Муниципальные финансы как ресурс социально-экономического развития территории в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан: формирование, проблемы и пути развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Сабанчина, Г. Б. Муниципальные финансы как ресурс социально-экономического развития территории в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан: формирование, проблемы и пути развития / Г. Б. Сабанчина, Е. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 149-153. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98787/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования и использования муниципальных финансов, определена роль и функции финансов на примере муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Выявлены основные проблемы формирования, муниципальных финансов и предложены пути их развития.

Ключевые слова: муниципальный бюджет, муниципальное управление, муниципальные финансы, органы местного самоуправления, развитие территории.

The article discusses the theoretical and practical aspects of the formation and use of municipal finance, defines the role and functions of finance on the example of the municipal district of the Ufa district of the Republic of Bashkortostan. The main problems of formation, regulation and control of municipal finances are identified and ways of their development are proposed.

Keywords: municipal budget, municipal administration, municipal finances, local self-government

В современных условиях развития и реформирования государственного и муниципального управления в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед государственной властью, является эффективное социально-экономическое развитии территорий страны. Финансовая независимость муниципальных образований — это основа экономического и социального благополучия региона, поскольку муниципальные финансы обеспечивают осуществление функций и задач, стоящих перед местным самоуправлением.

Муниципальные финансы представляют собой денежные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств на территории муниципального образования и обладают однопоточным характером.

Муниципальные финансы формируют экономическую основу местного самоуправления (далее по тексту — МСУ) и обладают социальной направленностью, так как используются для решения социально-экономических задач, стоящих перед МСУ. Можно выделить три функции, которые реализуют муниципальные финансы: распределение, регулирование и контроль.

Первая (распределительная) функция заключена в том, что муниципальные финансы формируют, распределяют и перераспределяют посредством бюджетного устройства, стоимость валового продукта и национального дохода.

Вторая (регулирующая) функция — это функция целевого воздействия органов МСУ на социально-экономического развитие муниципального образования.

Третья (контрольная) функция — реализуются в процессе реализации государственного и муниципального финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Рассмотрим практику формирования муниципальных финансов на примере Уфимского района Республике Башкортостан. В составе Уфимского района 9 сельских поселений, 89 населенных пунктов [1].

Муниципальные финансы формируются через аккумуляцию денежных средств в доходах бюджета муниципального образования. Бюджет муниципального образования регламентируется бюджетным законодательством Российской Федерации. Ежегодно Минфином Республики Башкортостан формируется рейтинг муниципальных образований по уровню доходов муниципального бюджета. В таблице 1 представлены районы-лидеры и аутсайдеры по уровню муниципальных финансов.

Таблица 1

Рейтинг муниципальных районов Республики Башкортостан по показателям доходов местных бюджетов на 01.01.2022 года [2]

место в рейтинге

сводный индекс

Наименование муниципальных районов

Исполнение уточненного годового плана поступления налоговых и неналоговых доходов, %

Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с соответствующим предыдущим периодом, %

Отклонение уточненного плана от утвержденного плана, в %

Собираемость по местным налогам, в %

значение

место

значение

место

значение

место

значение

место

1

93

Учалинский район

115,9

3

108,4

33

0,5

2

138,9

1

2

103

Хайбуллинский район

112,7

6

109,0

32

5,5

22

99,1

22

3

123

Абзелиловский район

132,1

1

113,8

17

4,9

20

104,9

10

4

129

Благовещенский район

116,1

2

146,3

1

12,2

43

97,7

31

5

139

Кигинский район

113,3

4

132,1

4

13,9

44

109,6

6

6

146

Дуванский район

111,3

9

106,2

40

5,3

21

112,9

3

7

148

Зианчуринский район

109,8

11

116,8

13

4,2

17

107,4

7

8

154

Благоварский район

105,0

24

111,0

30

10,9

39

107,0

8

9

155

Федоровский район

102,7

41

106,8

37

5,6

23

111,3

4

10

162

Белорецкий район

109,6

12

107,5

36

2,9

10

97,7

32

30

200

Уфимский район

101,8

45

122,5

7

42,3

54

99,3

21

52

249

Шаранский район

103,8

32

102,0

48

7,0

29

93,4

46

53

256

Куюргазинский район

105,4

22

109,5

31

11,4

40

96,3

37

54

261

Зилаирский район

104,6

29

116,8

12

16,7

47

100,3

20

Исходя из представленных в таблице 1 данных, можно сделать вывод о том, что лидерами рейтинга являются муниципальные районы, в экономике которых преобладает сфера промышленного производства, переработка промышленной и сельскохозяйственной продукции (Учалинский, Хайбуллинский, Благовещенский, Благоварский районы).

