Стратегические императивы развития конкурентной политики в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, А. Э. Стратегические императивы развития конкурентной политики в России / А. Э. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98919/ (дата обращения: 11.12.2024).



Конкурентная политика, являясь элементом системы государственного регулирования современной экономики, служит также силой, воздействующей на экономическую среду деятельности домохозяйств, фирм, государственных организаций. Изменения в конкурентной политике происходят вследствие эндогенных факторов, в том числе, относящихся к сфере государственного регулирования, и экзогенных факторов. Эндогенные и экзогенные факторы побуждают органы управления хозяйственными процессами инициировать изменения в конкурентной политике, повышающие её эффективность в продвижении к росту конкурентоспособности субъектов национальной экономики. В свою очередь, механизм конкурентной политики воздействует на фирмы и домохозяйства, стимулируя их к внедрению инноваций, инвестированию в условия развития, наращиванию человеческого капитала.

Для России первостепенное значение имеет определение стратегических приоритетов конкурентной политики, что требует прогнозирования как внутренних и внешних сил, меняющих экономическую среду в целом, и конкурентную среду, в частности, так и развития методов и инструментов самой конкурентной политики. Технологические (информатизация и цифровизация хозяйственных процессов), геополитические (превалирование политических интересов над экономическими, новый передел мирового экономического пространства), координирующие (новая комбинация демократических, авторитарных и либеральных подходов к управлению хозяйственным поведением товаропроизводителей) факторы обусловливают ряд направлений развития конкурентной политики современной России. Эти направления отражают основные проблемы, без снятия которых невозможно решить задачи экономического прогресса России на длительную перспективу.

Эндогенные силы служат основным императивом преобразований в конкурентной политике, так как внутренний рынок является основным для российских товаропроизводителей и потребителей.

Первое требование к развитию конкурентной политики России — это сосредоточение государственной поддержки на компаниях тех отраслей, которые вошли в перечень приоритетных направлений развития страны. Для продвижения в данном направлении возможно использовать сочетание адресного стимулирования хозяйственной деятельности с обеспечением равного доступа к его источникам. Поддержку рекомендуется оказывать всем фирмам, производящим соответствующую государственным приоритетам продукцию, поощряя этим конкуренцию между ними. Поддерживающие мероприятия целесообразно осуществлять с помощью экономических инструментов. Смещение акцентов от поддержки развития отдельных отраслей и компаний к поддержке групп взаимосвязанных отраслей и комплексов, включающих не только производителей конечной продукции, но также поставщиков, потребителей, каналы товародвижения; стимулирование скоординированных изменений в технологически связанных отраслях.

Вовлечение в проекты, предусматривающие широкий круг участников, финансово-промышленных групп способны взять на себя государственные органы экономического регулирования федерального и регионального уровней. В общем смысле, это будет диверсификация государственных инвестиций, кооперирование деятельности частных компаний, связывание территорий и отраслей в единый народнохозяйственный механизм, функционирующий по принципам регулируемой рыночной экономики. Роль фактора поддержки «связанности» экономики страны способно сыграть формирование инструментов поддержки межотраслевых производственных партнерств, в том числе предоставление «связующих грантов» для реализации кооперационных проектов компаниями смежных отраслей [1].

Второе направление — пересмотр взаимодействия государства с компаниями с большой долей государства в капитале, т.н. государственных компаний. Их неопределённый в аспекте прав собственности статус позволяет распределять прибыль и затраты способами, не отвечающими критериям эффективности. Многолетнее функционирование таких компаний на российском и мировом рынках показало, что результаты этого участия достаточно далеки от ожидавшихся. Возможны два варианта развития конкурентной политики для данных экономических субъектов. Первый вариант: применение к организации их деятельности теории «пучка прав собственности» с чёткой спецификацией каждого правомочия. Второй: отказ от государственно-частной формы корпораций с приданием им статуса либо частной (пакет акций государства не превышает 10 %), либо чисто государственной (пакет акций, принадлежащих государству, не менее 90 %).

Третье направление развития конкурентной политики российского государства — это преодоление административно-коммерческого монополизма на муниципальном и региональном уровнях. Иными словами, борьба с протекционизмом на локальных территориальных рынках и снятие административных барьеров для компаний данного региона и иных регионов России. Защитная функция конкурентной политики проявится в продолжении формирования общероссийского рынка товаров, труда, капитала. В то же время, важно отметить необходимость разумной защиты местных товаропроизводителей от конкуренции со стороны крупных общероссийских и зарубежных торговых сетей. Эта защита может выразиться в экономических и организационных мерах поддержки компаний, имеющих большое значение для социально-экономического развития данной территории.

