Специфика социализации подростков в условиях спортивной школы по хоккею | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Невзоров, П. П. Специфика социализации подростков в условиях спортивной школы по хоккею / П. П. Невзоров, С. А. Кириенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5477/ (дата обращения: 19.11.2024).

Современные тенденции образования в структуре реализации модели социализации подростков раскрывают новые перспективы построения педагогического, социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макромасштабах, определяющих востребованность развивающейся личности в деятельности и общении и, как следствие, принятие достижений и продуктов деятельности и общения данной личности той средой, в которой создаются и реализуются условия для социализации, самореализации и саморазвития.
Социализация – это результат самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности, опосредованный моделью и спецификой включения развивающейся и формирующейся личности на протяжении всей жизнедеятельности в деятельность и общение в среде социально-профессионального генеза, выделяющего объективные продукты деятельности данной личности в микро-, мезо-, макромасштабах, свидетельствующих о широте и многообразии способов познания и преобразования объективной реальности, создавшей личность в социальной среде чрез деятельность и общение.
В таком контексте необходимо выделить систему принципов социализации подростков в условиях спортивной школы по хоккею, фасилитирующих организацию педагогического взаимодействия в школе и педагогическом коллективе:
  • принцип активного участия подростка в жизни школы и класса, основанный на принятии норм, правил поведения и взаимоотношений в школе и за ее пределами;
  • принцип научности, последовательности, систематичности, системности, наглядности и прочности в изучении наук, овладении искусств, техник, методик;
  • принцип единства обучения, образования, социализации, адаптации и воспитания личности;
  • принцип здоровьесберегающего начала в построении педагогического и социального взаимодействия с подростками, родителями и педагогами, включенными в процесс социализации подростков;
  • принцип получения наивысших достижений в науке (учебе) и спорте (хоккее) на основе учета всех противоречий субъектного и средового генеза;
  • принцип синергетической и диалектической основы в планировании и организации управления процессами социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности;
  • принцип своевременности в постановке и решении проблем, дилемм, задач современной педагогической практики, связанной с системой управления и социализацией подростка.
Под самореализацией будем понимать самостоятельную постановку развивающейся личностью цели развития в процессе взаимодействия в образовательном учреждении и за его пределами (цель должна лежать в плоскости осуществляемой учебным заведением плана воспитательных, конкурсных, просветительских, оздоровительных, культурно-досуговых, военно-спортивных и пр. направлений), поиск методов и средств ее претворения с опорой на опыт родителей и педагогов, стимулирующих и корректирующих данный процесс.
Под саморазвитием будем понимать процесс опосредованной педагогической стимуляции (создании условий для развития личности в среде и деятельности) в осуществлении всестороннего развития на основе выбранных перспектив социализации и самореализации в образовательном учреждении и за его пределами.
Итак, через спорт социализировать подростков легче всех других направлений, т.к. особенность развития предполагает высокую двигательную активность и способность к проявлению ее в спорте, например, в хоккее.
Самореализация в хоккее носит характер непринужденных ситуативно и личностно реконструируемых отношений, где победа на соревнованиях любого уровня является показателем успешности и состоятельности как процесса социализации, так и процесса самореализации подростков в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Таким примером является члены команд воспитанников Новокузнецкой СДЮШОР «Металлург», сотрудничающих с МБОУ СОШ №52 уже на протяжении 30 лет.
Доказательна взаимосвязь направлений социализации – спорт, наука, искусство в том, что почти все тренеры хоккейных классов когда-то учились в МБОУ СОШ № 52, это и А. И. Кицын (тренер команды «Металлург-95»), и А. Р. Лучанский (тренер команды «Металлург-97») – выпускники первого хоккейного класса, и А. А. Малахов, и О.С. Суздаленко, и С.А. Парфенёнок и другие.
Обучающиеся МБОУ СОШ № 52 г. Новокузнецка регулярно привлекаются в сборные команды России, так в 2008 г. – 8 человек, 2009 г. – 5 человек, 2010 г. – 3 человека. В 2011 г. молодежная сборная России завоевала звание чемпионов мира. В состав сборной вошли Максим Кицын и Дмитрий Орлов, воспитанники Новокузнецкой школы хоккея с шайбой, выпускники 2008 года, а 28 января 2011 г. им присвоены звания «Мастер спорта России». Приведем некоторые результаты выпускников:
Сергей Бобровский (20.09.1988) — российский хоккеист, вратарь клуба НХЛ «Коламбус Блю Джекетс».