Все муниципальные районы республики без исключения за 2021 год исполнили уточненный план годовой план поступления налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета более, чем на 100 %.

В представленном рейтинге Уфимский район занимает 30 строчку с исполнением годового плана муниципального образования 101,8 %. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в Уфимском районе по сравнению с соответствующим предыдущим периодом составил 122,5 %. Однако, собираемость по местным налогом составила 99,3 %, то есть показатель не выполнен. По сравнению с 2019 годом район ухудшил свою рейтинговую позицию на 1 пункт [2].

На рис. 1 представлена динамика доходов бюджета района из расчета на 1 жителя Уфимского района за 2020–2021 годы.

Динамика доходов бюджета Уфимского района из расчета на 1 жителя за 2019–2021 годы, тыс. руб. [1]

Рис. 1. Динамика доходов бюджета Уфимского района из расчета на 1 жителя за 2019–2021 годы, тыс. руб. [1]

Представленные на диаграмме данные позволяют сделать вывод о том, что за три последних года общий объем доходов из расчета на 1 жителя района увеличился на 1,6 тыс. руб., в т. ч. за счет увеличения налоговых и неналоговых поступлений на 0,9 тыс. руб., за счет безвозмездных поступлений на 0,6 тыс. руб. На рис. 2 представлены основные характеристики бюджета муниципального образования за 2021 год.

Основные характеристики бюджета Уфимского района за 2021 год, тыс. руб. [1]

Рис. 2. Основные характеристики бюджета Уфимского района за 2021 год, тыс. руб. [1]

Утвержденный план бюджета в 2021 году был дефицитный, однако уточнений план и исполнение позволило исключить дефицит и выйти с профицитом 84958,3 тыс. руб. к концу 2021 года.

В таблице 2 представлена динамика муниципальных финансов района за 2019–2021 годы.

Таблица 2

Динамика муниципальных финансов Уфимском районе за 2019–2021 годы, тыс. руб. (исполнение) [1]

Показатель

2019 г

2020 г

2021 г

Откл., +/- 2019–2021

Консолидированный бюджет по доходам в номинальных ценах

3043397,2

3267478

3430366

386969

Консолидированный бюджет по расходам в номинальных ценах

3084515,1

323561,4

3345407,4

260892

Доля собственных доходов района в доходах консолидированного бюджета, %

31,9

28,7

28,2

-3,7

Как видно из представленных в таблице 2 данных, бюджет района в 2019 году — дефицитный, в 2020–2021 годах — профицитный. Однако, фактическое увеличении доходов бюджета объясняется ростом инфляции, план по налоговым и неналоговым доходом в районе не выполняется. Уровень собственных доходов местного бюджета в сопоставимых ценах демонстрирует отрицательную динамику.

Основные проблемы, негативно влияющие на формирование местных финансов в Уфимском районе, заключаются в следующем.

Во-первых, недостаточно эффективно реализуются меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Эта проблема определяется тем, что в районе несвоевременно проводится инвентаризация договоров аренды муниципальной собственности, не своевременно вносится информация в ФИАС.

Во-вторых, заметной проблемой в формировании местных финансов является недостаточная эффективность работы по легализации объектов налогообложения. Это приводит к снижению собираемости налоговых доходов.

В-третьих, поскольку муниципальные финансы являются важнейшим ресурсом социально-экономического развития территории, необходимо выделить проблему недостаточно эффективной работы по привлечению инвестиций в экономику района.

Исходя из обозначенных основных проблем формирования муниципальных финансов, можно обозначить следующие пути решения.

На сегодняшний день необходимо активизировать и повысить контроль за работой по увеличению поступлений по НДФЛ, проводить мониторинг перечислений в бюджет от крупных налогоплательщиков, своевременно проводить инвентаризацию договоров аренды, внесение информации в ФИАС, контролировать поступление платы за право размещения нестационарных торговых объектов.

Также важно реализовать мероприятия в рамках земельного контроля по выявлению земельных участков, не используемых по целевому назначению, невостребованных участков, а также неучтенных объектов недвижимого имущества.

Комиссии по легализации объектов налогообложения необходимо реализовать работу по выявлению резервов поступлений НДФЛ (выявлять случаи занижения официальной заработной платы в районе, работать с доведением заработной платы до среднего уровня).

Бизнес-шерифу Уфимского района необходимо разработать стратегию по привлечению инвестиций и инвесторов в муниципальное образование, что позволит создать новые рабочие места, и, тем самым, увеличить собираемость налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования.

