологических окон на участке.

Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте.

Дистанционные методы обследования линий электропередач

...точные пространственные данные о параметрах состояния ЛЭП в электронном виде, позволяют

Два снимка, содержащих один и тот же участок ЛЭП, образуют стереопару.

Применение дистанционных методов при обследовании воздушных линий электропередач

отдельных из них достигает 40–50 км, поэтому сети линий электропередачи (ЛЭП) в.

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта.

Дистанция пути обслуживает определенный участок железнодорожной линии.

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных

Подержание надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), существенно.

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростные железные дороги.

В этой стране большая часть железнодорожной сети узкоколейная (ширина колеи 1067 мм), что не

Линия предназначалась как для пассажирского, так и для грузового движения.

подтвердил прогнозировавшиеся высокие эксплуатационные качества и надежность пути на балласте.

Блуждающие токи и методы борьбы с ними в системах...

Ключевые слова: транспорт, электрические сети, блуждающие токи, коррозия, тяговая сеть.

в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода.

В результате таких процессов в участках выхода токов из рельсов и трубопровода

ГОСТ 32895–2014 «Электрификация и электроснабжение железных дорог».

Задать вопрос