На протяжении двух десятилетий в России обсуждаются необходимость и возможность увеличения вклада малого и среднего предпринимательства (МСП) в создание валового внутреннего продукта. По результатам хозяйственной деятельности в 2020 г. по показателю ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Германия (5 место в мировом рейтинге ВВП по ППС) лишь ненамного опередила Россию (6 место в мировом рейтинге). Возможно, что решить задачу, обозначенную Президентом РФ, войти в пятёрку ведущих экономических держав, наша страна может именно за счёт активизации участия населения в предпринимательской деятельности. В 2019 г. в России на 10 тыс. населения приходилось около 180 субъектов МСП, в Германии — 274; вклад в ВВП субъектов МСП в России составил в том же году около 22 %, в Германии — 55 % [2].

Таким образом, показатель количества субъектов МСП на 10 тыс. чел. населения страны в России составляет 66 % от уровня Германии, вклад же российских МСП в ВВП страны составляет лишь 40 % от немецких МСП. Низкая эффективность деятельности малого бизнеса в России по созданию добавленной стоимости, в сравнении с Германией, с одной стороны, свидетельствует о слабом использовании высоких технологий и высококвалифицированных кадров, а с другой стороны, о резервах роста при условии включения в цепочки добавленной стоимости на территории России и за её пределами. Политика региональных и муниципальных органов власти может придать импульс развитию российских субъектов МСП в указанном направлении.

Следующее (четвёртое) направление обусловлено, прежде всего, экзогенными факторами. Оно связано с включенностью нашей страны в мирохозяйственные связи. По нашему мнению, России следует постепенно и осторожно переходить к открытости рынков для товаров иностранных фирм. Для этого использовать инструменты всех блоков механизма конкурентной политики: правового, организационного, экономического и процессуального.

В правовом блоке: принять законодательные акты, отменяющие контрсанкции для компаний ЕС и других стран, не дожидаясь отмены санкций со стороны данных государств. В организационном блоке: в Минэкономразвития создать отдел, занимающийся созданием условий благоприятствования для импорта наиболее важных для функционирования национальной экономики наименований товаров, наладить координацию этого отдела с МИД РФ. В экономическом блоке: уменьшить таможенные пошлины и упростить правила растаможивания зарубежных товаров приоритетного назначения. Ввести субсидирование для российских компаний, которые понесут ущерб в первый период отмены контрсанкций, и компенсацию части процентной ставки при кредитовании этих компаний российскими банками.

В процессуальном блоке конкурентной политики рекомендуется наладить привлечение российских компаний (особенно МСП) к участию в международных экономических форумах. Способствовать выделению государственных (прежде всего, региональных) средств этим компаниям на компенсацию части затрат, связанных с участием. Применить информационные сети для постоянного информирования российских предпринимателей о возможностях сотрудничества с зарубежными фирмами, используя опыт применения бизнес-навигатора.

Эндогенные и экзогенные факторы учитываются при обосновании пятого — основного — направления развития конкурентной политики России. Оно заключается в повышении качества структуры экономики страны. Речь идёт о возрастании доли передовых в научно-технологическом аспекте отраслей и отражении этого в изменении структуры экспорта и импорта России. Надеяться на саморегуляцию рынка в создании такой структуры нельзя, что показывает опыт многих стран мира на протяжении последних полутора веков. Продвижение в данном направлении возможно при понимании единства целей национальной промышленной и конкурентной политики.

Конкурентная политика неизбежно влияет на перелив капитала между сферами хозяйственной деятельности. Для создания благоприятных условий при защите товаропроизводителей и развитию их хозяйственного потенциала государство способно применить правовые инструменты. В отечественной экономической литературе представлена точка зрения на законодательное регулирование рентабельности производственной деятельности. Так, Н. Я. Петраков предлагает юридически закрепить понятие нормальной рентабельности, включающей расходы на инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции, а также предусматривающее прогрессивное налогообложение сверхнормативной прибыли [3]. Ещё более радикальным выглядит предложение принять федеральный закон, устанавливающий формы, пределы и процедуры регулирования цен. Регулирование цен со стороны государственных органов экономического управления на отдельных этапах развития российской экономики может стать периодически осуществляемой процедурой не только для социально значимых товаров и услуг, но и ряда не включённых в их перечень, но существенно влияющих на себестоимость продукции, товаров производственного назначения.

Литература:

  1. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст]: эксперт. докл. / Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.); П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 18
  2. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст]: эксперт. докл. / Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.); П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 24.
  3. Петраков Н. Я. О возможностях минимизации последствий мирового финансового кризиса для экономики России. — URL: Http://www.econorus.org.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная политика, Россия, компания, хозяйственная деятельность, государственное регулирование, добавленная стоимость, конкурентная политика России, направление, направление развития, региональный уровень.


Задать вопрос