Таким образом, муниципальные финансы — это, прежде всего, основной ресурс, который в значительной степени способствует достижению эффективной реализации социальных и экономических интересов муниципального образования. В настоящее время социально-экономическое положение муниципального образования находится в зависимости от уровня эффективности формирования местных финансов. Следовательно, органам МСУ необходимо максимально эффективно использовать такой механизм содействия устойчивому развитию, как муниципальные финансы.

Литература:

  1. Действующие документы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: https://ufim.bashkortostan.ru/(дата обращения 30.12.2022).
  2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан: Рейтинг муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по показателям доходов местных бюджетов за 2021 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/documents/other/400923/ (дата обращения 30.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Уфимский район, муниципальное образование, финансы, Башкортостан, доход, консолидированный бюджет, местное самоуправление, муниципальный бюджет, Благоварский район, Российская Федерация.


Похожие статьи

Основные источники доходов местного бюджета

Доходы муниципального бюджета, как и всех других бюджетов, представляют собой

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11].

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11].

доход, бюджет, местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная собственность...

Статьи по ключевому слову "местный бюджет" — Молодой учёный

Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ, регулирующих порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (на примере Ставропольского края).

Оценка особенностей регионального консолидированного...

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб., всего, из них: 71 293,30.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской.

Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных

Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г...

Доходы муниципальных образований: проблемы правого...

Налоги и сборы регионального уровня поступают в бюджет субъектов России, однако могут быть перечислены в местные бюджеты согласно утвержденным нормативам. Местные же налоги и сборы имеют место зачисления в бюджеты муниципальных образований.

Анализ динамики доходов бюджета муниципальных...

Доходы бюджета муниципального образования «Таттинский улус» образуются за счет

период 2012–2014 гг. наблюдается увеличение доходов бюджета муниципального района.

Неналоговые доходы бюджета МР «Таттинский улус» резко снизились в 2014 году.

6. Чуловский К. Ю. Понятие местного бюджета и его доходов в Российском бюджетном праве...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

В данной статье будут рассмотрены особенности планирования и исполнения бюджета муниципального

Ключевые слова: местные налоги, налоговые доходы, местный бюджет, доходы

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет...

доход, бюджет, местное самоуправление, Российская...

Ключевые слова: методы формирования муниципальных финансов, муниципальные финансы, местный бюджет, финансовые средства, доход, расходы.

Бюджет муниципального образования (муниципального района) — это финансовый план.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог

В бюджеты муниципальных районов, городских округов установлены нормативы

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовая...

Формирование муниципальных финансов | Статья в журнале...

Ключевые слова: муниципальные финансы, местное самоуправление, государственное

Здесь муниципальные финансы — это финансы местных органов власти.

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий

финансовый интерес, что дает возможность привлечь в местные бюджеты дополнительные доходы.

Похожие статьи

Основные источники доходов местного бюджета

Доходы муниципального бюджета, как и всех других бюджетов, представляют собой

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11].

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11].

доход, бюджет, местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная собственность...

Статьи по ключевому слову "местный бюджет" — Молодой учёный

Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ, регулирующих порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (на примере Ставропольского края).

Оценка особенностей регионального консолидированного...

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб., всего, из них: 71 293,30.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской.

Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных

Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г...

Доходы муниципальных образований: проблемы правого...

Налоги и сборы регионального уровня поступают в бюджет субъектов России, однако могут быть перечислены в местные бюджеты согласно утвержденным нормативам. Местные же налоги и сборы имеют место зачисления в бюджеты муниципальных образований.

Анализ динамики доходов бюджета муниципальных...

Доходы бюджета муниципального образования «Таттинский улус» образуются за счет

период 2012–2014 гг. наблюдается увеличение доходов бюджета муниципального района.

Неналоговые доходы бюджета МР «Таттинский улус» резко снизились в 2014 году.

6. Чуловский К. Ю. Понятие местного бюджета и его доходов в Российском бюджетном праве...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

В данной статье будут рассмотрены особенности планирования и исполнения бюджета муниципального

Ключевые слова: местные налоги, налоговые доходы, местный бюджет, доходы

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет...

доход, бюджет, местное самоуправление, Российская...

Ключевые слова: методы формирования муниципальных финансов, муниципальные финансы, местный бюджет, финансовые средства, доход, расходы.

Бюджет муниципального образования (муниципального района) — это финансовый план.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог

В бюджеты муниципальных районов, городских округов установлены нормативы

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовая...

Формирование муниципальных финансов | Статья в журнале...

Ключевые слова: муниципальные финансы, местное самоуправление, государственное

Здесь муниципальные финансы — это финансы местных органов власти.

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий

финансовый интерес, что дает возможность привлечь в местные бюджеты дополнительные доходы.

Задать вопрос