Клубная карьера. Сергей Бобровский является воспитанником «Металлурга» из его родного Новокузнецка. За основную команду он дебютировал в 18-летнем возрасте, сыграв несколько матчей в сезоне 2006-2007. В следующем сезоне Бобровский стал значительно чаще играть в основе клуба, а регресс «Металлурга» продолжился. Оборона ворот аутсайдера была тяжёлым делом, но позволила голкиперу быстро набирать опыт. Бобровский играл за новокузнечан до конца сезона 2009—2010, когда у него закончился контракт. 6 мая 2010 года незадрафтованный хоккеист подписал трёхлетний контракт с «Филадельфией Флайерз», которая в предыдущем сезоне потеряла из-за несовместимой с хоккеем травмы основного вратаря Рэя Эмери. В летнем тренировочном лагере молодой вратарь понравился наставнику «лётчиков» Питеру Лавиолетту, и Бобровский стал рассматриваться как второй голкипер, которым на тот момент считался Брайан Буше. Накануне старта сезона тяжёлую травму получил основной голкипер клуба, Майкл Лейтон, и россиянин вышел на лёд в матче открытия. Его команда выиграла в Питтсбурге, а Бобровский стал самым молодых вратарём «Флайерз», открывавшим сезон, и первым с 2004 года, кому удалось выиграть дебютный матч за филадельфийцев. На старте сезона Бобровский стал открытием чемпионата и выиграл 7 из первых девяти матчей. После 11-й победы в 14 матчах Бобровский возглавил список вратарей НХЛ по количеству побед. В ноябре он был признан лучшим новичком месяца. В дебютном сезоне вратарь-новичок одержал 28 побед в регулярном чемпионате, и, к неудовольствию филадельфийских болельщиков, был объявлен основным голкипером команды на плей-офф. Однако там он сыграл полностью лишь первый и последний матчи своей команды, закончившей выступление после второго раунда. Летом в «Филадельфию» пришёл Илья Брызгалов. С ним был подписан многомиллионный контракт (генеральному менеджеру пришлось избавиться от нескольких высокооплачиваемых игроков), что говорило о ставке на новичка как на первого вратаря. В начале октября 2011 года Лейтон отправился в фарм-клуб, оставив в основной команде двух вратарей — Брызгалова и Бобровского. Из первых 14 матчей клуба в сезоне Бобровский подменил соотечественника в четырёх. В начале ноября 2011 года появилась информация об интересе к нему со стороны «Коламбус Блю Джекетс». 22 июня 2012 года обменен в «Коламбус Блю Джекетс» за два выбора во втором и четвертом раундах на драфте 2013 года и один выбор в четвертом раунде драфта 2014 года.
Сборная. Бобровский был дублёром Семёна Варламова на чемпионате мира среди юниоров 2006 года, где российская сборная стала пятой. В конце лета 2007 года началась Суперсерия 2007, ремейк Суперсерии 1972 года. В противостоянии молодёжных команд россияне были разбиты, Бобровский сыграл в половине матчей. На чемпионате мира среди молодёжи 2008 Бобровский был основным вратарём сборной, и завоевал с ней бронзовые медали. Перед чемпионатом мира 2010 Вячеслав Быков начал сбор без игроков НХЛ и хоккеистов, продолжавших бороться за Кубок Гагарина. В числе этих резервистов был вызван Бобровский, сыгравший в матче с Италией (3:3).
Достижения. Серебряный призер чемпионата МХЛ сезона 2009-2010.
Максим Кицын (24.12.1991) — российский хоккеист, нападающий. Воспитанник новокузнецкого хоккея. В настоящее время является игроком нижегородского «Торпедо», выступающего в КХЛ.
Клубная карьера. Максим Кицын начал свою профессиональную карьеру в 2008 году в составе родного новокузнецкого «Металлурга». В 2010 году на драфте НХЛ Максим был выбран в 6 раунде под общим 158 номером клубом «Лос Анджелес Кингз». В сезоне 2010/11 Кицын набрал 7 (3+4) очков в 18 проведённых матчах, после чего 6 января 2011 года подписал контракт с клубом хоккейной лиги Онтарио «Миссиссога Сент-Майклс Мейджорс». В составе «Миссиссоги» Максим за остаток сезона провёл 52 матча, в которых он набрал 45 (19+26) очков, став финалистом плей-офф OHL. В розыгрыше Мемориального кубка «Миссиссога» лишь в финале уступила клубу «Сент-Джон Си Догз», а сам Кицын набрал 2 (1+1) очка. Перед началом сезона 2011/12 Максим вернулся в Новокузнецк.
Международная. В составе сборной России Максим Кицын принимал участие в юниорском чемпионате мира 2009, на котором он вместе с командой стал обладателем серебряных медалей, и молодёжных чемпионатах мира 2010 и 2011, последний из которых принёс ему звание чемпиона мира. На том турнире Максим провёл 7 игр, в которых набрал 9 (5+4) очков.
Достижения. Чемпион России среди молодежных клубных команд 1992 г.р. в сезоне 2008-2009. Серебряный призёр юниорского чемпионата Мира 2009. Серебряный призер чемпионата МХЛ сезона 2009-2010. Чемпион Мира среди молодёжных команд 2011.
Дмитрий Орлов (23.07.1991), защитник.
Клубная карьера. Провел четыре сезона в составе новокузнецкого «Металлурга». В 2009 году был задрафтован клубом НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» во втором раунде под общим номером 55. В 2011 году подписал с «Вашингтоном» двухсторонний контракт, отыграл 25 матчей сезона 2010-2011 (2 гола, 8 передач) и 15 матчей сезона 2011-2012 (4 гола, 5 передач), а затем был поднят в основу «Кэпиталз». Провел в дебютном сезоне в НХЛ 60 матчей, набрал 19 очков (3+16).
Достижения. Серебряный призер юниорского чемпионата Мира 2008. Чемпион России среди молодежных клубных команд 1992 г.р. в сезоне 2008-2009. Серебряный призёр юниорского чемпионата Мира 2009. Серебряный призер чемпионата МХЛ сезона 2009-2010. Чемпион Мира среди молодёжных команд 2011.
Захар Арзамасцев (06.11.1992) — российский хоккеист, защитник. Выступает в КХЛ за команду «Металлург» из своего родного города.
Клубная карьера. Дебютировал в Континентальной хоккейной лиге 13 сентября 2009 г. в домашнем матче «Металлурга» против «Витязя», завершившимся поражением новокузнечан 1:3. На следующий день Захар был отправлен в молодёжную команду, и следующий вызов в «Металлург» получил в начале декабря. В своей четвёртой игре в КХЛ 12 декабря 2009 г. забросил первую в карьере шайбу в ворота ХК МВД. Всего в сезоне 2009/2010 Арзамасцев сыграл за «Металлург» 21 матч, набрал 2 очка за результативность (1+1). В апреле 2010 г. участвовал в юниорском чемпионате мира (до 18 лет) в составе сборной России (итог – 4 место). В ноябре 2010 г. – в Subway Super Series в составе молодёжной сборной России. Был одним из претендентов на поездку на МЧМ 2011, однако в окончательный состав не попал. Согласно многим предварительным рейтингам, в том числе рейтинге центрального скаутингового бюро НХЛ, считался реальным претендентом на выбор в драфте НХЛ 2011 года, однако в результате задрафтован не был. В ноябре 2011 г. участвовал в составе второй молодёжной сборной России в «Турнире 4-х наций», проходившем в Финляндии. Команда Евгения Корешкова заняла на нём третье место. 23 декабря 2011 г. вошёл в окончательный состав молодёжной сборной России для участия в молодёжном чемпионате мира 2012.
Достижения. Чемпион России среди молодежных клубных команд 1992 г.р. в сезоне 2008-2009. Серебряный призер чемпионата МХЛ сезона 2009-2010. Серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 в составе сборной России.
Иван Телегин (28.02 1992) — российский хоккеист, нападающий. Игрок канадского юниорского клуба «Барри Кольтс». Серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 в составе сборной России. В марте 2009 г. в стал победителем первенства России среди клубных команд 1992 года рождения в составе новокузнецкого «Металлурга». В летнее межсезонье решает отправиться в систему юниорских лиг Северной Америки, ради чего выплачивает денежную компенсацию «Металлургу» за расторжение контракта в одностороннем порядке. На стыке 2009—2010 гг. сыграл за сборную России на молодёжном чемпионате мира, а вот из состава юниорской сборной был отчислен незадолго до начала ЧМ в апреле 2010 г. На драфте НХЛ 2010 года Телегин был выбран клубом «Атланта Трэшерз» под 101-м номером. В июле 2010 г. Телегин занимался в лагере новичков «Трэшерз». Был кандидатом на поездку на МЧМ 2011, однако за две недели до его начала получил травму и потерял шансы вновь пробиться в сборную. 23 декабря 2011 г. вошёл в окончательный состав молодёжной сборной России для участия в молодёжном чемпионате мира 2012.
Достижения. Чемпион России среди молодежных клубных команд 1992 г.р. в сезоне 2008-2009. Серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 в составе сборной России.

Литература
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие / О. А. Козырева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 207 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–359–2.
  3. Козырева, О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
  4. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  5. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 49 – 62.
  6. Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №1 (5). – С. 27 – 29.
  7. Зубанов, В. П. Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем / В. П. Зубанов, О. А. Козырева, П. П. Невзоров, Т. Н. Шайдулина, С. А. Кириенко // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 1. – М. : Буки-Веди, 2012. – С.87-90.
  8. Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 94 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–397–4.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Козырево, ISBN, молодежный чемпионат мира, Новокузнецк, молодежная сборная Россия, сборная Россия, юниорский чемпионат мира, клубная карьера, российский хоккеист, учебное пособие.


Похожие статьи

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Аксиологические особенности занятий физической культурой и спортом в современном обществе

Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом периоде

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Похожие статьи

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Аксиологические особенности занятий физической культурой и спортом в современном обществе

Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом периоде

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Задать вопрос